Автопробегом– по бездорожью

Команда  ветеранов спортивно-туристического клуба «Сихотэ-Алинь» Находки совершила автопоход по маршруту Находка — Раздольное — Кравцовские водопады — Краскино — Хасан — Зарубино — Находка. Мероприятие состоялось в преддверии и в связи с 50-летним юбилеем клуба. Предлагаем вашему вниманию странички дневника одного из участников похода.

 

День первый. Находка — Раздольное — Кравцовские водопады — Хасан — мыс Голубиный.

 

Были сборы недолги. Все участники — опытные туристы-профессионалы. За их плечами тысячи километров самых разных маршрутов по стране. Четыре экипажа в составе десяти человек едут к началу активной части маршрута. Окружающие картинки не радуют разнообразием. Разве что поражают масштабы строительства. Километры за разговорами пролетают быстро. Вот и село Раздольное. Старинные дома, казармы из добротного кирпича. В одной из них расположен женский монастырь. А еще здесь, в Раздольном, проходил службу в царское время один из пяти маршалов СССР Семен Михайлович Буденный. И боями с японскими милитаристами на озере Хасан в 1938 году командовал не менее известный маршал Василий Блюхер. К тем легендарным местам — наш путь. Так думал я. Но наш командир, Александр Корягин, распорядился иначе. На головной машине, специально переоборудованной для экстрим-состязаний, он резко повернул в сторону болот. Бескрайние просторы, обилие цветущих ирисов и других цветов. Семь километров до выхода на песчаную косу моря мы преодолевали два часа. И это еще быстро! Нам повезло дважды: пока еще не было обильных дождей, да и водители отлично знали свое дело. Мой «пилот» Сергей Гудовцев, кандидат в мастера спорта по туризму и спортивному ориентированию, вместе со штурманом Мариной Нигматулиной (Артамоновой) умело лавирует среди  ям и опасных мест. Впереди нас – экипаж Володи Хорева. Признанный в свое время дизелист НСРЗ, руководитель секции горного туризма, чемпион СССР по туризму, он подобрал себе отличную команду. Его штурманы Люба Еремина (Владыкина) и Юрий Бурдюк по совместительству являются завхозами нашей экспедиции. Его «паджерик», самый уязвимый из четырех машин, благодаря опыту всего экипажа достойно завершил маршрут.

«Ленд Круизер» Василия Перевозникова оборудован по всем требованиям экстремальных путешествий. Лебедка, приподнятые рессоры, нужная резина… Роль штурмана исполняет жена Ольга. Много лет они вместе. Сколько путешествий зимних и летних совершено по Камчатке, Приморью и другим регионам страны. С такой женщиной смело можно идти в разведку!

Как не сказать о лидере? Александр Корягин известен в Приморье. Один из первых мастеров спорта по спортивному ориентированию, член сборной команды края, Дальнего Востока и России, он начинал туристскую деятельность, будучи учеником средней школы №10. Со своим другом Юрой Бурдюком он облазил все окрестности Находки. И не только! Высшая в то время вершина Приморья Облачная покорилась приятелям еще до прихода в турклуб.

Саша в составе первых альпинистов клуба покорял вершины Тянь-Шаня, показывал спелеологам, где находятся известные ему пещеры и другие интересные объекты. Вот и нынешний маршрут он знает не понаслышке. Трижды пробивал его! А потому ему и не страшны препятствия, от которых, казалось бы, нет спасения. Машины утопают в зелени трав, под колесами – хлипкая грязь. А он, как всадник на лихом коне, гарцует на своем «тракторе». Мастер он и есть мастер.

Стоянку устроили у Голубиного мыса. Лучшего места не найти. Поставили палатки, развели костер. Вот и ужин на подходе. На улице – морось, переходящая в дождь. Но никто не спешит в палатки. Впитываем красоты Кравцовских водопадов. Куда им до Беневских! Но все же впечатляют. Своя музыка, своя поэзия. А у костра уже звучат песни. Гитара переходит из одних рук в другие. Сергей и Василий – признанные мастера бардовской песни. А мы — прекрасные исполнители.

 

День второй.  Мыс Голубиный — п-ов Фальшивый — бухта Калевала.

 

Утро. Дождь закончился еще ночью. Завтрак готов. Нам бы еще солнышка! Но, увы! Едем к удивительно красивым скалам и военным укреплениям. Когда-то здесь была линия обороны. Граница с Кореей и Китаем рядом. А не будь этих укреплений в 1938-м, трудновато пришлось бы бойцам Красной Армии держать оборону и противостоять японцам. Скалы чем-то напоминают кадры из американских фильмов с каньонами и прериями, по которым пробираются воинственные индейцы.

А у нас впереди — остров Фальшивый. Смотрится, как остров, но проехать к нему можно. Правда, только в часы отлива. Здесь наполняем канистры пресной водой, знакомимся с инспекторами морского заповедника, вместе обедаем. Из разговоров узнаем, что замеры радиационного фона, анализ воды и другие измерения здесь проводят часто. Фукусима обязывает! У берега стоят лодчонки корейцев. Частенько приходится задерживать браконьеров. В одной из лодок полно незаконно добытого кальмара.

Благодаря подсказке инспектора Володи без особых проблем преодолели протоку и двинули в сторону бухты Калевала. Но сначала обследовали побережье. Вот где раздолье для бакланов, чаек, цапель… Вода в море и протоках чистейшая. Люди здесь бывают редко. Массовое посещение заповедника запрещено. А место, к слову, единственное в России. С целью изучения и сохранения редчайших видов флоры и фауны и создан Дальневосточный морской заповедник. Только здесь можно увидеть исчезающие виды рыб вроде морской иглы и морского конька, осьминогов, крабов, кальмаров, трепанга, мидий и морских ежей. Остров Фуругельма – самый южный остров России. И он входит в границы морского заповедника. Благодаря стараниям ученых и обслуживающего персонала в заповеднике сохраняется первозданная красота.

 Наш маршрут продолжается. Опять пошли болота. Чтобы добраться до подножия сопок, пришлось попотеть. Дорога, а точнее «танковое» направление, придумана лишь для таких экстремалов, как мы. Мало кто рискнет отправиться в такое путешествие летом. Но сихотэ-алинцы всегда поражали своей дерзостью. Бывало, им местное население твердит: «Здесь никто, даже наши охотники, не ходит! А вы, да еще и с девушками в группе… Не рискуйте! Все равно вернетесь через пару дней». Но наши шли. И проходили. Так и здесь. И к вечеру мы были в бухте с удивительным названием Калевала. Удивлению двух экипажей из Владивостока, которые прошли по «простому» маршруту со стороны косы Назимова, не было предела. К слову, «Калевала» — название корабля. Бывал здесь морской экипаж с финнами и русскими в девятнадцатом веке.

 Надо отдать должное Владимиру Хореву. Как тот марафонец, что донес известие о победе, он довел экипаж до финиша. И лишь здесь мы увидели, что он серьезно заболел, еле держится на ногах. Наши «знахарки», знающие сотни видов лечебных трав, смогли устранить причину хвори и поставить на ноги заслуженного путешественника. В свои 65 лет Володя выглядит молодцом, но, как говорится, и на старуху бывает проруха.

 

День третий. Бухта Калевала — коса Назимова — полуостров Краббе.

 

«Легкий» маршрут из бухты Калевала до косы Назимова прошли за четыре часа. Были «засады», как называют туристы сложные участки. То и дело приходилось пускать в ход лебедку.

Коса, известная как излюбленное место отдыха гостей со всего Дальнего Востока, поразила тишиной. Фукусима сильно аукнулась для владельцев баз отдыха. Редкие палатки, пустые домики… Природа отдыхает.

 

День четвертый. Вечер воспоминаний.

 

Исследуем бухты и территорию Хасанского района. Едем смотреть ритуальные, выложенные из камня захоронения. Считается, что они корейские.

«Смотрите, лисица!» — восклицает Ольга. Действительно, крупная, с пушистым хвостом лиса выскакивает на дорогу и, как гончая, несется в гору. Мы долго любуемся легким бегом. А потом был вечер воспоминаний у костра. Рассказывали походные истории из разряда баек. То ли было, то ли не было…

«Представляете, — вспоминает поход 1979 года по Корякскому нагорью Володя Еремин, — приходит к нам в лагерь корячка, высыпает на землю сумку с долларами, царскими и советскими рублями и просит руководителя экспедиции продать ей меня. Хотя бы на одну ночь!» — «А что тут такого? У нас случай был похлеще! — встревает в разговор Юра Бурдюк. — Однажды в тундре кто-то из членов экипажа рыболовецкого судна случайно убил чукчу. Как тут быть? Что делать? Направили делегацию к чукчам. Так, мол, и так. Подумали, что в кедровом стланике бродит медведь (коих там тьма!) и по запарке стрельнули. Неужели нашего матроса посадите?». Переговоры сопровождались недетской выпивкой. Дошло до того, что «инцидент» исчерпали. Родственники погибшего простили оплошность матроса. Выпили и за это. Крепко выпили! А на следующий день случилась совсем уже удивительная вещь. Человек тридцать аборигенов привели в лагерь упирающегося 16-летнего парня- чукчу. «Капитан, стреляй этого. Мы простим!», — сказал старший. Пришлось объяснить, что у русских это не принято.

 

День пятый. Возвращение домой. П-ов Краббе – залив Посьета – Зарубино.

 

Вот уж чего не ожидали, так капризов от нашего «трактора». Но на то она и техника. «Заплакала» машина, полилось масло на землицу, забарахлил движок. Полчаса понадобилось нашему опытному механику Володе Хореву, чтобы устранить поломку.

Путь домой всегда приятнее и короче. Основной маршрут закончен. Вот она, цивилизация – асфальт, магазины, мини-базары у дороги. Нет нужды запасаться пресной водой, думать о топливе, о том, как и на чем готовить пищу. Но чуточку грустно. Эх, еще бы два-три дня! Путешествие для нас – радость. Движение – жизнь!

Еще одно проявление цивилизации – появилась связь. Звонит сотик, родной голос спрашивает: «Когда?». Что тут скажешь? Ждите! Ждите! Ждите!

Закончилось очередное путешествие. Впереди новые походы и новые встречи. И уже не за горами юбилей нашего клуба «Сихотэ-Алинь», ставшего родным для многих путешественников.

Владимир ТРОФИМЕНКО

Фото автора

 

 

Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.