Лесной человек по имени Андрей

Из многих больших и малых вещей нужны человеку три:

Походный рюкзак, в котором табак, одеяло и сухари.

Походный топор, чтоб сладить костер в пахучей тиши тайги.

Для троп и дорог, для гор и болот – походные сапоги.

Так замечательно определил походный арсенал английский путешественник и поэт Редьярд Киплинг. Эту экипировку, за исключением табака, использует в путешествиях по Приморской тайге Андрей Хуснутдинов. Сейчас в библиотечном комплексе «Семья» проходит выставка его фоторабот «Мгновения вселенского пути». Наглядный рассказ об уникальных памятниках природы нашего края привлек немало зрителей.

Походами увлекаюсь со школьных лет. В юности впечатления записывал в дневник, сейчас веду фотобиблиотеку. Большинство снимков стараюсь сделать реалистичными, не используя художественные приемы, чтобы у зрителей сложилось объективное представление об окружающей природе. Порой игра света и тени до неузнаваемости искажает реальность, и туристы не узнают природные памятники, ранее виденные на иллюстрации, – рассказывает Андрей.

Вместе с краеведом, главным библиографом Центральной библиотечной системы Зоей Ковалевой он показывает желающим многоликие ландшафты Приморья, почти десять лет предпринимает длительные одиночные походы по тайге. В лес берет чай, сахар, печенье и снаряжение, большая часть которого сделана собственными руками. Хуснутдинов – специалист по изготовлению пресс-форм, используемых в судостроении. Он и токарь, и фрезеровщик, и слесарь-инструментальщик, и сварщик.

— Современное снаряжение таежника должно отвечать трем условиям – быть легким, прочным и удобным в использовании. Такое приобрести непросто, поэтому многое мастерю сам – средства оповещения, рюкзак, топорик.., – рассказывает мой собеседник.

Много лет Андрей занимается духовными практиками, стремясь к самосовершенствованию. Не употребляет мясную пищу, голодает, используя различные системы – Порфирия Иванова, йоговские, при этом не снижает физических нагрузок. Утверждает, что из тайги возвращается духовно и физически обновленным.

— Некоторые думают, что походы «соло» – это одинокий человек с большим рюкзаком, легко идущий звериными тропами, попивающий чай у костерка, медитирующий на вершинах сопок и размышляющий о мироздании. На деле эти путешествия требуют серьезной теоретической и физической подготовки. Нужно уметь ориентироваться в лесу, выбирать место для ночлега, добывать пищу, разжигать огонь без спичек и многое другое, – говорит Андрей.

Настоящего походника из него воспитал находкинский туристский клуб «Сихотэ-Алинь», членом которого он стал лет тридцать назад. Андрей занимался водным туризмом – сплавами по горным рекам и бурным порогам, не единожды попадал в экстремальные ситуации. Школу выживания он прошел на практике. Знает, какими ягодами, кореньями, травой утолить голод, если закончилась провизия, как не столкнуться на узкой тропе с хищником и многие другие лесные премудрости.

— В августе минувшего года отправился в 20-дневный поход. По обыкновению взял минимальный чайный набор, который закончился быстрее, чем рассчитывал. Почувствовал, что теряю силы, – измотала непогода, затяжные проливные дожди, ветра. Пришлось перейти на подножный корм – ягоды, коренья, побеги, грибы. Например, белые, подосиновики или сыроежки нужно лишь посолить, и через два часа они становятся не просто съедобными, а очень вкусными. Хорошо восстанавливают силы корни лопуха, цветы и корни иван-чая, дикий щавель и другие, – рассказывает он.

А заблудившийся необученный путник может испытывать голод, буквально стоя на вкусной и питательной пище, терпеть жажду, не видя, что вода находится в нескольких сантиметрах под его ногами, страдать от болезней, не подозревая, что лекарства, изготовленные природой, рядом.

Самые счастливые мгновения Андрей испытывал, сидя на вершине сопки и играя на варгане — самозвучащем язычковом инструменте. В древности считалось, что владение им прочищает сознание, укрепляет жизненную силу, гармонизирует функции всех органов. Это подтверждают и современные ученые. По сказаниям, алтайские шаманы, играя на варгане, могли перемещаться по трём мирам, изменяя тембр и тип вибраций. Андрей утверждает, что, извлекая звуки из инструмента, мысленно сливается с окружающим миром, и природа отвечает ему – мелодию подхватывают птицы, появляется легкий ветерок.

— У Андрея сильно развита интуиция, во всех совместных походах он безошибочно определяет место стоянки, погоду и предчувствует определенные события. Туристы не единожды убеждались, насколько точны его прогнозы. Многие называют его «лесным человеком», – рассказывает краевед Зоя Ковалева.

Она отмечает, что Андрей Хуснутдинов не только знает множество сказаний и легенд о природных памятниках, но и владеет глубокими знаниями по географии, краеведению и биологии.

В любое время года Приморье открывает свои прелести. Главное – уметь их увидеть и прочувствовать, – говорит Андрей. – Например, на поистине магическую гору Ливадийскую (Пидан) круглый год стремятся подняться российские и иностранные туристы, маги, оккультисты и уфологи, но «открывается» она лишь посвященным. Тропы, ведущие к её вершине, пролегают в живописных распадках, поросших многовековыми соснами и пихтами. Краснокнижная заманиха, целебный шиповник, терпкий дикий виноград, лимонник – лишь малая часть очень длинного списка представителей растительного царства, украшающего её склоны. Все это природное богатство необходимо сохранять, а не истреблять, – подчеркивает он.

Андрей очень бережно относится к природе, он настолько осторожно идет по тропе, что не повредит ни единой травинки, не раздавит ни одно насекомое. На месте стоянок групп, которые он ведет, никогда не остается ни одной соринки. Побольше бы таких замечательных людей, – говорит Зоя Николаевна.

— Ни одному нормальному человеку не придет в голову мысль уничтожить произведение искусства. Почему же люди порой так беспечно относятся к шедеврам, которые «выставлены» под открытым небом и общедоступны? – сокрушается Андрей.

Лолита МУЗЫКА
 
Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.