Парусный год в Приморье завершился традиционной встречей в ночном клубе «Абордаж» (Владивосток). На новогоднем вечере собрались спортсмены и организаторы регат, участники парусных событий, представители СМИ, друзья федерации и поклонники парусного спорта. Командор яхт-клуба «Семь футов», президент федерации парусного спорта Приморского края Михаил Ермаков наградил лучших яхтсменов края по итогам сезона-2010.
Находка на награждении «прозвучала» дважды, причем в самых престижных номинациях. Звание «Лучший яхтсмен Приморского края» наш земляк, член экипажа яхты First, Александр Трофименко поделил с владивостокскими спортсменами Ильей Ермаковым и Валерием Диченко. «Прорывом года» стал экипаж находкинской яхты «Артист» (капитан Виктор Ходырев), одержавший победу в чемпионате России на Кубок залива Петра Великого.
Поздравив спортсменов с заслуженными наградами, мы поговорили с ними о составляющих успеха, а также о проблемах и перспективах развития парусного спорта в Находке. Разговор состоялся в офисе компании «Старк», которая на протяжении многих лет строит дома в районе МЖК и которой руководит Виктор Ходырев. Кроме капитана в беседе приняли участие члены экипажа яхты «Артист» Илья Васильев и Олег Самофалов.
-
Известно, что приз в номинации «Прорыв года» по итогам парусного сезона присуждается не каждый год…
В.Х.: — Такое случается, когда кому-то удается по-настоящему удивить специалистов. Нам это сделать удалось. Мы уверенно выиграли регату на Кубок залива Петра Великого, которая в нашем классе яхт («Конрад-25 Р» – ред.) на протяжении последних восьми лет проводится в ранге чемпионата России.
Кубок, как обычно, разыгрывался в первой декаде сентября. Участвовали яхты из Москвы, Новороссийска, Новосибирска, Волгограда, Перми, Екатеринограда, Иркутска, из Чувашии и многих дальневосточных городов. Регата состояла из пяти гонок – двух коротких и трех длинных. Мы пришли первыми к финишу на самой длинной дистанции (210 морских миль – ред.), за что получили специальный приз и набрали больше всех баллов по итогам всех пяти гонок.
«Артист» никогда не был в этих гонках последним, но в лучшем случае занимал место в десятке сильнейших. А тут вдруг победа! Да и вообще весь сезон прошли стабильно: практически во всех турнирах, в которых участвовали, входили в тройку призеров.
Если учесть, что третье место в том же классе занял еще один наш экипаж («Поэт»), а First выиграл Кубок залива Петра Великого в классах яхт «40 футов» и ORC-clab, то получается, что минувший сезон был «прорывом» не только для «Артиста», но и для всего парусного спорта Находки.
-
Помните свои ощущения от победы?
О.С.: — Еще бы! Было приятно до мурашек по коже. В «Конрадах» самая большая конкуренция, попасть в призовые места и тем более выиграть совсем не просто и очень почетно.
Гонки проходили в сложных погодных условиях. Приходилось бороться не только с соперниками, но и со штормовым ветром. У нас по итогам четырех гонок была хорошая позиция, но мы ни в чем не были уверены до самого последнего финиша. Мы свое место сохранили, но в последней гонке с него могли запросто слететь, как это случилось в борьбе за третье место. За него вроде должны были бороться «Кондор» и «Иллюзион», а в результате они пришли за первой десяткой, выиграл «Поэт», и расстановка в первой пятерке поменялась тут же. Кубок и чемпионские медали достались нам.
— Кто еще, кроме вас троих, «ковал золото» чемпионата?
В.Х.: — В составе экипажа были также Антон Николенко, Антон Завизионов и мой старший сын Дмитрий Ходырев. Все мы люди разных профессий, работаем в разных фирмах, а объединяет нас любовь к морю и спорту.
-
За счет чего удалось победить?
В.Х.: — Нынешний состав «Артиста» сложился сравнительно недавно, но мы успели «притереться» друг к другу. Очень важно быть уверенным в профессионализме и в человеческих качествах партнеров, если вы сутками находитесь в замкнутом пространстве, да еще в условиях экстрима. Эта уверенность помогла нам во время одной из гонок нашей победной регаты. Тогда из-за сильного урагана половина лодок попряталась в бухты, а мы продолжали идти заданным курсом. Страх, конечно, присутствовал, но это был обузданный страх: мы знали, что друг не подведет, мачта не сломается, парус не порвется.
О.С.: — Накануне сезона нам удалось очень хорошо подготовить материальную часть. Сделали капитальный ремонт яхты. Испытали и за время сезона подогнали новые паруса мировой фирмы «Норс». К чемпионату России удалось настроить лодку, как арфу. Лодка поехала! Спасибо старпому Илье Васильеву, у которого золотые руки, а главное – капитану Виктору Ходыреву, который полностью проспонсировал нашу подготовку. У нас не возникало никаких финансовых и хозяйственных вопросов. Думали только о спортивной стороне.
-
«Как вы лодку назовете, так она и поплывет»… Откуда название – «Артист»?
И.В.: — В свое время Александр Папруга (бывший член экипажа «Артиста», ныне – капитан яхты First — ред.) предложил собрать и перемешать названия самых успешных лодок Приморского края. Компьютер выдал «Арт», мы добавили три буквы. Сработало!
-
Находкинские экипажи провели самый успешный сезон за последние годы. Значит ли это, что парусный спорт у нас на подъеме?
И.В.: — Нет, не значит. Мы последние из могикан – те, кто когда-то мальчишками пришли в бамровский «Антарес». С передачей «Антареса» в другие руки пацанам негде сейчас заниматься. Смена не растет, в спину нам никто «не дышит».
В.Х.: — Парусный спорт – очень затратная штука. Подъем был, когда лодки были государственными, когда мы участвовали в международных соревнованиях и нас, находкинских яхтсменов, знали и уважали во всех морских странах Дальнего Востока. Деньги на спорт тогда шли по профсоюзной линии. Как бывший член ВЦСПС я знаю, какие огромные средства вкладывались в развитие материальной базы, в том числе — парусного спорта. Сейчас все пущено на самотек: хочешь воспитывать будущих яхтсменов и моряков – флаг в руки. Мы пытались создать детскую яхт-школу, но быстро поняли, что содержать ее не сможем – слишком большие расходы на лодки, оборудование и тренеров.
Парусный спорт держится на частном бизнесе. Скажем, я как архитектор-строитель могу себе позволить часть прибыли потратить на лодку и участие в соревнованиях. Но выехать на какую-нибудь крупную международную регату бывает проблематично, потому что участие в ней стоит больших денег и эти расходы не окупаются.
Такая же ситуация в крае. Надо сказать огромное спасибо президенту краевой федерации парусного спорта предпринимателю Михаилу Ермакову, который взял на содержание детскую секцию и тем самым дал второе дыхание парусному спорту Приморья. Его яхт-клуб «Семь футов» считается лучшим в России. Кстати, именно благодаря усилиям Михаила Ильича Кубок залива Петра Великого в классе «Конрад-25Р» получил статус чемпионата страны.
Нам в Находке для начала найти бы нормальную гавань. А то ведь мальчишкам, если мы говорим о школе, и пришвартоваться негде.
-
Какие планы?
В.Х.: — Недавно купили 40-футовую яхту. Придумаем название, наберем экипаж и постараемся в мае поучаствовать в традиционной регате в Южной Корее. Так что в новый сезон мы «въезжаем» на двух лодках.