В жизни каждого подростка наступает тот ответственный момент, когда нужно сделать свой главный выбор в жизни — куда пойти учиться или работать?
В нашем городе, по статистике, более 160 различных специальностей. Самыми востребованными являются программисты, системные администраторы, менеджеры продаж, супервайзеры, затем — фармацевты, медицинские администраторы, далее следуют банковские работники, маркетологи, рекламщики и специалисты по связям с общественностью.
Очень многие мои одноклассники, определяясь с будущей специальностью, руководствуются в первую очередь престижем. Зачастую на вопрос: «А ты бы хотел здесь работать?», подростки отвечают другим вопросом: «А сколько мне будут платить?». Да, в нашем городе 160 специальностей, но половина из них не пользуется большой популярностью, так как они малооплачиваемые и непрестижные.
Далее приоритеты расставлены таким образом: на втором месте в вопросе выбора профессии – семейные традиции (семейный бизнес). Родители, не задумываясь о выборе ребёнка, предоставляют ему место на своей работе: «Будешь продавать овощи в нашем магазине!». Или: «Пойдёшь в автосервис ремонтировать машины вместе с папой!». Возможно, это и правильно: кому оставить свой «раскрученный» бизнес, как не любимому чаду? А, вкусив плод зарабатывания собственных средств к существованию, благодарный отпрыск сможет рано стать ответственным, самостоятельным, ну и, конечно же, сохранить семейные традиции.
Третий критерий выбора профессии: навязшее у всех на зубах ЕГЭ! Да, возможно, тебе нравится определённая профессия, но ты чувствуешь, что просто не наберёшь желаемых баллов по профилирующим предметам. Например, ты хочешь стать переводчиком – прекрасно сдал ЕГЭ по английскому, но русский провалил. И вот ты лихорадочно ищешь любой факультет, лишь бы учиться на «бюджете». В итоге становишься военным. Благо не подвели твои спортивные данные!
Конечно, большая часть подростков стремится выбрать себе профессию по душе. Нравится мне рисовать – пойду на художника-оформителя. И неважно, что институт находится в Хабаровске! Люблю иностранные языки – стану переводчиком. Обожаю физику – поступлю на инженера.
Но всё дело в том, что завтрашние выпускники не так уж хорошо знают о том, какие бывают профессии, а о профессиональных тонкостях имеют самое смутное представление. Возможно, не хватает в наших школах предметов по профориентации.
Но, несмотря на то, что при выборе профессии на подростка оказывают влияние различные внешние причины, решение, кем стать и куда пойти учиться, всё-таки принимает сам человек. Выпускник руководствуется в первую очередь своим собственным желанием, взвешивает свои возможности, наличие знаний по определённому предмету. Желаю всем выпускникам удачи на ЕГЭ, а также — вовремя определиться с будущей специальностью!
Виктория ПАВЛЕНКО, 10 класс, шк. № 5