Вези меня, автобус…

С первого ноября внесены изменения в организацию работы городского пассажирского автотранспорта. Каким образом они коснулись основных перевозчиков, и что изменилось в их работе? На этот и другие вопросы мы попросили ответить начальника отдела транспорта и связи муниципального казённого учреждения «Управление городским хозяйством» Александра ЧЕРНЫХ.


— Александр Иванович, с первого ноября стоимость проезда в отдалённые микрорайоны Находки — Врангель и Ливадию снизилась более, чем в три раза, до 40 рублей за поездку. Благодаря чему?
— Эта работа началась ещё весной прошлого года. А в конце лета нынешнего года нам уже поступило уведомление от перевозчиков, что они планируют поднять стоимость проезда на городском пассажирском автотранспорте до 45 рублей. Мы провели совместное заседание по дальнейшей работе маршрутов № 22 Находка-Южно-Морской и № 26 Находка-Врангель. Эти микрорайоны являются частью города, но их жители долгое время платили за проезд в три раза больше горожан.
Врангелевцы и ливадийцы не раз поднимали этот вопрос, как перед местной властью, так и губернатором, что это несправедливо. И мы понимали это. Молодёжь и дети из тех мест много ездят в Находку и по учебе, и в спортивные секции, ездят и пенсионеры — в больницу и по другим вопросам. А за 130 рублей в одну сторону много не наездишься. Но средств на утверждение единого тарифа всё время не хватало, как в местном, так и краевом бюджетах. Не секрет, что оба маршрута являются убыточными, поэтому от них все перевозчики старались отказаться. Здесь была и текучесть кадров, в первую очередь, среди водителей. Потому что компании не могли предложить им достойную конкурентоспособную зарплату.
Был проведён открытый конкурс, заказчиком которого выступила администрация города. Подготовлен ряд нормативно-правовых актов, которые прошли много проверок и согласований в контролирующих и надзорных органах. В апреле минувшего года состоялось заседание комиссии по тарифам. На тот момент цена проезда в городских автобусах составляла 40 рублей за одну поездку. Поэтому и приняли решение — установить цену на проезд в Южно-Морской и Врангель в размере 40 рублей. По действующему законодательству пересматривать тарифы можно не чаще, чем раз в год. Поэтому, когда с первого ноября запустили эти маршруты по новой схеме, установили тариф 40, а не 45 рублей, как по городу. Оба маршрута находятся на регулируемом тарифе, и, как минимум, до апреля будущего года пересматриваться не будут. Их может изменить только администрация города, но не перевозчик.
Когда одну проблему решили, можно уделить внимание маршрутам №№ 2, 4, 6 по стабилизации обстановки и на них. К примеру, перевозчик полностью высвободился от 22 маршрута, там остались незадействованными водители. Скорее всего, ему полностью отдадим маршрут № 2.
— Новенькие автобусы на 22 и 26 маршрутах – тоже часть этой программы?
— Да, в рамках перевода маршрутов на регулируемый тариф, закуплены новые отечественные автобусы среднего и большого класса, как синего, так и белого цветов и переданы ООО «Центр развития спорта», которое согласилось на условия заказчика по этому контракту. Восемь из них уже работают на линии. По шести аналогичным машинам заканчивается процедура передачи, после чего они также будут включены в работу на городских пассажирских перевозках. Кроме того, до конца текущего месяца будут дополнительно включены в работу ещё шесть, но уже большеместных автобусов.
Большая часть средств на реализацию этого контракта была выделена из краевого бюджета, часть денег направлена из местного. Это произошло благодаря тому, что город принял участие в некоторых краевых программах и получил деньги на основании тех заявок, которые мы подавали своевременно.
— Наверное, не последнюю роль в переводе маршрутов на регулируемый тариф сыграло слово губернатора?
— Безусловно. И губернатор, и глава Находки понимали необходимость перевода этих двух маршрутов на регулируемый тариф. Но, повторюсь, недостаток финансирования не позволял это сделать раньше. Большую поддержку в работе по переходу также оказало министерство транспорта Приморского края. С ним у нас ведётся постоянная работа: оно предоставляет финансирование на эти маршруты, перед ним отчитываемся по израсходованным средствам.
