Количество обращений граждан о законности начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды растет в прогрессии. Заявители, обращаясь в органы прокуратуры, хотят получить достоверную информацию о порядке предоставления коммунальных услуг, своих правах, обязанностях управляющих организаций, новых требованиях законодательства. И эти вопросы обоснованы. В постановление правительства России о предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов внесены изменения, вступившие в силу с 1 июня 2013 года.
Так, при отсутствии общедомового прибора учета в многоквартирном доме: отменена плата за отопление на общедомовые нужды, из формулы для расчета норматива исключены технологические потери в инженерных сетях дома, отменены норматив и плата за ОДН по водоотведению.
При наличии общедомового прибора учета тепловой энергии общий размер платы за отопление суммарно по всем лицевым счетам дома не изменился, но вместо двух услуг (отдельно индивидуального и общедомового потребления) должна указываться одна общая услуга по отоплению. При этом показания индивидуальных приборов учета тепловой энергии (у кого они имеются) теперь не учитываются, если хотя бы в одной квартире данного дома нет такого прибора. Их показания будут учитываться, если во всех квартирах установлены индивидуальные приборы учета потребления тепла.
При их наличии подлежит оплате за ОДН сумма только в пределах установленных нормативов. Оплату общедомовых начислений в размере, превышающем норматив, должна осуществлять управляющая компания. Такой порядок будет действовать в случае, если на собрании собственников помещений многоквартирного дома не принято иное решение и если исполнителем коммунальной услуги не является непосредственно ресурсоснабжающая организация.
В последней редакции постановления добавлено расширенное определение площади общего имущества. В неё при расчете платы ОДН не включаются чердаки и подвалы. Общая площадь определяется как суммарная площадь помещений, не являющихся частями квартир и предназначенных для обслуживания более одного помещения в доме: площади межквартирных лестничных площадок, лестниц, коридоров, тамбуров, холлов, вестибюлей, колясочных, помещений охраны (консьержа), не принадлежащих отдельным собственникам.
Документом внесены изменения, касающиеся прав и обязанностей потребителей и исполнителей коммунальных услуг. Собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов сокращен минимальный период расчета среднего фактического потребления, который используется в случае непредоставления жильцами показаний индивидуальных приборов учета, с одного года до шести месяцев.
Кроме того, предельное количество расчетных периодов, в течение которых потребителями не передавались показания, увеличено с трех до шести месяцев подряд. Увеличен минимальный период проверки достоверности показаний индивидуальных приборов учета с трех до шести месяцев.
В случае непроведения исполнителем проверки качества предоставления коммунальных услуг потребитель вправе составить акт о качестве услуг в отсутствие исполнителя, который подписывается не менее чем двумя потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не создано товарищество или кооператив, или председателем ТСЖ или кооператива.
С 1 июня 2013 года управляющей компании предоставлено право устанавливать количество проживающих граждан, в том числе временно проживающих, в случае отсутствия квартирных счетчиков потребления энергоносителей по нормативам путем составления соответствующего акта, после чего производить соответствующий перерасчет при составлении лицевого счета.
Дмитрий СТОВБУН, прокурор города