«Почему убирают виадук на станции Крабовая, которым много лет пользовались рыбаки и горожане? В чём причина такого решения? Анатолий Зуев».
В МИНУВШЕЕ воскресенье завершились работы по демонтажу виадука, проходящего от главной автомагистрали через железнодорожные пути станции Крабовая к центральной проходной ОАО «Находкинская БАМР». Казалось, что тут особенного, выполнены вполне обычные работы. Да и к тому же сегодня по городу демонтируется немало ветхих зданий и сооружений. Всё оно так, если бы не одно но… Для работников БАМРа и их родственников это событие особенное, в отрицательном смысле. Одни десятилетиями пользовались этим сооружением, чтобы вовремя попасть на работу, другие ходили по нему, чтобы проводить или встретить из рейсов близких людей. И было так удобно.
Когда я прибыл на место, рабочие Пётр Никерин, Григорий Абашин и Евгений Евлантьев находкинского предприятия ООО «Дальневосточная металлозаготовительная компания» уже заканчивали демонтаж первого сооружения от автомобильной трассы через глубокий овраг к железнодорожным путям.
— Сегодня закончим этот участок, — сказал Пётр, — а в субботу и воскресенье, когда можно будет перекрыть движение автотранспорта на участке дороги в районе магазина «Мебель XXI век», срежем и вторую часть виадука, ведущую от железнодорожных путей к управлению базы.
— Я работаю пекарем в БАМРе почти 30 лет, последнее время хожу в море на РТМ «Климово», — сказала Галина Маркина, принявшая участие в беседе. – «Четвёрка» выходит утром на маршрут поздно и рано сходит с линии, поэтому я всегда приезжала на работу первой «пятёркой», чтобы к 7.30 уже приготовить экипажу завтрак. Да и на судне могла припоздниться, нисколько не переживая, что вечером придётся долго добираться обратно. Теперь виадук убрали, с «пятёрки» уже не пойдёшь через овраг. А как приезжать на работу вовремя — не представляю. На такси накладно, за опоздания начальство уже стало ругать.
— Я тружусь прачкой на судне в БАМРе тоже почти три десятка лет, — вступила в разговор Наталья Архипова. — Езжу с Арсеньева. В праздничные и выходные дни «четвёрка» ходит до БАМРа раз утром, раз вечером. Бывает, опоздаешь на минуту, а потом вынуждена топать до работы километра три пешком. Такая картина уже случалась и вечером. Это, конечно, не дело.
Виадук был построен почти сорок лет назад, когда на рыбацком предприятии насчитывалось более 130 единиц среднего и крупнотоннажного флота и было занято около 15 тысяч человек. Учитывая, что автобусы самого протяжённого в городе маршрута № 5 ходили регулярно и довольно часто, руководство БАМРа пошло на дополнительные затраты и возвело это сооружение для удобства людей. У многих сразу отпала необходимость добираться на работу на перекладных и оплачивать несколько поездок. Невозможно сосчитать, сколько миллионов человек воспользовались виадуком за эти годы. И все они были безмерно благодарны руководству БАМРа. Я и сам по нему проходил почти двадцать лет, когда отправлялся сюда по делам редакции.
За время эксплуатации на этом сооружении периодически проводились ремонты перил, дощатого покрытия площадок и ступеней с заменой обрамления из уголка и полосовой стали. Последний раз эти работы выполнялись десять лет назад, правда, тогда металлические конструкции обновлять не стали, скорее всего, это влекло серьёзные финансовые издержки. Сегодня многие предприятия переживают экономические трудности. Они не обошли стороной и ОАО «Находкинская БАМР». За время реорганизации здесь осталось чуть более полутора десятков рыбодобывающих судов, немногим более 300 управленцев и около двух тысяч плавсостава. Это уже не тот БАМР, что был прежде. Теперь на счету каждый рубль. По сути, зачем предприятию эти внеплановые затраты. Согласно данным бухгалтерского учёта виадук на балансе ОАО «НБАМР» никогда не числился. В состав имущества, включённого в план приватизации в 1992 году, он также не вошёл. Согласно ст. 222 ГК РФ данное строение квалифицируется как самовольная постройка, что не даёт права приобретения его в собственность. Это сооружение стало для предприятия бременем.
Два года назад законодательство не позволило включить виадук в список муниципального имущества — руководство базы обращалось с такой просьбой в администрацию города, но оснований для такого решения нет. А время шло. По сути бесхозное сооружение постепенно приходило в негодность и становилось небезопасным для жизни и здоровья пешеходов.
