— Мне посчастливилось: моя профессия совпала с призванием, – сказала она о себе. Три года назад, имея 55 лет педагогического стажа, Лидия Леонидовна Мосолова ушла на пенсию. Однако ритм её жизни мало изменился. По-прежнему редко молчит телефон: обращаются к ней за консультацией и советами коллеги, знакомые и незнакомые люди, а ещё приходят на занятия дети, имеющие проблемы с произношением, точнее, их привозят родители, и нередко сами с живым интересом слушают диалог учителя и ребёнка.
Вместе с коллегами из методобъединения Лидия Леонидовна посещает по графику дошкольные учреждения, где проверяет, как идут дела в речевых группах. Это неформальное живое общение с малышами, как признаётся она, придаёт ей энергии. А ещё даёт возможность удостовериться в том, какой эффект приносят наработанные ею в течение многих лет методики. Только за последние годы вместе с коллегой, Ириной Алексеевной Левиной, учителем-логопедом детсада №20, они стали авторами около десяти работ, которые востребованы не только в дошкольных учреждениях нашего округа, но и края.
Сегодня Лидии Леонидовне исполняется 78 лет. Тридцать из них она руководила городским методическим объединением учителей-логопедов. Её имя шесть лет назад было занесено в энциклопедию «Лучшие люди России». Отличник просвещения РСФСР, отличник народного образования СССР, заслуженный учитель Российской Федерации, она и сейчас, как в молодости, верна своему жизненному принципу, суть которого – делиться имеющимися идеями и находками в педагогической работе со всеми. И не воспринимаешь нескромным сказанное ею:
— В Находке около 50 логопедов, и всех их «вынянчила» я.
В крае уже давно находкинскую логопедическую службу считают самой сильной, профессиональной, креативной, а саму Лидию Леонидовну дважды в год приглашают читать лекции многочисленной аудитории на курсах повышения квалификации и получения второго высшего логопедического образования. Почему именно её? Скорее всего, думается, не только потому, что классный специалист, но и человек, постоянно генерирующий идеи, направленные на то, как научить детей правильно произносить слова, запоминать буквы и цифры, думать и анализировать. Благодаря её методикам воспитатели в садах имеют возможность закладывать в ребёнка основу для дальнейшего грамотного освоения родной речи.
Она никогда не жалела ни сил, ни собственных средств на то, чтобы создавать тетради и альбомы для малышей и учащихся начальных классов. И сейчас в квартире Лидии Леонидовны одна из комнат напоминает профессорский кабинет – столько здесь всевозможных учебных пособий, папок с методическими разработками, педагогической литературы. Всё это востребовано молодыми коллегами и теми, кто уже имеет опыт. И сама Лидия Леонидовна, готовясь к семинарам методобъединения, мастер-классам, пользуется накопленным на практике собранным материалом. Несмотря на занятость в любимой сфере, считает себя нынче волонтёром, работающим на общественных началах, то есть бескорыстно.
На вопрос: «Почему именно это направление в педагогике выбрали?» — она ответила, что, возможно, чувство сострадания и желание помочь детям возникло в молодости, когда после окончания педучилища довелось работать в школе для слабослышащих. Оно привело в московский вуз, который окончила с отличием и получила две профессии – учителя русского языка и литературы и учителя-логопеда (сурдопереводчика). Будучи председателем психолого-медико-педагогической комиссии в Находке, делала всё для того, чтобы детишки с проблемами речи не попадали во вспомогательные (нынче коррекционные) школы. А значит, сотни ребят смогли миновать эту горькую чашу и получить образование в нормальной школе, выбрать профессию по душе. Сегодня желание помочь руководит этим человеком, когда она старается найти способы для устранения такого недуга, как заикание.
…Только одну часть жизни она считает несчастливой — детство. Оно было омрачено сиротством: оба родителя были арестованы по известной 58-й статье. На воспитание взяла девочку тётя, которая нещадно била воспитанницу по любому поводу и чем попадя. Чужие люди отвезли ребёнка к другой родственнице, но и тут не заладилось. Лида определила себя в детский дом сама. И здесь понемногу пришла в себя, отогрелась душой благодаря заботе воспитателей. Но клеймо «дочь врага народа», как предрекали старшие, должно было плохо сказаться и в будущем для девочки…
— А судьба смилостивилась надо мной, – рассказывает моя собеседница. – Возвратилась из лагеря мама (впоследствии обоих родителей реабилитировали, папу – посмертно), я закончила педогогическое училище, меня тут же взяли на работу во Дворец пионеров, занималась танцами, рисовала… Словом, жить стало интересно. Счастливо вышла замуж. Мой Виктор Васильевич много лет проработал супервайзером в Находкинском морском торговом порту. Три года назад его не стало. Мы с ним прожили 55 лет, вырастили сына и дочь. У меня замечательные внуки и правнуки. Меня всегда во всём поддерживал муж, а сейчас – дети. Постоянно устраиваем встречи с коллегами, нам вместе хорошо. А о детстве стараюсь не вспоминать. Правда, считаю, оно преподало мне урок – верить в добро. Хороших людей больше, чем плохих. С этим убеждением живу и сейчас.
…Рассматривая вышедшие в минувшем году логопедические тетради по лексическим темам для детей первого года обучения (с пяти до шести лет) и второго (с шести до семи лет) и красочный «Альбом гласных букв», невольно поражаешься тому, как составители – Лидия Леонидовна и Ирина Алексеевна сумели предусмотреть всё, что необходимо малышам. А главное, что их обязательно заинтересует – забавные загадки и стихи, любопытные картинки, увлекательные задания…
Сейчас вместе с Ириной Алексеевной они участвуют в городском конкурсе, посвящённом дополнительному образованию дошкольников и школьников. Их труд «Волшебный мир звуков и букв», который вот уже три года воспитатели пяти садов успешно используют в работе, прошёл первый отбор.
К сожалению, невозможно рассказать обо всем, что сделано и делается сегодня Лидией Леонидовной Мосоловой, обо всех пособиях, кассах, статьях в научных брошюрах… Главное – её талант, старания востребованы сегодня в детских учреждениях, начиная от садика до коррекционных школ и интернатов, а также в краевом Центре матери и ребёнка. Её труд нужен и важен.
Ольга ЧИКИЛЬДИНА