Дмитрий КОПТЯЕВ: Нам нужны партнёры, а не наёмники

ОАО «ЮЖМОРРЫБФЛОТ» по праву считается крупнейшим производителем рыбных консервов в Приморском крае. Собственным флотом, который состоит из одиннадцати траулеров, а также универсальных плавбаз «Залив Восток» и «Капитан Ефремов», компания добывает в водах Берингова и Охотского морей, Тихого океана 45-50 тысяч тонн рыбы в год. Часть улова перерабатывает на собственном производстве, остальное продаёт сырцом. Основными объектами промысла являются сайра, сельдь и минтай. Суда компании ежегодно выставляются на приёмку лосося на побережье Камчатки  и Сахалина. Одна из задач, которая сегодня стоит перед командой менеджеров акционерного общества, – привлечение квалифицированных специалистов. О том, как мыслят её решить на предприятии, — наш разговор с директором по персоналу ОАО «Южморрыбфлот» Дмитрием КОПТЯЕВЫМ.

  • Дмитрий Юрьевич, в последние годы ваша компания претерпела несколько реорганизаций и серьёзных перемен. С чем это связано и что представляет собой «Южморрыбфлот» сегодня?

— Связано это прежде всего с тем, что необходимо вывести предприятие на качественно новый уровень и успешно решить все стратегические задачи. ОАО «Южморрыбфлот» сегодня входит в группу компаний, участниками которой являются ОАО «Рыболовецкий колхоз «Новый мир» и ЗАО «Примрыбснаб». Благодаря налаженной системе сбыта ЗАО «Примрыбснаб» нашу консервную продукцию можно увидеть уже в 70% торговых точек России, встретить на ежегодных местных, региональных и федеральных выставках, смотрах-конкурсах, где неоднократно она награждалась почетными дипломами и медалями.

Основная задача нового руководства ОАО «Южморрыбфлот» — дальнейшее развитие рентабельного, конкурентоспособного консервного производства. Для достижения этой цели есть все необходимые ресурсы — квоты на вылов различных пород рыб, добывающий флот, отлаженное перерабатывающее береговое производство и две универсальные плавбазы, разветвленная сбытовая сеть, а самое главное — профессионалы своего дела.

Как вы помните, «Южморрыбфлот» всегда славился квалифицированными специалистами. Предприятие создавалось на протяжении 85 лет, одно поколение сменялось другим, приумножая потенциал и славные традиции. Благодаря слаженной работе коллектива удалось сохранить преемственность поколений, а качество производимой продукции и сегодня остается неизменно высоким и востребованным.

С помощью реконструкции, а также современного технологического оборудования и квалифицированного кадрового состава по сравнению с 2007 годом производственные мощности консервного завода возросли на 64%. К примеру, в прошлом году здесь было произведено более 79 муб консервов. Примерно на этом уровне сработали и в первом полугодии текущего года, когда было изготовлено более 36 миллионов банок. В нынешнем году модернизирован цех по производству икры. И теперь завод способен выпускать любые консервы из рыбы и морепродуктов как по ГОСТу, так и по ТУ — натуральные, в масле, в томатной заливке и пр. За последние годы силами производственной лаборатории разработано более десяти видов новых консервов. В наличии у предприятия — два холодильника емкостью 5000 и 500 тонн.

  •  На многих предприятиях сегодня люди не задерживаются, потому что присутствуют нарушения в оплате труда, нет социальных гарантий… А как у вас?

— ОАО «Южморрыбфлот» гарантирует официальное трудоустройство, стабильную работу, достойный уровень и своевременную выплату заработной платы и весь социальный пакет. Соблюдая положения трудового законодательства, акционерное общество зарекомендовало себя как предприятие, выполняющее свои обязательства перед сотрудниками. Кадровая политика компании формируется  с учетом соблюдения интересов сотрудников. Мы ценим и стараемся обеспечить высокое качество кадрового потенциала.

 В наличии у предприятия имеется учебно-тренажерный центр, где в специальных классах люди обучаются практическим навыкам работы на судне, в том числе и подготовке к форс-мажорным обстоятельствам, оказанию первой медицинской помощи, использованию спасательных средств…

Благодаря центру и программе сотрудничества с приморскими высшими учебными заведениями к работе в ОАО «Южморрыбфлот» привлекаются молодые специалисты. Компания уделяет большое внимание технике безопасности и охране здоровья персонала, обновлению материально-технической базы, организации питания сотрудников, поддержанию благоприятных условий труда на судах.

  •  Дмитрий Юрьевич, в каких специалистах сегодня особо нуждается предприятие?

— Прежде всего — в мотористах, слесарях и токарях морских, машинистах рыбомучных установок, котельных машинистах… Их готовят два учебных заведения. Можно было бы набрать людей с «корочками», но не имеющих опыта, однако в море их некогда учить, там в пору ловить рыбу. Да и сами экипажи не заинтересованы в таких специалистах. К тому же ученики зачастую не имеют паспортов моряка, а для открытия визы нужен определённый стаж. Наши суда часто пересекают границу, и без этого документа туда путь закрыт. Говорят, с 2013 года согласно новым федеральным законам условия по пересечению границы еще более усложнятся. По-хорошему нужно иметь своё учебно-тренажёрное судно, чтобы растить собственные кадры, но такой флот сегодня в нашей стране не строят.

На объявления в СМИ народ откликается, но хотелось бы, чтобы приходили люди не временщиками, а надолго, и чтобы ощущали себя не наёмниками, для которых всё чужое, казённое, а партнёрами, заинтересованными в конечном результате. Нередко бывает так, что человек до этого уже успел поработать на нескольких судах, тем не менее многих операций по своему профилю выполнять не может. К сожалению, это становится известно, как правило, перед самым отходом в рейс или уже в море, когда что-то предпринять поздно.

  •  Кадровую проблему сегодня испытывает не только «Южморрыбфлот». На ваш взгляд, какая основная причина её возникновения?

— Прежде всего сказывается провал 90-х годов, когда было построено много судов рыбодобывающего флота, создано много компаний, и, наоборот, резко уменьшилось количество учебных баз, потому что предприятия поспешили снять их с баланса как лишнее бремя, сузился круг специалистов, которые занимались обучением и взращиванием кадров для моря. Как раз в это время мы растеряли такие многолетние и ценные понятия, как трудовые династии, традиции предприятия, особое отношение к передовикам и пр. А чего-то нового взамен, стимулирующего уровень производства, не возникло.

 Сегодня мы снова возвращаемся к тому, что успели быстро позабыть. На наших судах опять будут вывешиваться на досках показателей суточные результаты уловов и переработки рыбы, чтобы каждый человек смог видеть, как он потрудился в эту смену и какой будет его зарплата за минувший день. Мне как-то рассказывала моя мама, что она только потому пошла в строители, чтобы каждый день видеть результат своего труда. Так и здесь. Сегодня человек достигнет показателя в 100 тонн, завтра будет стремиться сделать уже 110.

  • Выше вы сказали, что люди должны приходить не наёмниками, а партнёрами. Что подразумеваете под этой фразой?

— Каждый работник должен болеть душой за своё дело, стараться сделать его как можно лучше. Ведь от этого зависит конечный результат предприятия, а значит, и моё благосостояние. Если, к примеру, рыбообработчик видит, что в одном из звеньев большой цепи можно усовершенствовать производство, скажи об этом. И если эта идея экономически целесообразна и грамотна, мы всегда поддержим её и поможем внедрить. Это касается как берегового производства, так и флота. Это очень важный фактор, когда человек чувствует, что он может повлиять на рост производительности или безопасность труда. При подведении итогов его идея обязательно будет отмечена денежным вознаграждением.

Люди должны больше зарабатывать. У нас месячная зарплата не одинаковая. Каждая смена, к примеру, на консервном заводе, получает в зависимости от выработки. Эта же система действует и на флоте, где заработок экипажа складывается от вылова и заморозки. К примеру, установлен план 30 тонн в сутки, а что сверх — премируется отдельно.

Стремимся найти индивидуальный подход к каждому человеку. Тех, кто не только видит, как поднять результаты производства, но и делает это,  будем поощрять. Кто не справляется на своём участке — обучим, поставим, при желании сотрудника, на другой процесс. Раньше, если помните, применялась такая система, как коэффициент трудового участия (КТУ), и она давала позитивный результат. Та система, которую хотим внедрить мы, намного прогрессивней КТУ. И ещё один момент. Мы не ставим никаких ограничений по зарплате.