И тогда около сотни обеспокоенных рыбаков написали генеральному директору ОАО «НБАМР» Петру Савчуку очередное тревожное письмо. В нём говорилось: «В настоящее время техническое состояние виадука опасно для эксплуатации. При подходе к его ступеням произошло сползание грунта, в результате образовалась большая дыра, где можно получить травму. Переходные площадки и ступени находятся в аварийном состоянии. В некоторых местах появились серьёзные зазоры на сварных швах металлических конструкций, сами конструкции имеют порывы, искривления, деформации… В результате движения потока пешеходов металлический каркас вибрирует, доски стали подвижными и неустойчивыми. Отдельные ступени закреплены проволокой. Несколько человек уже получили здесь травмы разной степени. Хотелось напомнить, что виадуком пользуются не только бамровцы, но также и судоремонтники ОАО «Приморский завод», крайняя проходная которого находится рядом с управлением БАМРа, КГУП «Примтеплоэнерго», многие жители спального микрорайона Крабовой, индивидуальные предприниматели».
Обязанности генерального директора ОАО «НБАМР» на тот момент исполнял первый заместитель Олег Дарькин. Учитывая тот факт, что техническое состояние виадука не соответствует требованиям приказа Минтранса РФ №18 от 08.02. 2007 г. «Об утверждении Правил нахождения граждан и размещения объектов в зоне повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, а также проезда и перехода через железнодорожные пути», он принял другое решение — о немедленном сносе этого сооружения.
— Дело даже не в деньгах, которые требовались на ремонт виадука, миллион рублей БАМР, конечно, бы нашёл, — сказал Олег Михайлович. – Проблема в другом. В своё время сооружение было построено с мыслимыми и немыслимыми нарушениями технических норм и правил безопасности, поэтому изначально представляло угрозу жизни и здоровью людей. А в последние годы рыбаки, к сожалению, нередко стали приходить на суда в нетрезвом состоянии, хотя их за это строго наказывают. Зимой и в дождь по виадуку идти скользко, в тёмное время он не освещался. Но ещё опаснее было проходить через железнодорожные пути, где постоянно и хаотично работают маневровые паровозы на формировании составов. К тому же здесь нет никаких сигнальных знаков. Обычно на конце маневрового поезда стоит сигнальщик, но и он может не увидеть человека, идущего по путям. А если и заметит, то не сможет вовремя остановить поезд. Сами понимаете: железная дорога – зона повышенной опасности. Частенько днём и ночью здесь немало шаталось праздных и подвыпивших людей, не работающих в БАМРе. Поэтому если бы мы приняли решение о ремонте виадука, то подтолкнули бы граждан к очередным нарушениям и травматизму. Была мысль построить подземный переход под железнодорожными путями, но этот проект оказался дорогостоящим.
Чтобы не оставить людей один на один с их проблемой, в мае текущего года Олег Михайлович обратился с письмом к главе города Олегу Колядину с просьбой посодействовать в изменении графика движения городских автобусов, чтобы решить транспортную проблему рыбаков. И власти пошли навстречу.
Как сообщил заместитель генерального директора по эксплуатации Находкинского автотранспортного пассажирского предприятия Сергей Гайдамакин, из-за своей нерентабельности движение автобуса на маршруте № 4 уже хотели сократить до стадиона, а дальше рыбаки и жестянщики добирались бы на работу, кто как мог. Но вопрос с виадуком помог оставить маршрут в прежнем виде. Более того, если раньше по выходным дням «четвёрка» делала до ЖБФ всего лишь по одному рейсу — утром и вечером, то сегодня их количество возросло в три раза. Первый автобус отправляется от фабрики в 6.58, потом в 7.48 и в 8.14, вечером соответственно в 17.00, 18.33 и 20.10. В рабочие дни интервал движения на этом маршруте теперь составляет всего 10 минут. Для удобства работников БАМРа и других предприятий, проживающих в районах Пади Ободной и Центральной площади, автобус маршрута № 7 ДКС – Арсеньева по одному рейсу утром и вечером в рабочие дни будет делать также непосредственно до ЖБФ. Так что не всё так плохо, как оно кажется на первый взгляд. А виадук, конечно, жалко. Кроме переходного моста он в какой-то мере ещё служил и видовой площадкой.
Владимир ПАНТЮХОВ