За дождём бывает радуга. На земле

Каждый более-менее серьёзный дождь причиняет работникам ОАО «Находкинская БАМР» массу хлопот и приносит дополнительную трудоёмкую работу. И это повторяется из года в год.

Территория предприятия ОАО «НБАМР» расположена уровнем значительно ниже железнодорожной станции Крабовая, где осуществляется приём, формирование и отправление грузовых поездов по обслуживанию нефтебазы ООО «Роснефть-Находканефтепродукт». Во время выпадения обильных осадков большая часть загрязненных нефтепродуктами ливневых вод устремляется с крутого склона железной дороги в лотки, оборудованные вдоль проезжей части автодороги, затем попадает в систему ливневой канализации ОАО «НБАМР» и общую городскую систему с последующим сбросом в бухту Находка. Зачастую ливнёвка просто не в силах пропустить через себя весь нахлынувший поток, и тогда дождевые воды разливаются по прилегающей территории предприятия, оставляя после себя радужные разводы на дороге, заасфальтированном тротуаре, газонах и площадке у здания управления.

После августовских ливней специалисты базы активного морского рыболовства провели очередное обследование территории. На внутренних стенках ливневых лотков и траве снова присутствовал налёт нефтепродуктов в виде цветной плёнки, установлен факт загрязнения нефтепродуктами и части акватории бухты Находка в районе причалов № 34, 38, 39.

Эколог ОАО «Находкинская БАМР» Светлана Гречуха сообщает, что во время обследования также было установлено, что почва и трава на протяжении всего бамровского склона вдоль железнодорожных путей частично загрязнены нефтепродуктами, сам склон замусорен пластиковыми бутылками и прочей тарой с налётом нефтепродуктов, захламлён бэушными шпалами, оставленными работниками железной дороги после реконструкции путей.

Администрация акционерного общества неоднократно обращалась в различные инстанции с просьбой принять соответствующие меры, чтобы исключить подобные ситуации, однако желаемого результата пока что не получила. Каждый раз после больших осадков администрация рыбацкого предприятия вынуждена отрывать от основного производства группу работников на зачистку территории, выставлять с помощью малых плавсредств боновые заграждения по морской акватории, чтобы локализовать распространение нефтепродуктов в бухте Находка, тратить на эти мероприятия много времени и нести немалые материальные издержки.

Чтобы убедиться воочию, откуда всё-таки попадают нефтепродукты на территорию БАМРа, вместе с начальником грузовой железнодорожной станции Крабовая Алексеем Котовым мы прошли по путям вдоль бамровского склона. И вот что увидели. Мусор на склоне по-прежнему присутствует. А главное, железнодорожные пути прилегающей к склону ветки оказались изрядно замазученными.

— Откуда на шпалах и путях такой слой нефтепродуктов? — поинтересовался у Алексея Сергеевича.

— Железнодорожные цистерны приходят к нам далеко не стерильными. При наливе нефтепродуктов на НПЗ напротив загрузочных люков цистерн всегда остаются нефтяные разводы, при транспортировке на них налипает пыль, и этот слой постоянно увеличивается. Бывает, на цистернах негерметично закрываются загрузочные люки, при качке по дороге нефтепродукты выплёскиваются наружу или испаряются и также налипают слоями на внешней стороне ёмкости. А во время стоянки на станции эти «наросты» могут смываться дождями или под палящим солнцем таять и стекать на землю. Кроме того, по условиям техобслуживания путей мы обязаны в определённые сроки смазывать рельсы и стрелочные переводы специальной смазкой, предупреждающей их быстрый износ. Для этих целей у нас есть рельсосмазочная машина, стрелочные переводы путейцы промазывают кисточками. Мы же не льём смазку вёдрами — она ведь стоит немалых денег. Что касается слива нефтепродуктов железнодорожниками на станции, этот факт полностью отрицаю. Я работаю здесь три года, два из них — начальником станции. Поначалу здесь практиковалось воровство нефтепродуктов, но когда несколько человек наказали за хищения, с кражами было покончено.

Затем вместе с Алексеем Котовым мы поднялись в кабинет эколога ОАО «Находкинская БАМР» Светланы Гречуха, где он просмотрел в компьютере снимки, сделанные ей после очередного сильного дождя. На них отчётливо было видно, что на таре, которую несли со склона дождевые воды, и на траве присутствует радужный налёт нефтепродуктов.

По этим фактам специалисты предприятия собрали соответствующий материал и направили его вместе с официальным письмом за подписью и.о. генерального директора ОАО «Находкинская БАМР» Александра Лысенко на имя начальника управления Дальневосточной железной дороги Михаила Заи-ченко. В нём отмечено, что загрязнение территории БАМРа и морской акватории бухты Находка нефтепродуктом — случай не единичный.

— Согласно фотоматериалу и нашим обследованиям, источником данных загрязнений является именно железнодорожная станция Крабовая. Поэтому требуем от руководства ДВЖД принять соответствующие меры к тому, чтобы предотвратить попадание нефтепродуктов в ливневую систему, проходящую через территорию нашего предприятия. В противном случае свои интересы, как природопользователя, будем отстаивать в других вышестоящих инстанциях, — подчеркнул Александр Лысенко.

Аналогичные письма были направлены в адрес управления Росприроднадзора по Приморскому краю и г. Находке, прокуратуру и транспортную прокуратуру городского округа. Рыбаки надеются, что их услышат и в этой спорной ситуации будут расставлены все точки над «i».

Владимир ФЁДОРОВ
Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.