В прежние годы за работу на береговом производстве рыбакам платили существенно меньше, чем в море, поэтому происходил отток рыбообработчиков. Многие устраивались только в сезон, когда шла массовая рыба, а потом снова увольнялись. Мы хотим уйти от этого. При новой системе оплаты каждый сотрудник компании может повлиять на её размер. Если объёмы роста производства тормозит оборудование – найдём средства и заменим его. За последние три года мы провели две крупных реконструкции консервного завода. Генеральный директор Александр Ефремов регулярно встречается с рыбообработчиками, интересуется тем, что ещё нужно сделать, чтобы поднять уровень выработки на заводе и улучшить условия труда. Кстати, в России этой проблемой практически никто не занимается, всё зачастую идёт по накатанной, а на нашем предприятии вопросам развития уделяется повышенное внимание.

  •  Наверное, есть в коллективе и такие люди, которые не согласны с принципами вашей стратегии?

— Небольшой процент, но есть. Такой человек ещё не готов переходить на новые условия, ему по-прежнему хочется работать по старинке, спустя рукава, а зарплату получать хорошую. Он так научен, так привык. В итоге он просто не выдерживает и начинает искать другую работу. Но мы, как говорится, не ставим на нём крест. Оставляем шанс вернуться в любое время, когда его взгляды и отношение к труду кардинально поменяются.

Реакция людей на наши перемены бывает разная. Но, сами понимаете, если не вносить новизны в любое производство, рано или поздно его постигнет застой.

  •  Существуют какие-то принципы, система отбора, которыми руководствуетесь при приёме людей на работу?

— При приёме обязательно учитываются профессиональные знания, опыт работы, рекомендации с прежнего места и личностные качества. Обязательно проводится собеседование. Помимо специалиста кадровой службы с кандидатом встречается руководитель профильной службы, в которую принимается человек.

  •  В прежние годы, помните, были ограничения в заработной плате. К примеру, бригада делала два плана, ей платили за полтора. Существовал потолок, который нельзя было преодолеть никакими правдами. А как теперь?

— Сегодня каждое предприятие выживает по-своему. Чтобы не потерять свою нишу на рынке, мы всеми силами стараемся удерживать объёмы, наращивать качество продукции и расширять ассортимент. В советское время, когда существовала плановая система, отмечался переизбыток продукции. Это даже больше минус, чем плюс. Отсюда не было особого резона в том, чтобы заинтересовать коллектив или предприятие в увеличении объёмов производства. Люди знали — сколько бы они ни выполнили норм, в полном объёме зарплату не получат никогда. Сегодня другие понятия.

Есть компании, которые обещают людям зарплату в 15 процентов от объёма выловленной рыбы или произведённой продукции. Это иллюзия. Мы отталкиваемся от реальной рыночной цены продукции. В результате те компании, которые давали такие обязательства, не выполняют их, и обманутые люди просятся на работу к нам.

Мы не ставим цели сиюминутной выгоды, у нас долгосрочная программа и трезвый подход к управлению экономикой предприятия. Из года в год выплачиваем людям стабильные деньги. Если в «Южморрыбфлот» устраиваются такие, кто любит собирать сливки, они долго не выдерживают, остаётся только тот, кто приходит всерьёз и надолго.

  •  Дмитрий Юрьевич, какие планы на будущее у «Южморрыбфлота»?

— У акционерного общества большие перспективы развития, способствующие профессиональному росту кадров.

Мы стараемся технически и технологически поддерживать производство, логистику и переработку. Недавно плавбазу «Залив Восток» оснастили беспроводным Интернетом. Теперь с берега есть возможность свободно вести переговоры с экипажем, когда судно находится на промысле в Охотском море.

В планах компании — реанимировать агаровый завод, развивать основное и поднимать смежные производства, расширять ассортимент продукции. Мы намерены развивать собственный береговой судоремонтный комплекс,  хранение морепродукции. Много и других интересных задумок. В любом случае, применяя накопленный опыт и развиваясь, ОАО «Южморрыбфлот» останется перспективным  предприятием, где каждый сотрудник может быть уверен в завтрашнем дне.

 Записал Владимир ПАНТЮХОВ
НА СНИМКЕ: директор по персоналу
ОАО «Южморрыбфлот»
Дмитрий Коптяев
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.