Вот и прошел Год учителя. Он принес много перемен, в том числе – проект об образовании. Вдруг выяснилось, что школа стала одной из самых проблемных сфер современности: в цепочке «родители – ребенок – педагоги» не осталось ни одного надежного звена.
Знания не приходят сами по себе. Мы их впитываем каждый день и каждый час, спотыкаясь, падая и вставая. Навыки и опыт приходят от учителей. А первые учителя – родители. Даже переставая со временем слушать маму и папу, дети будут копировать их поведение вопреки своей воле. Это первый урок для родителей, которому их никто не учил. Кто и когда ставил задачу школе научить детей быть родителями? Никто! А ведь это основа образования.
Две силы волнуют ребенка – сила мускулов и сила ума. Преодолевая лень, мальчик «накачивает» в спортивном зале сильные мышцы. Сила ума тоже связана с преодолением, ведь преодоление – путь к победе. А ребенок жаждет побед. Утолить эту жажду должны помочь ребенку родители и школа. Именно в этом движении по ступенькам от победы к победе заключается главный смысл устремлений образования. Непонимание этой истины приводит к целому кругу проблем и противоречий в современной школе.
Как поступил мудрейший педагог Волков? Он с самого начала обучения предоставил ученикам возможность отличиться, заработать пятерки там, где у ребенка лучше получается. Вот и привел этот путь маленьких побед к ранней профориентации, успеху, большой победе. Вопрос об успеваемости в школе вообще не стоял.
Реформу образования, на мой взгляд, надо начинать с ликвидации библейской безграмотности, что приведет, в свою очередь, к повышению общей культуры. Необходимо поднимать культуру слова, ведь сказано: «Словом оправдаешься, словом и осудишься…Человеку придется дать ответ за каждое праздно сказанное слово!». Битва слов сегодня идет в Интернете. Это битва за умы детей – школьников и студентов.
Подростки во все времена стремились к демонстрации взросления. Сложность в том, что в условиях современной комфортной жизни, из которой практически исчезли физический труд и нужда, детям не остается ничего иного, кроме как доказывать свою взрослость через запретные плоды, то есть через пороки.
Один из самых богатых людей США Билл Гейтс, выступая перед выпускниками школ, сказал: «Мир вовсе не обрадовался вашему приходу во взрослую жизнь. Вам придется каждый день доказывать, что вы там нужны».
Вступая во взрослую жизнь, многие выпускники школ и вузов с удивлением обнаруживают, что от них требуют не курить, не пить, не сквернословить… «Нас готовили не к той взрослости?» — недоумевают они.
Ответ прост: «Все пороки лежат у порога и, как змея, искушают людей». Заботиться о «пороге» обязаны родители. Нужен труд каждого, потому что ни в школу, ни в семью, ни в церковь библейская мудрость не придет сама по себе.
Александр ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