«Звезда» восходит на Востоке

ЗАТО «Большой Камень» – уже далекое прошлое этого приморского города. В 2015 году режим закрытой территории был снят, а через год городской округ получил статус территории опережающего развития.


Сегодня Большой Камень известен далеко за пределами нашей страны. Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, в состав которого входит судостроительный комплекс «Звезда», станет самым крупным в России. «Звезда» шагнула с проектных страниц в 2015 году, и сегодня масштабность нового проекта можно оценить невооруженным глазом. Визитная карточка предприятия – уникальный, самый мощный портальный кран грузоподьемностью 240 тонн ярко-желтого цвета, построенный специально по заказу России в Китае, и который хорошо виден издалека на подъезде к городу, – давно облетела все мировые СМИ, на долгие годы приковав к Приморью внимание специалистов, партнеров комплекса, друзей и недругов России во многих странах мира.
Журналистов края пригласили убедиться в этом самим. Нас встречали генеральный директор Дальневосточного центра судостроения и судоремонта Юрий ФИЛЬЧЁНОК и генеральный директор судостроительного комплекса «Звезда» Сергей ЦЕЛУЙКО. А с такими гидами знакомиться с комплексом – одно удовольствие и целое море интереснейшей информации. Это профессионалы высочайшего класса, собравшие команду единомышленников и приступившие к выполнению главной задачи – строить морские суда любой сложности, назначений и характеристик, а также платформы для работы на российском шельфе.
Юрий Анатольевич, например, судоремонтом занимается 40 лет, пройдя путь от рядового инженера до генерального директора крупнейшего в стране судостроительного и судоремонтного кластера. В нынешнем качестве главного стратега горизонты его ответственности стали куда шире. Помощники ему на новом ответственнейшем поприще – огромный опыт, глубокие знания, в том числе английского языка, включая технический, что удивляет приглашенных иностранных специалистов, умение работать с полной отдачей и вести за собой большой коллектив.
Вот и наш большой журналистский десант вместе с Сергеем Ивановичем он провел по уже действующим цехам, подробно остановившись на технологических линиях, и по всем строящимся объектам второй очереди. Стальные секции корпусов будущих судов самых разных размеров, заполняющие огромные пространства блока корпусных производств и покрасочных камер, варят на «Звезде» и сварщики, и умные сварочные конструкторы, программы для которых есть только в одной версии — электронной на компьютерном комплексе. Один варочный манипулятор за смену заменяет трех сварщиков, обеспечивая сварку 30 метров по металлу и гарантируя высокое качество. Тот же принцип и на этапе резки металла — современная техника управляется по заложенным программам. С учетом, что в цехах работают в три смены, объем работ впечатляет.
Конструкциям в цехе долго лежать не придется. Уже скоро на недавно введенном в эксплуатацию открытом стапеле начнется сборка первых четырех многоцелевых судов снабжения по заказу НК «Роснефть», предназначенных для работы на море, в том числе и в северных широтах.
Сухой док верфи пока еще на этапе активного строительства. Юрий ФИЛЬЧЁНОК, представляя журналистам новостройку, отметил, что он станет самым мощным и лучшим по техническим характеристикам в стране. И здесь нас удивил, сообщив, что в нашем крае уже действуют пять сухих доков, причем старейший из них был открыт во Владивостоке на финише 18 века и до сих пор носит первое название в честь цесаревича, а сухой док в Находке в этот список не входит.
Шагая вместе с нами по территории комплекса и позднее на брифинге уже в кабинете заводоуправления два руководителя ответили на десятки вопросов на все темы. Нам было интересно всё. Внимание, поддержка, контроль федеральных, краевых и местных властей. Перспективы завтрашнего дня. Кадровая политика. Обеспечение жильем и объектами соцкультбыта. Обучение и профориентация молодежи. И все ответы были обстоятельные.
Например, «Звезда»работает в льготном режиме свободной таможенной зоны, оформляя поступающие грузы на своем причале. С момента начала строительства верфь принимает много гостей гражданских и военных, в том числе самого высокого ранга. Главы региона приезжают еще чаще, и помощь край оказывает немалую. Городские власти — помощники во всех заботах на своем уровне. Город выделил уже шесть больших земельных участков под строительство жилых домов и объектов социального назначения для судостроителей – планируется построить более семи тысяч квартир и социальные объекты. «Звезда» помогает в свою очередь городу в решении острых проблем. Нынешняя инфраструктура Большого Камня на такое увеличение численности населения не рассчитана.
Кадры – тема особенная. Основной поток прибывающих — рабочие кадры, которых здесь учат и переобучают. Специалистов ищут по всей стране и надеются на молодых выпускников ДВФУ, филиал и колледж которого успешно действуют в Большом Камне. Сергей ЦЕЛУЙКО подчеркнул, что жители ближайших городов и районов края могут смело рассчитывать на трудоустройство, но не спешат. Из первой тысячи работающих находкинцы, например, составляют одну десятую. На приморскую верфь охотно едут жители из центральных регионов. Частью команды уже стали лучшие специалисты судостроительной отрасли страны.
В портфеле заказов предприятия уже несколько многофункциональных судов снабжения, танкеров класса «Афрамакс», в том числе ледового класса. Арктический заказ, как подчеркнул Юрий Анатольевич, для «Звезды» очень важный.
– Мы плотно работаем с предприятими разных отраслей, принимая новые заказы. В Арктике должны ходить только российские суда –и мы их построим. Строительство ледоколов, судов ледового класса станет главной фишкой нашего кластера. И для этого у нас есть все возможности, – уверен генеральный директор.
Созданный в Дальневосточном центре судостроения и судоремонта инжиниринговый центр, объединивший талантливую молодежь и уже накопленный научный капитал, как раз и призван развивать гражданское судостроение, проектировать новые поколения судов и морской техники различного назначения, в том числе и арктического класса. Первые четыре судна судостроители планируют поставить к причальной стенке стапеля в следующем году. Их корпуса как раз и готовят в цехах.
Тогда и наступит пора их комплектации и оснащения современными оборудованием и механизмами. Под флагом России они уйдут в долгое плавание. На такое торжество нас пригласили. Приедем обязательно. Мы покидали «Звезду» под большим впечатлением от увиденного. Реальные приметы нового времени в отечественном судостроении рождают чувства гордости за страну, которую мечтаем видеть сильной державой.

СПРАВКА.
Срок окончания строительства ССК «Звезда» — 2024 год.
Проект реализуется консорциумом инвесторов по поручению президента России.
Ввод всех объектов первой расширенной очереди – 2019 год. В нее входят блок корпусных производств и окрасочные камеры (сдан в 2016 году), тяжелый открытый достроечный стапель (сдан в 2017 году), передаточный док для строительства среднетоннажных судов и морской техники ( 2018 – 2019 гг).
Объекты второй очереди: сухой док для строительства крупнотоннажных судов, производственных цехов полного цикла и набережные.
«Звезда» станет первой в России верфью крупнотоннажного судостроения мощностью переработки до 330 тыс. тонн металла в год. Это треть от общего объема в целом по стране.
На комплексе трудится почти тысяча человек. К концу 2018 года численность увеличится вдвое. С вводом в строй верфи здесь будут работать свыше семи тысяч человек.

Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике Главное. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий