Александр ЛЫСЕНКО: Платим все налоги и вкладываем деньги в социалку

ОАО «НБАМР» — крупнейшая на Дальнем Востоке рыбодобывающая компания. Ежедневно более двух тысяч человек объединяют свои усилия и талант, чтобы обеспечить предприятию передовые позиции в рыбной отрасли. Своей стратегической целью компания считает выпуск конкурентоспособной и стабильно качественной продукции, получение устойчивой прибыли для дальнейшего развития производства в интересах потребителей, реализацию права персонала на достойный уровень жизни. О том, как решаются вопросы финансовой, социальной и кадровой политики в акционерном обществе, мы попросили рассказать заместителя генерального директора по финансам и экономике ОАО «Находкинская БАМР» Александра ЛЫСЕНКО.

— База активного морского рыболовства нацелена, прежде всего, на создание новой продукции, обеспечение акционеров высоким доходом на инвестированный капитал путём повышения стоимости активов предприятия и выплаты дивидендов. Уже сегодня можно с полной уверенностью сказать о том, что компания поступательно преодолела все негативные последствия мирового финансового кризиса 2008-2010 годов, взяла курс на более эффективную работу коллектива и уже добилась рекордных за последние годы финансово-экономических показателей. Так, чистая прибыль по итогам минувшего финансового года составила 2 137,1 млнруб., что выше предыдущего периода на 63,1% (1 310,3 млн руб. в 2010 г.). Рост доходности обыкновенных акций ОАО «НБАМР» по сравнению с минувшим годом составляет 34,6%, он достиг уровня 590,50 руб., привилегированных акций – 63,1% (196,84 руб.). Благодаря эффективному финансовому менеджменту дивидендные обязательства погашаются своевременно и в полном объёме.

Для достижения поставленных целей перед предприятием будут использованы все доступные возможности, включая дальнейшие усилия по сокращению затрат, росту эффективности освоения водных биологических ресурсов и сбыту продукции.

  • Александр Борисович, что является главным в повышении экономической эффективности акционерного общества?

— Один из ключевых моментов — корпоративное управление. Известно, что развитие любой крупной компании невозможно без наличия эффективной структуры, определяющей взаимоотношения совета директоров, исполнительного органа и акционеров, а также уверенности последних в том, что их средства разумно расходуются руководством предприятия и, таким образом, способствуют росту его капитализации. Система корпоративного управления ОАО «НБАМР» направлена на создание и сохранение надёжных и доверительных отношений между советом директоров и акционерами. В юбилейный год предприятия можно с гордостью отметить, что последние два года ему удалось избежать кассовых разрывов, не привлекая заёмных денежных средств.

Была внедрена система внутреннего электронного документооборота, благодаря которой совет директоров имеет возможность в режиме он-лайн получать оперативную сводку о состоянии флота, включая местонахождение судов, информацию по вылову рыбы, количеству продукции на борту, степени освоения выделенных квот; отслеживать денежные потоки компании, то есть осуществляется своевременное раскрытие полной и достоверной информации о финансовом положении ОАО, экономических показателях, структуре собственности, чтобы в дальнейшем обеспечить основным акционерам возможность принятия обоснованных решений.

  •  А как предприятие работает сегодня по таким направлениям, как благотворительность и социальная политика?

— Социальные и благотворительные программы являются для НБАМР составляющими в корпоративной стратегии, помогают конструктивному сотрудничеству с деловыми кругами и обществом. Они носят адресный характер, опираются на профессиональный опыт и человеческий потенциал. При этом на предприятии сложилось чёткое понимание того, что благотворительная деятельность не должна порождать социальное иждивенчество. Компания выстраивает свою работу по таким стратегическим направлениям, как адресная помощь ветеранам войны и труда, инвалидам, помощь в сложных жизненных ситуациях работникам базы.

Социальные инвестиции вкладываются в детские и другие учреждения. С 2007 года была развёрнута социальная программа «Квартира — молодому специалисту». Её главная задача — обеспечить жильём высокопрофессиональных сотрудников и заинтересовать их в долгосрочной работе на предприятии. Выделяются средства на профессиональную подготовку и переподготовку работников, организуется обу-чение смежным профессиям, предоставляется возможность повышения квалификации на специализированных курсах. Данные мероприятия позволяют сделать вклад в будущее не только нашей компании, но и той территории, на которой осуществляется её деятельность.

  •  Ваше акционерное общество считается одним из крупнейших налогоплательщиков края.

— Это действительно так. В среднем в год ОАО «НБАМР» инвестирует в разные уровни бюджета России свыше одного миллиарда рублей, из которых около 100 миллионов поступает в муниципальный бюджет. Соблюдение налогового законодательства обеспечивает финансовая служба предприятия, большинство специалистов которой имеют дипломы ведения учётной политики по международным стандартам, проходят курсы повышения квалификации, посещают семинары по нововведениям в сфере финансов и экономики. Благодаря слаженной работе компания не имеет задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами. Соблюдение данных принципов создает предпосылки для дальнейшей эффективной деятельности и уменьшает возможность возникновения ответственности за налоговые нарушения.

  •  Одна из серьёзных проблем нынешнего времени — кадровая. Александр Борисович, как на предприятии решаются эти вопросы?

— Есть такое выражение: кадры решают всё. В ОАО «НБАМР», как, впрочем, и на других предприятиях, за всеми достижениями стоят конкретные люди. Именно они определяют успех нашей работы на современном рыбопромысловом рынке. По состоянию на 31 декабря прошлого года здесь было занято 2 380 чел., большинство из которых плавсостав (2 044 чел., или 85,6%). В течение предыдущего года компания решала типичные для отрасли проблемы. При комплексе равнозначных задач, стоящих перед НБАМР, основные усилия были сосредоточены на своевременном и полном комплектовании экипажей судов, направляемых как на промысел, так и на плановый ремонт флота.

Вместе с тем остро стоит вопрос о профессионально качественном комплектовании экипажей, потому что с территории Дальнего Востока по-прежнему продолжается отток жителей в центральные регионы России, отсутствует система начального профтехобразования. Как итог — для работы на флоте катастрофически не хватает электриков, мотористов, токарей, машинистов рыбомучных установок, рефмашинистов, электрогазосварщиков, с каждым днём возрастает потребность в штурманах, механиках и электромеханиках.

Вопросы кадровой политики предприятия были предметно обсуждены в сентябре прошлого года на совещании руководства ОАО, где был принят ряд решений по закреплению кадров из числа плавсостава, определены конкретные мероприятия, выполнение которых уже позволило достичь определённых результатов.

Акционеры компании поставили перед менеджерами задачи по развитию предприятия. На период до 2018 года разработана стратегия, которая подкреплена биоресурсами, выделенными ОАО на десять лет, а также основными фондами в виде добывающего флота и научных прогнозов по запасам и воспроизводству рыбы. Продолжается переоснащение флота с установкой на нём современного промыслового, перерабатывающего и морозильного оборудования, новейших поисковых систем и испанских траловых комплексов. Продукция, изготовленная в море, становится более востребованной и конкурентоспособной на мировом рынке. Сегодня все 16 добывающих бамровских судов зарегистрированы комиссией европейских сообществ и имеют право экспорта своей продукции в страны Евросоюза. Уверен, перед БАМРом открыты большие перспективы для успешной работы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.