Рыбацкий капитан с улицы Рыбацкой

27 января старейшему капитану рыбопромыслового флота Находки Михаилу ЩЕРБИНИНУ исполнилось 95 лет. Он один из тех немногих добытчиков, оставшихся в живых, чья жизнь неразрывно связана с Находкинской базой активного морского рыболовства.

Судьба рыбака чем-то похожа на его коллег. Окончив в 1951 году судоводительское отделение Дальневосточного рыбопромышленного техникума, Михаил был направлен на работу в Управление «Мортранспорт», входившее в то время в состав Главприморрыбпрома. Так случилось, что рабочий диплом штурмана он не смог получить по причине недостатка плавательного ценза, отсюда трудовую деятельность на море пришлось начинать с должности старшего матроса-плотника на пароходе «Мезень». С такими обстоятельствами тогда сталкивались многие выпускники рыбопромышленных учебных заведений. Но уже менее, чем через четыре месяца Михаила Щербинина в первом же рейсе назначают 3-им помощником капитана, а примерно через месяц с небольшим переводят штурманом на СРТ-605.
Спустя три месяца, в марте 1952 года, средний рыболовный траулер, на котором он был в море, передают в Преображение, где на базе рыбопромышленного предприятия создаётся Управление активного морского рыболовства. Михаила Щербинина зачисляют уже старшим помощником капитана, и буквально через десять месяцев, в возрасте 22 лет, он становится капитаном СРТ-609. Такие назначения были обычным явлением. Почему-то в то время ещё совсем молодым рыбакам администрация предприятия и власть не боялись доверять судно, экипажи и выполнение производственных заданий. И это было оправдано.
— С теплотой вспоминаю своего первого капитана Василия Евтифиевича ЖИЛЕВСКОГО. За годы работы с ним в одной команде очень много полезного и хорошего перенял для себя. Он был хорошим наставником молодёжи. Потом, когда я уже сам стал капитаном и начал самостоятельно бороздить морские просторы, этот опыт, как в управлении экипажем, так добыче рыбы и руководством фабрикой, мне пригодился на всю оставшуюся трудовую жизнь, — говорит Михаил Иванович.
В силу производственной обстановки капитаны, как впрочем, и другой старший комсостав, зачастую не задерживались долго на одном и том же судне. В 1956 году, получив диплом капитана дальнего плавания, Михаила Щербинина стали готовить на другую роль с повышением по должностной лестнице. В декабре 1957 назначают старшим помощником капитана плавбазы «Минск», а спустя некоторое время его кандидатуру утверждают сначала дублёром, а потом и капитан-директором плавбазы «Кижуч». Отработав здесь несколько лет, плавбазу из-за окончания её срока эксплуатации, списали на металлолом, а капитан-директору пришлось перейти на капитанский мостик рыболовного траулера.
За свою практику ему довелось поработать в промысловых рейсах в северной части Тихого океана и у берегов Новой Зеландии, вести добычу в северной части Индийского океана и у архипелага Кергелен. Будучи капитаном, приобрёл ценный опыт в промысле тунца в экваториальной части Индийского океана на тунцеловном судне «Звезда рыбака». Однако наиболее удачными для Михаила Щербинина всё же были промысловые рейсы в Беринговом море на камбале и сельди, которые и запомнились ему больше всего. Ещё бы. В летне-осенние месяцы 1961 года экипажу под руководством капитана СРТ-714 Михаила Щербинина всего за четыре месяца удалось выполнить годовой план по добыче камбалы. По завершении рейса в морском порту Находка экипаж траулера встречали торжественно, с цветами, теплыми поздравлениями и подарками. За этот трудовой подвиг капитан был удостоен своей первой и высокой государственной награды – ордена Трудового Красного Знамени.
