Солнце не взойдет, а автобус выйдет

Находкинское пассажирское автотранспортное предприятие традиционно является не только крупнейшим, но и основным перевозчиком пассажиров Находки. Здесь самый большой парк автобусов разного класса, регулярно курсирующих на городских, пригородных и междугородных маршрутах, хорошая ремонтная база и самый многочисленный коллектив по сравнению с другими городскими перевозчиками.
Сегодня оно отмечает свое 60-летие. Накануне юбилея мы встретились с генеральным директором группы компаний Находкинского ПАТП Алексеем ГАШЕВЫМ и попросили его ответить на некоторые вопросы.
3 Алексей Александрович, в советскую эпоху жизнь предприятий исчислялась пятилетками, сегодня — от юбилея до юбилея. Мы живем в то время, когда все стремительно меняется. Какими для вашего коллектива оказались минувшие десять лет и что нового было за это время в российском законодательстве, кардинально повлиявшего на перевозки населения общественным транспортом?

— Мы работаем в тех рамках, которые устанавливает законодательство РФ. Один из основных документов, повлиявших на работу пассажироперевозчиков, – закон ФЗ-220 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». С его вступлением в силу изменились Устав автомобильного транспорта, Правила пассажирских перевозок, ужесточились требования — лицензионные и по перевозке детей, учитывая растущие в стране показатели аварийности. А мы всерьез столкнулись с падением пассажиропотока, потому что многие пересели на личные автомобили.
Но чтобы и дальше «не перевозить воздух», на маршрутах № 4 и 6 большеместные автобусы заменили машинами малой вместимости. И они прекрасно справляются с поставленными задачами. На маршрутах № 2, 5 и 9 часть автобусов заменили «микриками». Если рыбаки живут от хвоста, то перевозчики пассажиров – от билета. Это наш основной источник дохода, который с каждым годом становится все меньше.

3 Недавно прошло повышение тарифов на проезд. Это помогает решать текущие вопросы?

— Только текущие. Повышение стоимости проезда будет еще. Это вынужденная мера, чтобы общественный транспорт не встал вообще. 35 рублей за одну поездку – предел, ниже просто не можем работать. Кстати, во Владивостоке с первого ноября стоимость проезда в общественном транспорте также поднимается до 35 рублей. А в Москве она уже давно составляет 55 рублей за одну поездку. Так что мы не переходим границы. Если уж на то пошло, пассажир сегодня платит 60 процентов от себестоимости наших затрат на перевозку. И в эти 35 рублей еще не «забита» основная статья расходов – обновление подвижного состава.
Многие задаются вопросом, почему в прежние годы тарифы на проезд росли не так часто, как сегодня. А потому, что они сдерживались за счет дотаций, которых давно ни от кого не получаем. Были, правда, обещания от краевых властей, но они так и остались на словах. Вместе с тем предприятию в последние годы удалось приобрести около двух десятков новых отечественных и импортных автобусов разной вместимости как в лизинг, так и за счет кредитных средств. И мы еще долго будем рассчитываться за них. Зато пассажиры ездят не в дырявых, а комфортных автобусах.

3 Как складываются отношения с местными и крае-выми властями?

— В нынешнем году губернатор Олег КОЖЕМЯКО хорошо помог остановить коррупционные действия определенного круга чиновников, усиленно пытавшихся разрушить рынок пассажирских перевозок. Вот, в принципе, и все. Отношения с местной властью носят чисто рабочий характер. Но мы прекрасно понимаем, муниципалитет из-за отсутствия бюджетных средств не в состоянии повлиять на сдерживание тарифа, увеличение качества перевозок и обновление автопарка.
С другой стороны, правительство России предлагает перевозчикам обновлять подвижной состав посредством концессии — за счет средств местного или краевого бюджетов. Но при такой форме сотрудничества автобусы становятся собственностью, к примеру, администрации Находки, и тогда уже она будет сдавать их перевозчику в подряд для дальнейшей эксплуатации. Данный механизм прорабатывается обеими заинтересованными сторонами. Возможно, на сегодняшний день это пока единственный путь сдерживания роста тарифов на проезд в общественном транспорте и обновления автобусного парка.

3 На некоторых городских пассажирских маршрутах появились машины оте-чественного производства. Насколько они устраивают перевозчика и составляют ли конкуренцию импортным автобусам?

— По комфорту и другим параметрам до конкуренции с теми же корейскими им далековато. Это машины Павловского автозавода, они приходят во Владивосток и несколько единиц работают на маршрутах Находки. Их приобретение — вынужденная мера, потому что правительство ввело заградительные пошлины на ввоз импортных автобусов. Сегодня цена, к примеру, 45-местного автобуса южнокорейской фирмы «Хендай» подскочила до 18 миллионов рублей. И теперь эта прекрасная во всех отношениях машина стала для нас недоступной. А пазик – он и есть пазик.

3 Алексей Александрович, что еще делается на вашем предприятии с той целью, чтобы улучшить сервис и качество обслуживания пассажиров?

— Автобусы всех маршрутов и сообщений группы компаний Находкинского ПАТП обеспечены портативными кассовыми аппаратами безналичного расчета. Теперь вся наша выручка прозрачна и проходит онлайн через налоговую инспекцию. Как оказалось, безнал удобен для людей, с каждым днем все больше пассажиров предпочитают рассчитываться за проезд электронными картами. Их доля составляет уже примерно две трети от дохода компании.
Особое внимание уделяется цифровизации. С помощью спутниковой системы ГЛОНАСС пассажир, скачав на свой сотовый телефон электронную программу «Яндекс-карта», может видеть движение по линии необходимого автобуса, его расписание, точно знать, в какое время подойдет он на ту либо иную остановку. Таким нововведением могут похвалиться только два города в крае: Владивосток и Находка.
Сервис и качество обслуживания растут, и нашими услугами пользуется все больше пассажиров. К примеру, на межгороде за последнее время объем перевозок увеличился в два раза. Добавились новые маршруты в Дальнереченск, Преображение, Спасск-Дальний. В прошлом году удалось выиграть конкурс, и теперь полностью обслуживаем маршрут № 207 Находка-Партизанск. Для этого приобрели пять новых пазиков и несколько автобусов малой вместимости марки «Газель» с мягкими сиденьями.

3 Находкинское АТП создало сеть собственных автокасс в городе и крае. Что это дало?

— Работа находкинского автовокзала уже давно, мягко говоря, нас не устраивает. И в первую очередь потому, что стоимость билетов на междугородные маршруты здесь изрядно завышена. Чтобы снизить ее, мы построили собственные автокассы по продаже билетов на текущие рейсы на железнодорожном вокзале во Владивостоке, в Уссурийске и Шкотово. Наша автостанция теперь есть и в Партизанске, который является серьезным трудовым ресурсом для Находки. Пункт по продаже билетов здесь больше напоминал газетный киоск, нежели автостанцию. Пассажиры в ожидании автобуса были вынуждены находиться на улице в любую погоду и время года. Теперь здесь добротное благоустроенное помещение, а главное, цена билетов на партизанском направлении ниже почти в два раза, чем в среднем по краю.
В ближайшее время планируем строительство автостанции в Находке рядом с действующим автовокзалом. С этой целью получили и оформили в собственность участок земли, а действующее помещение расширим и будем дальше использовать по назначению.

3 Что пожелаете сотрудникам в честь юбилея компании и предстоящего Дня автомобилиста?

— Поздравляю всех работников группы компаний Находкинского АТП с этой знаменательной датой и профессиональным праздником! Желаю крепкого здоровья, безаварийных дорог, профессионального роста и благополучия. Будем и дальше вместе решать поставленные задачи. Солнце не выйдет, а автобус должен выйти на линию. Так было, и так будет.
29 октября в 12 часов в Доме молодежи состоится торжественное собрание, где многие сотрудники группы компаний АТП получат почетные грамоты губернатора и Законодательного собрания Приморского края, краевого министерства транспорта, администрации и думы Находки, грамоты и благодарности АТП. Состоится выставка-конкурс «Автобус в рисунках детей» и награждение победителей, показ фильма «Всегда в пути», будем принимать поздравления гостей, чествовать юбиляров. Приглашаю всех свободных от смены. С праздником! С юбилеем!

Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Даты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.