Когда рассматривался вопрос по установлению тарифов, можно было бы оставить их на прежнем уровне, когда билет во Врангель и Южно-Морской в среднем стоил около 130 рублей за поездку. Но глава Находки Тимур МАГИНСКИЙ, заняв принципиальную позицию, сказал: «Как хотите, но перевозку пассажиров на этих двух маршрутах необходимо осуществлять по тарифу городского пассажирского автотранспорта». На тот момент он был 40 рублей. Его поддержали депутаты городской думы и комиссия по тарифам.
До марта будущего года автобусы маршрутов №№ 22 и 26 поработают в тестовом режиме. Для перевозчика это новый маршрут, и его нужно «обкатать». Возможно, за это время произойдут какие-то изменения в плане оптимизации, но не в сторону уменьшения машин и количества рейсов. Информацию о изменениях будем регулярно публиковать на сайте администрации города. А в марте будет заключён долгосрочный контракт и тогда выйдем на стабильный график.
— В Находку и обратно каждый день из этих микрорайонов много едет студентов, пенсионеров по разным делам, школьников в спортивные секции… Это заметно отражалось на их кошельке и семейном бюджете. Можно представить, как они теперь благодарны властям.
— Благодарностей пока не поступало. На днях возникли негодования пассажиров, что автобусы набиты битком. Оно и понятно, цена на проезд стала в три раза меньше, и народ ринулся в город решать свои вопросы.
— Водителей сохранили, а кондукторов сократили…
— Они, в основном, были из Врангеля, причём, пенсионеры. Перевозчик на своё усмотрение может взять кондуктора, а может эти функции возложить на водителя. Для предприятия это будет ещё один из способов увеличения зарплаты водителей. Текучесть среди них – давняя проблема. В городе не хватает процентов 40 водителей. И особенно это ощутимо в автобусных компаниях. Причин тому несколько. Получить права на управление автобусом гораздо сложнее, чем на другую технику. Да и управлять автобусом можно только с 21 года. Зарплата водителя автобуса в самых оптимистичных пределах колеблется около 80 тысяч. Сегодня город развивается, люди этой специальности востребованы, их приглашают на грузовики, обещая зарплату от 120 тысяч. Поэтому молодёжь особо не заморачивается: получают права на грузовик и устраиваются на работу в транспортные компании. Кроме прочего, там не надо водителю вести воспитательную работу с пассажирами, выслушивать раздражение некоторых в свой адрес. В этой связи хотелось призвать водителей с кондукторами и пассажиров быть взаимовежливыми.
— Нехватка водителей автобусов — многолетняя проблема. Неужели нет выхода?
— Сегодня проводится определённая работа в этом направлении. Прошло очередное совместное совещание Центра занятости населения и администрации города, по результатам которого с января будущего года будет заключён обоюдный контракт, и Центр занятости начнёт бесплатно переобучать водителей на категорию «Д».
— Раньше был социальный маршрут № 19 КПД — мыс Астафьева, когда можно было без пересадки проехать из одного конца города в другой. Многие пользовались им. Не планируется вернуть его?
— Планируется. Но пока никто из перевозчиков не проявил желания работать на нём. Город наш специфический, примерно 70 процентов маршрутов пересекаются на Находкинском проспекте, и каждый автобус, как бы забирает у других часть дохода. К примеру, от площади Совершеннолетия до Заводской можно доехать на автобусах четырёх маршрутов. Мы очень надеемся, и даже уверены, что убедим перевозчика в тестовом режиме запустить маршрут № 19 с декабря текущего года. Вначале это будет два автобуса, причём, начинать свою работу они будут во второй половине дня и останутся на линии часов до 22-23. Перевозчикам этот маршрут пока не интересен, но убеждаем их. На последней встрече они высказали свои пожелания и предложения, которые мы учли. В ноябре проведём третий конкурс по этому маршруту.
— На днях по краевому радио сказали, что в текущем году на пассажирские перевозки краевой бюджет направил полмиллиарда рублей, 600 миллионов запланировано на эти цели и в будущем году. Находка участвует в этой программе?
— Мы ещё в июне заблаговременно подали заявку на финансирование в будущем году маршрутов № 22 и № 26, работающих по регулируемому тарифу. Думаю, согласование пройдёт успешно. Главное, ООО «ЦРС» должно чётко и без срывов графиков выполнять условия контракта.

Записал Владимир ПАНТЮХОВ

Запись опубликована в рубрике Социальный ракурс. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий