С 1 января 2013 года весь пассажирский транспорт должен быть оснащён спутниковой навигацией. Соответствующий приказ подготовило Министерство транспорта России и направило его на утверждение в Минюст. Аналогичные требования выдвигаются не только к городским и междугородним автобусным перевозкам, но и к грузовым транспортным средствам, перевозящим опасные грузы.
Согласно федеральной целевой программе «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС до 2020 года» предусмотрено финансирование в объёме почти 347 млрд рублей. Только на развитие навигационной системы может уйти около 139 млрд, в которые входят завершение лётных испытаний ГЛОНАСС-К, сборка и запуск двух спутников, разработка аппарата «Гео-ИК». Главной целью внедрения системы мониторинга на базе ГЛОНАСС в сфере пассажирских перевозок являются повышение эффективности управления транспортными средствами и обеспечение дополнительной безопасности пассажирских перевозок.
Система спутникового мониторинга транспорта позволяет в режиме реального времени отслеживать местоположение, направление, скорость и маршрут движения транспортных средств, контролировать нарушения, связанные с несоблюдением графиков движения, отказом в работе оборудования, нецелевым использованием автобусов, расход топлива, обеспечивать оперативное реагирование, отслеживать труд диспетчеров. Наличие в кабине водителя тревожной кнопки и голосовой связи с диспетчером также играет немаловажную роль в оперативном реагировании.
— Министерство транспорта России предполагает утвердить в ближайшее время перечень определённых требований к приборам ГЛОНАСС. В дополнение к этому навигационному оборудованию в автобусах должно быть установлено ещё не менее четырёх видеокамер, которые будут фиксировать ситуацию на дороге, обстановку в салоне, а также действия водителя в случае непредвиденных ситуаций, — говорит генеральный директор Находкинского автотранспортного пассажирского предприятия Алексей Гашев.
Всё происходящее внутри автобуса и извне будет записываться в автоматическом режиме на электронный носитель информации с большой ёмкостью памяти. Какую роль в этой системе играет, к примеру, видеорегистратор? Он предназначен для расследования каких-либо спорных моментов. В частности, в суд обратился пассажир с иском на автотранспортное предприятие, утверждая, что телесную травму получил во время резкого торможения автобуса, и потребовал от перевозчика денежную компенсацию. В этих случаях можно поднять записи видеорегистратора и по ним убедиться, на самом ли деле было так, как утверждает истец.
Согласно техническому регламенту все автобусы, задействованные на городских перевозках, должны быть оснащены ещё и специальными приборами — тахографами. Сегодня Находкинский сервисный центр устанавливает всем компаниям и даже частным лицам, обратившимся сюда, систему «Меркурий», которая одновременно включает в себя ГЛОНАСС и тахограф. Стоимость такой услуги 35 тысяч рублей. Автобусный парк поставил «Меркурий» пока только на 12 автобусах.
Цифровой тахограф предполагает работу с личной картой водителя. Если она отсутствует, ставить этот прибор нецелесообразно. Прежде чем тронуться с места, водитель должен вставить в тахограф карту с личной фотографией и подписью, на которой с этого момента начинают фиксироваться все его действия. Водители, особенно большегрузов, в европейских странах такой системой пользуются уже с начала 70-х годов прошлого столетия. Любой инспектор службы безопасности движения на дорогах может остановить его, потребовать карту и через компьютер просмотреть путь водителя, его режим труда и отдыха в дороге. По европейским меркам, время непрерывного управления машиной не может превышать 4,5 часа, в России эти нормы ещё строже.
— Наша страна приняла решение создать свою систему навигации на транспорте — ГЛОНАСС, — рассказывает начальник сервисного центра ООО «Ориент-Сервис» Игорь Корнеев. — По замыслу Минтранса все автобусы городских и пригородных маршрутов должны быть оснащены аппаратурой ГЛОНАСС уже с начала нынешнего года, а Госавтонадзору дали указание с этого времени прекратить выдавать лицензии на пассажирские перевозки тем, кто сигналы новой системы не принимает. С июля текущего года надзорная служба грозит лишать лицензий всех, кто не установит навигационную аппаратуру. Но перевозчики, в том числе и находкинские, пока не в силах собрать необходимую сумму денег, чтобы оснастить такой аппаратурой все свои машины, работающие по городу и пригороду. Кстати, на маршрутах межгорода эта проблема снята уже давно. Сроки по внедрению ГЛОНАСС переносились трижды, перевозчики надеются, что их перенесут и на этот раз. Такая же ситуация складывается и по тахографам. К примеру, навигационная аппаратура только для одного автобуса стоит порядка 20 тысяч рублей плюс 30-35 тысяч рублей необходимо на профессиональный видеорегистратор. Думаю, стоимость оборудования существенно завышена, продавцы, пользуясь случаем, решили неплохо заработать на этом деле.
В АТП на городских маршрутах сегодня работает около ста машин. Естественно, у перевозчика сразу возникает вопрос по существу: где предприятию взять такие деньги на их техническое перевооружение? В законодательстве прописано, что внедрение этой системы должно финансироваться из федерального и муниципального бюджетов, частично — из средств автопредприятия. Но ведь каждый перевозчик в дополнение к этому ещё должен создать и собственную структуру по обслуживанию навигационной аппаратуры, потому что размещать такие заказы на стороне будет на порядок дороже.
Государство помогать перевозчикам в вопросах технического перевооружения пока что-то не торопится. По всей вероятности, затраты по внедрению системы навигации полностью лягут на плечи автопредприятия, что, безусловно, скажется на его темпах и, скорее всего, на стоимости проезда. Хотя процесс оснащения тормозят не только перевозчики, но и производители навигационной аппаратуры. По данным Минпромторга, ещё год назад в России должно быть отлажено производство с выпуском до 700 тысяч таких приборов в год. Но эти планы, к сожалению, пока остаются в теории.
— Сегодня мы устанавливаем тахографы на бензовозы, обслуживаем предприятия как Находкинского округа, так и его окрестностей, — говорит Игорь Корнеев. — Если спецмашины не оснащены навигационными приборами, компания не получит разрешения на перевозку опасных грузов. Для нарушителей законодательства в Административном кодексе предусмотрен ряд дисциплинарных и административных мер взыскания.
Владимир ФЁДОРОВ