Командир-подводник должен быть
самым невозмутимым из самых
хладнокровных моряков,
иметь пылкое воображение
и здравый смысл,
обладать выдержкой и терпением
рыболова, следопыта, охотника.
Магомед Гаджиев
Подходит к концу 2025 год, который прошел под знаком 80 — летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне. 9 декабря мы отмечаем праздник – День героев Отечества. Какое бы название наша страна ни носила, в ней всегда были, есть и будут герои. Эта статья как раз о таком человеке, который не был находкинцем, родился и жил далеко отсюда, но оставил след в истории Находки. Ведь именно здесь начинался воинский путь моряка, командира подводной лодки, будущего Героя Советского Союза и одного из первых строителей нашего прекрасного города – Магомеда Имадутдиновича Гаджиева.
Мальчик из горного аула
Магомед Гаджиев родился в высокогорном ауле Дагестана Мегеб 20 октября 1907г. Вскоре семья переехала в с. Кумух на родину матери — известного врача-эпидемиолога и единственной в Дагестане женщины, награжденной орденом Св. Станислава III степени за большой вклад в борьбу с эпидемией тифа. Отец Магомеда — Имадутдин, был очень одаренным человеком, знал несколько языков, писал стихи. Он определил Магомеда в медресе, которую тот закончил с отличием, но священником не стал. « Я – воин, а не священник»,- говорил он. У мальчика были другие мечты: он был вдохновлен рассказами приехавшего в отпуск двоюродного брата, военного моряка Каспийской флотилии.
В детстве и юности терпение не входило в число достоинств Магомеда, и в 1920 г. он сбежал из родного дома в город, где жил его брат Расул. Сбежал, чтобы осуществить свою мечту – стать моряком. Двоюродный брат знал, что Магомед все равно добьется своего, и помог, чем мог – устроил Магомеда на корабль юнгой. Вскоре за ним приехал разгневанный отец и забрал домой. Но это не помогло. Он снова сбежал и поступил воспитанником 2-го Дагестанского полка 13-ой Дагестанской дивизии, участвовал в боях с деникинцами. В 1922г, после окончания войны, полк был распущен. Магомед поступил в педагогический техникум. После смерти матери в 1925г по комсомольской путевке его направили на учебу в училище им. Фрунзе, которое закончили многие моряки. Магомеда распределили в подводный сектор. Так начала исполняться его мечта. Закончил он училище в 1933 г. с отличием и за успехи в учебе был награжден именным пистолетом. Первым местом его службы стал Черноморский флот.
На Черном море
Подводная лодка А-2 стала для Магомеда Гаджиева первой, он был назначен командиром боевой части. Черноморский флот испытывал серьезный дефицит кадров, опытных офицеров не хватало, а Гаджиев всегда шел в ногу со временем. Карьерный рост был стремительным: через год после прибытия Магомед Имадутдинович уже заместитель командира подлодки, еще через год – командир новой лодки М-9 (Малютка).
В бухте Находка
На Дальний Восток Магомед Гаджиев прибыл с женой, здесь же родилась его дочь Галина. Тихоокеанский флот воссоздавался заново, нужно было изучать и испытывать новые лодки. Именно здесь к Магомеду Имадутдиновичу пришла слава лихого моряка-подводника. Гаджиев командовал подводной лодкой, которую моряки называли «Малютка». Небольшие размеры (лодки помещались на железнодорожную платформу целиком) как нельзя лучше подходили для тех задач, которые к моменту их появления ставились перед командирами и экипажами. Но на Дальнем Востоке была и своя специфика: большинство бухт здесь замерзают, так что, наряду с остальным, нужно было осваивать и подледное плавание. Вместе с другими командирами Гаджиев участвовал в рискованных экспериментах: подледных выходах на боевые позиции. Другая проблема – частые и сильные штормы. Волнение в 5 баллов считалось пределом для погружения лодок типа «Малютка», делая их малобоеспособными, особенно зимой. Гаджиев предложил новую методику – брать курс поперек волны, одновременно заполняя цистерны главного балласта быстрого погружения. В 1935г лодка Гаджиева во время трехдневного похода осуществила этот маневр в 8-бальный шторм. Это было серьезное достижение и настоящий подвиг, за который Магомед Гаджиев был представлен к ордену Ленина, который и получил 23 декабря 1935г, став первым дагестанцем, получившим эту награду.
В 1936 г. он стал командиром уже прославленной лодки Щ-117, сменив не менее прославленного ее командира Николая Египко.
Трудное время
В 1937 г. Гаджиев был отозван с Тихоокеанского флота для учебы в военно-морскую Академии им К. Е. Ворошилова в Ленинграде. Возможно, это спасло его от репрессий. Многие друзья и сослуживцы Гаджиева были арестованы и осуждены. Не миновала беда и семью Гаджиевых – в 1938 г. был арестован его отец. Отца осудили на 8 лет.
На Северном флоте
В 1939 г. курсант Гаджиев был досрочно отозван из Академии и направлен в распоряжение Северного флота, где он в первую очередь занялся повышением боевой эффективности подводных лодок. В 1940 г. – новое назначение, командиром дивизиона крейсерских подводных лодок, типа «К». Они вмещали большой боезаряд и стали самыми мощными и боеспособными в советском флоте.
