Бумеранг возвращается

26 сентября — Всемирный день моря

Этот праздник учрежден ООН,  его цель – привлечь внимание общественности всех стран к тому, какой невосполнимый ущерб морям и океанам наносят чрезмерный вылов рыбы, загрязнение водоемов и глобальное потепление. Одна из важнейших задач – повышение безопасности на море и предупреждение загрязнения морской среды, в частности, нефтью. Об этом наш разговор с Юрием НАУМОВЫМ, доктором географических наук, заведующим экологическим центром находкинского филиала ВГУЭС. Он автор ряда книг, в частности, учебного пособия «Экология Приморского края», которое в этом году по итогам Всероссийского открытого конкурса удостоено диплома первой степени в номинации «Экологическое образование в учреждении высшего профессионального образования». В настоящий момент готовится к очередному, пятому международному форуму «Природа без границ», который пройдет во Владивостоке пятого-шестого октября.

  • Юрий Анатольевич, о чем расскажете участникам  форума?

— О том, что экологическое неблагополучие залива Петра Великого, несомненно, тормозит развитие туризма, марикультуры и прибрежного лова. Каждый год 70-90 процентов зон отдыха в прибрежной зоне Владивостока не получают по этой причине от санитарных служб разрешение на купание.

Одна из причин – выброс в море промышленно-бытовых стоков. Готовящийся саммит АТЭС поможет решить эту проблему. Как известно, в связи с завершением строительства современного комплекса очистных сооружений во Владивостоке уже в 2012 году планируется начать их переработку. В средствах массовой информации уже прозвучали прогнозы некоторых специалистов о том, что после ввода в эксплуатацию этих сооружений акватория Амурского залива очистится в течение нескольких лет, а ее животный и растительный мир восстановит свое многообразие. Считаю, что данные прогнозы недостаточно обоснованы. Планируется очищать только стоки Владивостока, а между тем акватория Амурского залива испытывает загрязняющее воздействие  рек Раздольной и Туманной. Они «напичкиваются» вредными веществами в бурно развивающемся Китае, который природоохранным вопросам уделяет мало внимания. Уже на границе Китая с Россией вода в реке оценивается как «загрязненная». Добавляет свою негативную лепту в этот процесс и наш Уссурийск, который сбрасывает в реку свои грязные стоки без всякой очистки.

В экосистеме залива Петра Великого загрязнению подвергнуты не только морские воды, но и донные грунты, которые взаимодействуют с морской водой и отравляют ее вредными веществами. Поэтому к решению проблемы нужно подходить комплексно, поэтапно строить очистные сооружения в Уссурийске, Артеме, Фокино, а также реконструировать имеющиеся в Находке и Партизанске.

  •  Чем Японское море отличается от других?

— Если взять, скажем, Балтийское, то оно по сравнению с Японским, глубина которого более трех с половиной тысяч метров, просто «блюдечко». Его преобладающие глубины – 60-70 метров. Балтийское более замкнуто, его взаимодействие с Атлантическим океаном затруднено. Это второй неблагоприятный фактор. И третий – Балтийское море окружают много стран, сбрасывающих в него свои загрязненные стоки. Мы же находимся в гораздо лучших природных условиях: большая глубина, более высокая гидродинамическая активность приводят к ассимиляции, растягиванию пятен загрязнения. Это, безусловно, не наша заслуга, и мы не стали за последние годы относиться к своему морю более бережно.

Ситуация как была напряженная лет двадцать назад, такой она остается и сейчас. Я активно слежу за данными мониторинга, который ведет наш Приморгидромет совместно с дальневосточным гидрометинститутом, и вижу цифры, которые неблагоприятны. Как ранее отмечалось нефтяное загрязнение, когда предельно допустимая концентрация (ПДК) превышала средние нормы, так и в настоящее время по очень широкому спектру отмечается превышение ПДК не только по нефти, также по фенолам, ряду металлов, особенно ртути. Словом, мы остаемся на том же неблагополучном уровне, а пока идет время, продолжается и деградация биоценоза.

  •  Говорят, что в последнее время Японское море меняется, и захождение в наши воды акул тому свидетельство…

— В чем уникальность залива Петра Великого? В том, что происходит смешение течений – теплого Куросавы и приморского холодного. И на смешении теплых вод часто заходят тропические рыбы, в том числе акулы. Причем в одни годы больше «нажимают» холодные, в другие — теплые течения.

  •  Почему, живя у моря, мы не видим рыбы, привезенной с прибрежного лова?

— Потому что залив имеет концентрацию нефтепродуктов выше ПДК, и косяки рыб стараются его обходить. Кроме того, надо учесть прямое токсическое воздействие на ихтиофауну (все живое) сброса коммунально-бытовых стоков. Я разговаривал на эту тему со специалистами водоканала, которые тщательно работают над тем, чтобы очищать воды. Но они же признают, что из-за нехватки насосных станций на очистных сооружениях перерабатываются только более 50 процентов стоков города. Так что когда мы загрязняем окружающую среду, то запускаем бумеранг, который через некоторое время возвращается и бьет нас по лбу. Не случайно в экологии эти последствия называются эффектом бумеранга.

  •  В городе много местных, краевых и федеральных структур, которые занимаются морем. Что-нибудь реальное, на ваш взгляд, делается?

— Выскажу личную точку зрения. С ликвидацией морской природоохранной инспекции, которая в Находке имелась, контроль за акваторией существенно ослаблен. Те службы, которые остались и работают, локальны, ведут выборочный контроль по своему направлению. А вообще наша главная ошибка в том, что в оценке экологической ситуации не учитывается спутниковый мониторинг. Из космоса видны всевозможные разливы, получают данные о состоянии морей, но эти данные никак не учитываются для целенаправленной и постоянной работы по улучшению окружающей среды.

Валерий БЕЛЬЦОВ
Запись опубликована в рубрике Экология. Добавьте в закладки постоянную ссылку.