Борис Гладких: Третья строчка в рейтинге лучших — по праву

Весь 2012 год, впервые за последние годы, все портовые предприятия Находки работали с опережением планов. В конце декабря стивидорные компании подвели итоги. Чем они могут порадовать? Каков суммарный показатель? Каковы тенденции нынешнего времени в транспортной структуре экономики Находки? Об этом – наша беседа с первым заместителем главы городского округа Борисом Гладких.

  • .Борис Иннокентьевич, каковы главные итоги работы портов и компаний, обеспечивающих перевалку грузов, в прошлом году?

— 2012 год был самым удачным за последние 20-30 лет. Суммарный грузооборот, включая мелкие предприятия, составил 59,7 млн тонн различных грузов. Это лучший показатель за всю историю Находки. Все стивидорные компании, за исключением рыбного порта, показали значительный рост. На первом месте – Восточный порт. Он перевалил 18 млн тонн груза, в основном – угля экспортного назначения, увеличив этот показатель на 9,7% по сравнению с 2011 годом. На второе место по объемам отгрузки топлива твердых сортов вышла стивидорная компания «Малый порт», отгрузившая 2,5 млн тонн. 2,4 млн тонн – аналогичный показатель по углю ЕВРАЗ Находкинского торгового порта. А в общем объеме всех отправленных грузов торговый порт перешагнул планку в 6,9 млн тонн.

Надо отметить, что благодаря повышенному спросу на уголь за рубежом, все предприятия, включая мелкие компании, перешли на этот груз. Сегодня везде, где есть выход к морю, идет отгрузка угля. Чем это обусловлено? Прежде всего, высоким спросом на наш уголь в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. Страны АТР потребляют около 60% добываемого в мире твердого топлива. Российский уголь по-прежнему очень востребован. Его стоимость на рынках привлекательна для поставщиков. Портовикам с ним тоже очень выгодно работать за счет высоких ставок по сравнению с другими грузами. Вот почему так привлекателен уголь, хотя нужно вложить большие инвестиции – модернизировать причалы, купить технику, обеспечить условия, чтобы его перерабатывать. Но эти затраты окупаются. Поэтому тенденция в приоритетах грузов сохранится на последующие годы.

  • .Рядом с крупными портами работает много мелких компаний, которые тоже в основном отгружают уголь. Не мешает ли портовикам такое соседство?

— Мелкие компании – а их на самом деле много по Находке – нашли и заняли свою нишу. У них одна особенность: они занимают причалы с мелкими глубинами – шесть-семь метров, и суда, соответственно, подходят небольшой тоннажности – в 7-10 тыс. тонн. Но это выгодно. Основной потребитель таких поставок – Япония, где много небольших электростанций, работающих на угле. И условия приема такого груза в японских городах есть. Им выгодно приобретать уголь небольшими партиями. Станция на угле дает электроэнергию, а полученный шлак используется в дальнейшем для производства цемента.

  • .Уголь на причалах – предмет недовольства горожан. Как этого избежать?

— Угольная пыль – на причалах небольших компаний, где уголь перерабатывается на открытом воздухе. В Восточном порту с его огромными объемами процесс перевалки угля из вагонов на суда полностью автоматизирован. На маленьких причалах перегруз угля идет гораздо медленнее, на открытом воздухе, и пыль летит. Что в свою очередь рождает большое количество жалоб от горожан. Особенно много – от жителей микрорайона мыса Астафьева. Территория жестянобаночной фабрики тоже используется под уголь, в прошлом году здесь перевалено около 700 тыс. тонн твердого топлива. В конце года открылось новое предприятие «Терминал Астафьева», которое станет в будущем самым современным уникальным комплексом страны, обеспечивающим перевалку угля в закрытом варианте. Но уже сегодня руководство принимает меры, чтобы максимально сократить выброс пыли в воздух. Уже сделана стенка, ставшая барьером между терминалом и жилым микрорайоном, закуплено современное оборудование, поставлена пушка искусственного снега, который закрывает уголь. К 2015 году проект будет полностью завершен. Новый терминал – это новые рабочие места. Новые рабочие места – это налоги. Налоги – это бюджет. Бюджет – это жизнь города, его развитие. Это звенья одной неразрывной цепи. Это касается и Приморского завода, где перерабатывается в год полмиллиона тонн угля.

  • .Борис Иннокентьевич, а каковы перспективы развития той части Находки, где расположено много крупных транспортных предприятий?

— Здесь есть одна проблема – всего один путь железной дороги. А грузополучателей много. Это в том числе еще и ООО «РН-Находканефтепродукт» с объемом перевалки семь млн тонн нефтепродуктов, рыбный порт, на причалах которого пока отгружается всего 600 тыс. тонн в контейнерах, а в советские времена перерабатывалось 2,5 — 3 млн тонн грузов в виде рыбы и рыбопродукции. Пройдет время, и порт наберет большие обороты. Чтобы развивать эту часть промышленной Находки, нужно строить еще одну железнодорожную колею и развивать припортовые станции. Без этого получить дополнительный импульс не получится. Ведь тот же рыбный порт большую часть контейнеров пока отправляет потребителям, минуя железную дорогу. Завтра ситуация может поменяться.

  • .Основной поток вагонов идет направлением на Восточный порт. Как складывается ситуация там?

— Через порт идет огромное количество вагонов – в среднем 1000 в сутки, а за год – до 400 тыс. вагонов. Рядом интенсивно работают другие порты и компании. Малый порт обрабатывает 120 вагонов, ВСК – 300 вагонов в сутки. Есть еще несколько компаний, у которых объемы небольшие – 20-30 вагонов в сутки, но они стабильно работают.

Основа нынешних огромных объемов закладывалась в прежние годы. Прежние начальники – Васянович, Жебелев, Бочков – были настоящими руководителями, умными, грамотными, которые думали о перспективе, вкладывали большие средства в развитие порта и его инфрастуртуры. Их политика с оглядкой на перспективу позволяет сегодня наращивать обороты всему транспортному кусту. В сутки здесь проходит более одной тысячи вагонов и цистерн. Это были руководители, равных которым я сегодня не вижу.

Здесь работает еще Восточная стивидорная компания. В 2008 году она переживала кризис. Сегодня ситуация изменилась, идет увеличение объема грузопотока. Руководство ВСК приняло правильное решение – с 2012 года на причалах стали осуществлять перевалку угля. Это не совсем по профилю – компания специализируется на контейнерных перевозках. Но решение было правильным. Оно позволило сохранить рабочие места и избежать сокращений. И продолжать лидировать по контейнерным перевозкам. В 2012 году переработано более 396 тыс. контейнеров, что выше уровня 2011 года, открыта новая судоходная линия направлением Лянянган – Шанхай – Восточный.

  • .В конце прошлого года стало известно о намерении закрыть первую судоходную линию, которая более полувека связывала Находку с Японией.

— Раньше груз поступал в торговый порт навалом – в мешках, коробках, и его требовалось упаковать в контейнеры, чтобы отправить потребителям. В те годы в порт шел большой поток так называемого неорганизованного груза – цемента, асбеста, который нужно было перед отправкой паковать. Но сегодня ситуация иная – груз приходит в порт уже сформированный и упакованный. Произошел резкий спад грузооборота, линия потеряла свое прежнее значение. Порт меняет специализацию, ориентируясь на уголь. И отправка мелких партий груза становится убыточной. Это процесс закономерен и объективен.

  • .Какой проект в транспортной сфере вы считаете самым удачным?

— Спецморнефтепорт Козьмино. Его быстро построили, с хорошим качеством и полной инфраструктурой. Технологический проект – 15 млн тонн. И уже через год эта цифра была перекрыта – 15,3 млн тонн. В 2012 году перевалили 16,3 млн тонн. Первая очередь – поставка нефти из Сковородино по железной дороге. Ежесуточно сливалось от 600-700 вагонов с нефтью. Первая очередь запуска порта успешно пройдена. В декабре прошлого года в Козьмино дошла вторая очередь трубопровода. Порт способен переработать уже не 30 млн тонн нефти в год, а до 50 млн тонн в год. На 2013 год план – 21 млн тонн. Причем 18 из них придет в Козьмино по трубам, и только 3 млн тонн – в цистернах. Это выгодно. Из Козьмино нефть отгружается в Японию – 30%, Китай – 25%, США – 18%. Вторая очередь позволяет уже двум танкерам одновременно вести погрузку нефти. Более 800 человек работает здесь. Транссиб освободится для других грузов – угля, металла и других.

Успешно работал в прошлом году торговый порт, старейшее предприятие с хорошим коллективом и грамотными специалистами. Когда-то порт перерабатывал 5 млн тонн угля, сегодня — пока 2,4 млн тонн. Но он наращивает обороты, модернизирует производственные комплексы, и нынешний показатель в 6,9 млн – далеко не предел.

  • .Как вы считаете, какого роста можно ожидать в 2013 году?

— Я думаю, что в текущем году мы выйдем на рубеж в 70 млн тонн грузов. И это будет один из лучших показателей в стране. По итогам 2012 года Находка вошла в тройку крупнейших по грузопереработке российских портов. Первую позицию занимает Новороссийск с объемом 80 млн тонн, вторую – Санкт-Петербург, третья – наша. Для сравнения: порты Владивостока переработали в 2012 году 11 млн тонн грузов. Находка была и остается развитым транспортным узлом на Дальнем Востоке и в России в целом с большим потенциалом. В ближайшие пять лет рубеж в 100 млн тонн грузов очень реален. Для этого есть все предпосылки, если оценивать тенденции на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона и возможности развития портовых мощностей.

Беседовала Наталья ВОТЧАЛ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.