Офицер без страха и устали
Начало войны дивизион Гаджиева встретил в неполном составе – из положенных 6 в наличии было только 3 лодки. Гаджиев сразу развил активную деятельность, боевые разведывательные рейсы стали постоянной привычной практикой. Командующий Северным флотом адмирал Арсений Головко вспоминал, что после первого же поиска командир Гаджиев доложил следующее: «… из-за особенностей ландшафта, уничтожать противника следует не только торпедами, но и артиллеристскими орудиями подводной лодки. В ближайшем рейде Магомед Гаджиев не замедлил показать эффективность лодочной артиллерии.
Это случилось 13 сентября 1941г. Старшим на борту новой лодки К-2 шел командир дивизиона, командиром лодки был капитан 3-его ранга Уткин. На третьи сутки обнаружили фашистский транспорт, но расстояние не позволяло произвести торпедную атаку, и тогда Гаджиев подсказал Уткину всплыть и поразить цель орудийными снарядами. Рискованный маневр удался. Менее, чем за 7 минут прямой наводкой транспорт был обездвижен и выбросился на камни. Это была первая победа К-2, а за Магомедом Гаджиевым прочно закреплялась слава «мастера артиллеристской атаки»
19 сентября 1941г Екатерининская гавань была потревожена холостым выстрелом подводной лодки. Это возвращалась из боевого похода подводная лодка К-2. Выстрелом они известили о победе и о количестве потопленных вражеских кораблей. Традиция понравилась и командованию, и морякам и быстро распространилась по все флотам Советского Союза.
Командир дивизиона почти непрерывно находился в море, меньше, чем за год он провел в боевых рейдах 127 суток, больше, чем кто-либо из офицеров.
Семья
Тяжело переносил Магомед Имадутдинович разлуку с женой и дочкой, которые остались на Дальнем Востоке. 7 апреля 1942г он написал: «Дорогие мои, родные, я знаю, как вам тяжело, но ничего не попишешь, надо еще лучше, еще злее воевать, чтобы быстрее уничтожить гадов. И тогда встретимся. Галочка, дорогая моя дочурка, мама тебя в последних письмах хвалит. Смотри, не зазнавайся и веди себя хорошо. Кажется, все. Завтра опять в море. Целую крепко…» Это письмо оказалось последним. Магомед Гаджиев ушел в свой последний поход.
Неравный бой
Очередной поход Магомеда Гаджиева на лодке К-3 стал легендарным. Вышли на позиции 3 ноября 1941г., удачно выставили 2 минных поля. Трижды лодка обнаруживала корабли противника, но атаковать не успевала, корабли быстро проскакивали опасный участок. Гаджиев предложил пройти прямо к пути, по которому следовали корабли – сквозь минное поле. Пройти через участок, плотно забитый минами, одно неосторожное движение и – взрыв. Медленно, не дыша, прошли минное поле и затаились. Риск огромный. Скрытно подойти, выбрать и занять удобную позицию и ждать, правильно определить тактику и рассчитать угол атаки – в этом залог успеха подводной лодки.
Риск оправдался, вскоре показались большой транспорт в сопровождении кораблей охранения. Была проведена успешная торпедная атака, транспорт потоплен, но лодку заметили со сторожевиков. Началось преследование. Попытки оторваться от кораблей оказались неудачными, и Гаджиев принял решение лечь на грунт. Но при погружении лодка неожиданно ударилась о грунт – данные о глубине оказались ошибочными. Бомбы рвались уже рядом. Комдив Гаджиев сразу догадался – взрывами повредило цистерны. Еще какие-то минуты, и глубинная бомба найдет лодку. Смерть была рядом, и Магомед Гаджиев не стал ее дожидаться. Он отдал приказ: «На всплытие!», решив не уходить от кораблей, а уничтожить их, и команда была с ним согласна. На его стороне была неожиданность, внезапность. Расчет оказался верным.
Враг растерялся и промедлил, этих секунд хватило подводникам, чтобы прямой наводкой попасть в склад боезапаса. Раздался взрыв и от немецкого сторожевика остались одни обломки. Второй не стал дожидаться подобной участи и сбежал. После чего Гаджиев повел лодку в море, где и погрузился.
Этот бой сделал Магомеда Гаджиева подводником № 1. Зимнее наступление немцев на Мурманск было сорвано. И в этом тоже огромная заслуга подводных лодок дивизиона Магомеда Гаджиева.
Последний бой
О последнем бое Магомеда Гаджиева известно немного. 12 мая 1942 г. подводная лодка К-23, на которой находился Гаджиев, осуществила операцию по обнаружению вражеского конвоя в составе двух транспортных судов, трёх сторожевых кораблей и трёх подводных лодок. После торпедно-артиллерийской атаки, потопив 3 корабля противника и получил серьезные повреждения. Экипаж К-23 попытался уйти от преследования в надводном положении, но с одним поврежденным дизелем это было невозможно. Лодка подверглась обстрелу вражеской авиацией и погибла. Вместе с комдивом на дне Баренцева моря навсегда остались 70 моряков.
«Нигде нет такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все побеждают, либо все погибают». Это слова Магомеда Гаджиева.
Помним о герое – подводнике
23 октября 1942 года капитану II ранга Магомеду Имадутдиновичу Гаджиеву было присвоено звание Героя Советского Союза. Именем героического подводника названы город-порт в Заполярье, корабль, завод в Дагестане, улицы, а также, установлены памятники, Мемориальные доски, в том числе во Владивостоке и Мурманске.
Ольга Тюкавкина
Музейно-выставочный центр г. Находка
