ЦЕНЫ на социально значимые продукты питания в Находке неоправданно высоки. Виноваты в этом оптовики, которые монополизировали местный рынок, а также те торговые сети, которые учитывают в стоимости товаров большие расходы на зарплату для своих сотрудников. К такому предварительному выводу пришли специалисты краевого управления федеральной антимонопольной службы (УФАС), побывавшие в нашем городе с проверкой.
Мы побеседовали с заместителем руководителя УФАС по Приморскому краю Максимом БЕЛОБОРОДОВЫМ (на снимке).
-
Не все знают, чем занимается федеральная антимонопольная служба…
— Служба была создана в 1991 году. Свое нынешнее название она получила в марте 2004 года. Это государственный орган исполнительной власти, который подчиняется напрямую председателю правительства и осуществляет государственный контроль по нескольким направлениям деятельности: контроль за соблюдением законодательства в сферах конкуренции на товарных рынках и защиты конкуренции на рынке финансовых услуг; в деятельности субъектов естественных монополий; в рекламе; в государственных закупках. С этого года, с принятием закона «О государственном регулировании торговой деятельности», на нас возложен контроль за деятельностью торговых сетей. Закон нуждается в доработке, но определенные рычаги и механизмы в законе есть.
-
Чем вызван ваш визит в Находку? Были какие-то сигналы?
— Дело в данном случае не в сигналах. Как известно, с лета нынешнего года произошел резкий скачок цен на многие жизненно важные продукты питания – рис, муку, соль, сахар, яйцо, макароны… Ситуация насторожила руководство страны, и нашей службе поручили совместно с генеральной прокуратурой выяснить, в чем объективные и субъективные причины этого роста. В связи с этим по всей стране антимонопольные органы совместно с прокурорами городов и районов, торговыми отделами администраций стали проводить проверки.
Мы также создали постоянно действующую группу, разбили край на несколько участков и выезжаем с проверками. Побывали в Уссурийском, Спасском, Дальнереченском районах. После работы в Находке поедем в Фокино и т.д.
Правительством установлено 17 жизненно важных продуктов питания. Мы отслеживаем движение цен от производителя до прилавка. Не секрет, что многие производители не продают свой товар в магазин напрямую. В этой схеме существуют как минимум один, а чаще два и более посредников. Это крупный и мелкий опт, так называемые дистрибьюторы. Каждое звено в этой цепи делает свою наценку, в результате хорошо всем, кроме покупателя.
Самая главная сложность, что государство сегодня не регулирует порядок ценообразования. Помните, как раньше на банке тушенки писали: в таком-то поясе цена такая-то…Мы ушли от государственного ценообразования. И, может быть, зря. Есть страны, например, Украина и Белоруссия, где в законодательном порядке установлена максимальная накрутка – от производителя до прилавка не выше стольких-то процентов. И сколько бы там ни было посредников – это уже их проблема, как они будут между собой деньги делить.
У нас же получается так. Есть, например, уссурийский комбинат «Приморская соя». Отпускная цена бутылки соевого масла (1,3 литра) — 48 рублей. И через дорогу от комбината стоит магазин, который принадлежит «Уссурийскому бальзаму». Там эта бутылка уже продается за 87 рублей. Почему такая большая разница? Какие такие фантастические издержки заставили продавца накрутить аж 39 рублей? А все потому, что в этой схеме работают два посредника. Такая же ситуация сегодня на рынке яйца.
Обидно то, что эту схему с посредниками зачастую создают сами производители. Они не хотят напрямую работать с магазинами. Эти посредники плотно сидят на каждом килограмме, на каждом литре выпускаемой продукции, и если владелец супермаркета хочет купить бочку растительного масла, то на заводе ему не продадут, а скажут: езжай к нашему посреднику. А посредник и накрутит.
-
У производителей не доходят руки, чтобы работать с магазинами напрямую? Или у них в этой схеме имеется свой интерес?
— Я не исключаю, что компании-посредники создают сами производители. У них есть модная фраза: «оптимизация налогов». Это не оптимизация, это уход от налогов.
Мы поддерживаем конкуренцию, но конкуренцию здоровую. А на самом деле происходит раздел товарного рынка Приморья — посредники поделили его между собой. Допустим, на территории города либо района торгует один посредник, который устанавливает цены, какие он хочет, и другому посреднику производитель свою продукцию отдавать не будет. Здесь налицо ограничение конкуренции.
Я упоминал о ситуации на рынке яйца. УФАС Приморья возбудило административное дело по нарушению закона «О защите конкуренции» в отношении компании «Лучковская». Этот крупный посредник скупает все яйцо Надеждинской птицефабрики и, накручивая, продает другим оптовикам, в том числе оптовику, который работает на территории города Находки, а тот уже перепродает в местные магазины. Цены растут каждую неделю.
Мы здесь усматриваем и раздел товарного рынка, и, возможно, поддержание монопольно высокой цены. Если докажем свою правоту, то будет решаться вопрос о наложении крупнейших штрафов — вплоть до 15 процентов от размера годового оборота. Это миллионные суммы.