— Я знаю Михаила Ивановича несколько десятков лет, и сколько помню, его экипаж довольно часто завершал путины успешно, перевыполняя рейсовые планы по добыче рыбы. Помнится, в средине 60-х годов наше предприятие столкнулось с неудачной промысловой обстановкой в сельдевой путине. Все прекрасно понимали, что в районе лова рыба есть, но вот почему-то в сети она не идёт. И тогда руководство предприятия поручило Михаилу Щербинину провести эксперимент по работе близнецовым тралом. Это когда параллельно идут два судна, но ваер одного трала находится на одном, а второго — на другом судне. Так сказать, работают в одной упряжке. Таким методом площадь захвата получается гораздо больше. Поначалу успеха не было, а когда приноровились — результаты стали радовать. Рыба пошла, тралы потяжелели, экипаж повеселел, а капитан Щербинин в 1965 году за успешное освоение близнецового лова сельди был удостоен очередной государственной награды, — рассказал бывший радист, а затем начальник отдела АСУП Находкинской БАМР Валерий ЧЕРНИКОВ.
В УАМР, позже реорганизованное в Находкинскую БАМР, Михаил Иванович отработал в море около трёх десятков лет. И только по состоянию здоровья в середине января 1975 года он был вынужден списаться на берег. Но на этом его трудовая деятельность не закончилась. Будучи капитан-директором подменного экипажа, он ещё много лет принимал суда, приходящие из моря и готовил их к выходу на промысел. Задача не менее важная. Судно необходимо принять у прежнего экипажа, отдефектовать на предмет ремонта или технического обслуживания, согласно заявок, поданных основным экипажем. Если есть на борту рыбопродукция – сдать её в береговой холодильник.
Чтобы ускорить ремонт, некоторые работы экипаж, что, конечно, в его силах, — делал сам, другие – судоремзавод. По окончании предъявлялись Регистру, а затем, как говорится, всё по кругу: получали снабжение на очередной рейс – а это промвооружение, тара, топливо и продукты питания. И опять в море. Что говорить, от того, как проведёшь ремонт и подготовишь судно к путине, зависит промысловая деятельность экипажа.
В целом в рыбной промышленности Михаил Щербинин отработал 55 лет, из них полвека в Находкинской БАМР, в том числе 45 лет – в должности капитана. За эти годы он награждён медалью «Ветеран труда» и «300 лет российскому флоту», имеет звание «Почётный работник Находкинской БАМР». Но больше всего он гордится нагрудным знаком «30 лет безаварийной работы». Кстати, знак был утверждён Министерством рыбного хозяйства СССР и награждали им капитанов и старших механиков за безаварийную работу в море. В Находкинской БАМР им отмечен всего лишь один человек – Михаил Щербинин, а капитанов в его бытность работало на предприятии более 300.
В 2002 году Он вышел на заслуженный отдых. Похоронив супругу, сегодня Михаил Иванович проживает один. Часто его проведывает дочь. Внуки и правнуки живут в Санкт-Петербурге. Старого капитана нередко можно встретить на улице – он взял за правило почти каждый день, даже зимой, прогуливаться на свежем воздухе. Порой, преодолевает дистанцию по пять-шесть километров. Всегда опрятно одетый. И, несмотря на возраст, без посторонней помощи регулярно ходит в магазин и аптеку. Иногда приходит на празднования Дня рыбака. Все, кто знают ветерана рыбацкого предприятия, не забывают поздравить его с днём рождения или профессиональным праздником. И он всегда взаимно вежливо отвечает на телефонные звонки.

Владимир ПАНТЮХОВ

На фото слева направо: Щербинин Михаил Иванович —  капитан, Грицан Николай Афанасьевич старший механик, Попов Владимир Егорович старший механик, Лукин Геннадий Николаевич капитан, Зорин Аркадий Максимович старший механик, Хоменко Иван Михайлович капитан, Кайгородов Борис Владимирович капитан — это первые работники УАМР, удостоенные звания «Почётный рыбак УАМР». Затем стали Почётными работниками БАМР.

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий