Обновление техники, акцент на экологии и китайское направление: как «Малый Порт» принимает новые вызовы

Повсеместный кадровый голод, сниженная цена на уголь, модернизация оборудования в условиях санкций — вызовы, с которыми сегодня сталкиваются российские порты. Стивидорная компания «Малый Порт» — не исключение. При этом, предприятию удается не просто сохранять уровень грузооборота, но и наращивать его: за восемь месяцев 2024 году терминал обработал 2,465 тысяч тонн груза, против 2,265 тысяч тонн за тот же период прошлого года. О том, как предприятие живет в условиях изменчивого рынка, рассказал его руководитель Игорь Кукунин.

ООО «Стивидорная компания «Малый Порт» (входит в состав АО «Портовый альянс») основано в 1992 году. Компания эксплуатирует универсальный перегрузочный комплекс в порту Восточный, состоящий из трех оборудованных причалов общей протяженностью 416 метров с глубиной у причальной стенки до 12 метров.

— Что вообще сейчас происходит с рынком, и как удается преуспевать относительно небольшому предприятию?
— Рынок меняется. Основной клиент сейчас — Китай, раньше это были Япония и Корея. В связи с тем, что, в целом, грузопоток переформатировался с европейского на азиатский, железная дорога не всегда к нему готова. Конкуренция большая, а цена на уголь в разрезе с 2021 года минимальная. Нам помогает то, что «Малый Порт» — часть «Портового альянса». Это управляющая компания, в состав которой входит пять портов. Все руководители активно взаимодействуют друг с другом. Плюс, налажено взаимодействие с железной дорогой. Например, благодаря тому, что Находка и Ванино находятся на Дальнем Востоке мы при необходимости можем оперативно менять направление грузов.

— А как развивается сам «Малый Порт»? Какие изменения происходят на терминале?
— Мы улучшаем технологические процессы, закупаем новую технику. Сейчас количество перегрузочного оборудования оптимально для наших задач и объема перевалки. Есть некоторые сложности в вопросах обновления и модернизации, не в количестве, а в качестве. Если раньше мы смотрели на европейского производителя, сейчас — в сторону отечественного. Например, в этом году приобрели два фронтальных погрузчика марки «Кировец». Они уже хорошо показали себя. И есть очевидные плюсы в перспективе: запчасти всегда в доступе, сложностей с доставкой тоже не будет. Кроме того, сместили акцент на Китай, ездим на заводы, знакомимся. Далеко не вся техника соответствует нашим требованиям, но мы видим живой отклик от производителей, они готовы внедрять в уже существующую линейку те детали, которые важны нам.
Кроме техники, важно повышение компетенции сотрудников. Когда молодые специалисты приходят на предприятие, у них у всех уже есть знания и корочки, но в работе на любой технике есть нюансы: от кранов до манипуляторов и погрузчиков. Мы проводим обучение и адаптируем уже имеющиеся знания.

— Есть ли у предприятия инвестиции в развитие? Насколько сложно получить кредиты?
— У нас нет заемных средств, все средства собственные. В 2024 году выделено 34,5 миллионов рублей на ремонтную программу, которая включает ремонт здания комплекса (душевые, раздевалки, столовая, часть кабинетов), замену асфальта и части бетонного покрытия на терминале. Кроме того, не забываем, что порту в этом году уже 32 года, пора менять кабельные линии. Тоже в планах на этот год.

— Ощущает ли «Малый порт» дефицит кадров?
— Портов на Дальнем Востоке много, специалистов для этой сферы обучают мало. У нас небольшая текучесть кадров, сейчас на предприятии работает 283 человека, открыто девять вакансий. Для привлечения новых сотрудников мы плотно взаимодействуем с учебными заведениями, но, кроме этого, активно работаем над удержанием персонала. Не только зарплатой, но и социальными программами: компенсация детского отдыха, санаторно-курортного отдыха, абонементы на спортивные занятия, комфортное рабочее место, выплаты по коллективному договору. Ежегодно мы расширяем льготы. Огромное внимание уделяем обучению персонала. Принимаем молодых специалистов без опыта, и есть огромное количество примеров, как наши линейные сотрудники именно в «Малом Порту» вырастают в руководителей. Делаем так, чтобы сотрудники приходили к нам и оставались.

— Перейдем к экологии. Зачастую эта тема возникает первой, как только речь заходит о перевалке угля. Как обстоят дела с охраной окружающей среды в «Малом Порту»?
— Мы никуда не денемся от того, что уголь нужно экспортировать. Это важно для страны и региона. Понимая, что это пылящий груз, к экологии на предприятии относимся с особым вниманием. Мы поддерживаем не только качество поставляемого груза, но и соответствуем международным экологическим стандартам. Экологичность процессов распространена на все этапы производства.
Даже при закупке оборудования мы выбираем то, которое удовлетворяет напрямую или косвенно экологические требования. Например, грейфер. Его прямое назначение — перевалка. Но при формировании технического требования учитывалось наличие усиленной кромки для предотвращения просыпи.
На терминале установлен ветрозащитный 16-метровый экран протяженностью более 500 метров, пять пушек пылеподавления, постоянно происходит орошение штабелей. Система орошения работает и на манипуляторах и конвейерах. Зимой используем ПАВы — химические вещества, которые покрывают штабель корочкой. Есть коммунальные машины, которые дополнительно орошают и пылесосят проезды терминала. Для контроля выбросы в атмосферу на самом терминале и в санитарной зоне порта установлены два датчика.

— Расскажите о том, как вы стали руководителем предприятия?
— Находка — моя родина. Я здесь родился, получил образование «финансы и кредит» и начинал свою трудовую деятельность как раз в «Малом Порту» в должности экономиста. Сам порт видел только через окно, а потом мне стало интересно, как устроено предприятие, стал знакомиться с коллегами, процессами, порт начал меня вдохновлять и из экономистов я перешел в стивидоры. В 2013 году я уехал из Находки в Мурманск, продолжил трудовой путь там. А в 2023 мне предложили вернуться в Находку уже в должности директора моего родного предприятия.

— Вы увидели разницу между Находкой 10 лет назад и сейчас?
— Колоссальную. Это просто два разных города. Находка всегда была красивым маленьким городом, а сейчас видно, как она развивается. Строятся дороги, детские сады, жилые комплексы, видны перспективы.

— Есть ли у вас напутствие для молодых специалистов, которые только думают связать жизнь с портовой деятельностью?
— Какими бы сейчас не были сложности в портах, это временно. Я смотрю в будущее с оптимизмом. Во-первых, потому что не существует альтернативы морскому транспорту по массовому грузу. Приходя в порт, вы обязательно найдете себя и сможете реализоваться абсолютно в разных направлениях.

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.