Сильно подорожала мука. Сразу же связались с Алтайским краем – житницей и основным поставщиком муки для Приморья. Выясняется, что урожай хлеба был не хуже, чем в прошлом году. УФАС Алтайского края выявило сговор 11 компаний-оптовиков, которые скупили по всему краю муку и резко взвинтили цену. Им на руку сыграли центральные СМИ, кричавшие о засухе, неурожае и советовавшие покупать муку, пока она не исчезла с прилавков магазинов. В отношении всех этих 11 компаний возбуждено административное дело. Им грозят многомиллионные штрафы. Хотя простым людям от этого, конечно, не легче.
Задача наших проверок — собрать все материалы по торговле жизненно важными продуктами питания и проанализировать их. В конце года УФАС сделает доклад, проведет пресс-конференцию и, скорее всего, даже назовет виновных в скачке цен.
-
Что показала проверка торговых сетей в Находке?
— С Находкой ситуация непростая. Мы пришли к выводу, что город у вас недешевый. В ваших супермаркетах и торговых центрах цены на многие продукты очень высоки. При этом все ваши магазины покупают у одних и тех же находкинских оптовиков, а напрямую, во Владивостоке, или, скажем, в Уссурийске, или еще где-то, не покупает никто. Дорожают, например, сахар и яйцо. Сахар – вообще отдельная тема. Будем держать ситуацию под особым контролем, потому что ни один килограмм сахара не уходит через определенного посредника. Приходим к выводу, что здесь имеет место желание посредников быстро получить большую прибыль. Одни и те же оптовики. Они в Находке монополисты.
Обращает на себя внимание большой разброс цен в ваших магазинах. Где-то один килограмм сахара стоит 39 рублей, в другом месте – 48 рублей. Во Владивостоке разброс меньше. Такая же ситуация с рисом. Заставляет задуматься большой разброс цен (от 15 до 23 рублей) на хлеб «Подольский» из муки первого и второго сорта. Выясняется, что с «Владхлеба» ни одна булка не привозится напрямую – отсюда и накрутки. Тут либо местный производитель хлеба недорабатывает, либо местные торговые сети не хотят брать продукцию местного производителя, а берут у «Владхлеба», мотивируя тем, что там больше ассортимент. А о том, что простому человеку хочется купить подешевле, не думают.
В супермаркетах, которые находятся ближе к центру, цены на продукты чрезвычайно высоки. А на окраинах, например в универсамах «Рыбацком» и «Южном», ситуация вполне нормальная. Мне, простому покупателю, неважно, как в супермаркете оформлены витрины или какая там подсветка иллюминации. Мне важно, чтобы товар был качественный и по нормальной цене. А накрутки в 42 или в 58 процентов идут из этих иллюминаций и желания сделать себе большие зарплаты.
Все эти вещи мы будем отражать в нашем аналитическом отчете. И, очевидно, будем ставить вопрос рекомендательного характера о законодательном регулировании максимального размера торговых наценок на жизненно важные продукты питания.
-
Почему так резко выросла в цене гречка?
— Скорее всего, где-то у производителей залежалась на складах гречка и был создан искусственный ажиотаж, как в ситуации с мукой. Это была грамотно проведенная предпродажная подготовка. К слову, ажиотаж можно создать по любому товару. Американцы приезжают и учат нас технологии продаж. Но одно дело, когда нужно продвинуть на рынке какой-то новый товар, и другое, если речь идет о жизненно важных продуктах питания. За такие вещи кое-кому придется ответить.
-
Вы говорите о штрафах. А есть ли более жесткие рычаги воздействия?
— Как известно, у бизнесмена самое чувствительное место – его карман, поэтому лучше штрафовать, чем сажать.
В уголовном кодексе РФ есть ст. 178 (недопущение, ограничение или устранение конкуренции с использованием служебного положения либо с крупным ущербом), и мы не исключаем, что какие-то дела могут дойти и до них. В случае доказательства крупного размера ущерба обвиняемому «светят» до шести лет лишения свободы и, естественно, миллионные штрафы.
С нами многие судятся, многие недовольны деятельностью ФАС, но суд очень часто становится на нашу сторону. Мы выиграли ряд крупных арбитражных процессов по нефтяным делам. Например, «Лукойл» был оштрафован по нашему иску на полтора миллиарда рублей. Будем биться до упора — наказывать недобросовестных участников рынка, защищать конкуренцию и пропагандировать ее.
Обращаюсь к жителям Находки с предложением. Если вы где-то видите, что происходит ущемление конкуренции (вам навязывают невыгодные условия ваших продаж, вынуждают заключать ограничивающие конкуренцию вертикальные либо горизонтальные соглашения, делить рынок по какому-то принципу, брать товар с нагрузкой, поддерживать монопольно высокую цену), можете обращаться в управление ФАС Приморья.
Беседу вел Юрий БОДУХИН Фото автораНаш адрес: 690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2. Тел.(4232) 41-20-26. Дополнительную информацию о деятельности УФАС можно получить на сайте: www.primorie.fas.gov.ru.