Вразвалочку не только от многомесячной качки, но и от ощущения предстоящего покоя и легкости бытия, счастливого пребывания на берегу в кругу родных ступает на родную землю каждый рыбак и моряк. Но все радужные перспективы часто омрачает задержка «кровной» зарплаты, особенно когда юридический адрес владельца находится за тридевять земель, где-нибудь в Москве или на Украине, а судно под так называемым «удобным» флагом зарегистрировано в Монголии или какой-нибудь другой экзотической стране. И тогда за защитой своих трудовых прав в Находке плавсостав обращается в офис Дальневосточной региональной организации Российского профессионального союза моряков (ДВРО РПСМ), находящийся в доме № 10 на Ленинской. А во время только что завершившейся недели борьбы с «удобными» флагами его инспектора сами посещали стоящие у причалов суда.
— Впервые при проведении акции на Дальнем Востоке России проверке подверглись не только стоящие в портах суда, но и круинговые компании, которые отправляют моряков на эту работу. На всех сухогрузах, которые посетили наши представители, а это теплоходы Andreas A под флагом Камбоджи, Teddy bear под флагом Панамы, Octopus под флагом Молдовы, Marina 1 и Bright под флагом Камбоджи, отсутствовал коллективный договор Международной федерации транспортных рабочих, — рассказывает председатель ДВРО РПСМ Николай Суханов. — Главный итог прошедшей акции — проблемы моряков могут решаться на территории России более оперативно, с привлечением работников транспортной прокуратуры, администрации морских портов и судебных органов. Еще отрадно отметить, что на всех проверенных судах у работающих имелись контракты, все они застрахованы от несчастных случаев. Правда, суммы страховки далеки от международных и колеблются от 10 до 90 тысяч долларов, до привычных в мире норм не дотягивает также уровень зарплаты: у капитанов она была от двух до четырех с половиной тысяч долларов вместо минимум пяти, у матроса — от 800 до 1200 вместо положенных 1700 долларов. А на Octopus пожаловались на плохие условия проживания, на то, что московский судовладелец заставляет их бесплатно работать докерами в портах Кореи и Китая. Об этом грубейшем нарушении и необходимости заключения коллективного договора с РПСМ мы поставили в известность судовладельца. Параллельно с представителями транспортной прокуратуры, федеральной миграционной службы мы проверяли круинговые компании, которые занимаются отправкой российских моряков на суда под иностранным флагом.
По словам Николая Михайловича, в компаниях «Сосновый король», «Дальэко», «Регал», «Альфа Круинг», «Океан», «Алькор Марин» не было коллективного договора между работодателем и РПСМ, и это — грубейшее нарушение российского законодательства. Представителей «Океана» и «Алькора Марин» пригласили с документами в транспортную прокуратуру для проверки, выписали предписания для устранения отмеченных нарушений.
Неделя борьбы с «удобными» флагами одновременно проходила и в портах стран АТР. Дальневосточный профсоюз, как всегда, обменивался информацией о недобросовестных судовладельцах с профсоюзами моряков Японии, Южной Кореи, Тайваня, Филиппин, Индонезии, Новой Зеландии и других стран, где могли находиться наши моряки. И солидарность сыграла свою роль, например, во время этой акции в порту Пусан было решено выплатить задолженность находкинскому экипажу теплохода «Максим Амосов» в сумме 19 тысяч долларов США и обеспечить его продуктами питания.
А всего за 2010 год в профсоюз обратились экипажи 27 судов, в основном под «удобными» флагами, и лично около 500 человек с одной проблемой — задержкой выплаты зарплаты. Всего морякам через суд вернули около 800 тысяч долларов. А в 2009 году, к слову, около двух миллионов: значительное снижение обращений произошло в связи со списанием на «гвозди» более 150 судов под «удобными» флагами, на которых и происходили грубейшие нарушения.
— Обращаю внимание, что после неоднократных обращений профсоюзов правительство РФ в прошлом году приняло два постановления, согласно которым морякам обеспечили защиту правоохранительных структур, и теперь иски судов под флагом хоть Маршальских островов рассматривает наш городской суд, — рассказывает Николай Суханов. — Большую поддержку оказывают нам Дальневосточная транспортная прокуратура и ее подразделения в Находке, Владивостоке, Ванино, особенно когда упрямые судовладельцы не хотят рассчитываться по зарплате мирным путем. В таких ситуациях прокуроры всегда приходят к нам на помощь. Например, наглядными примерами нашей совместной работы в 2010 году стали истории теплоходов Millena и «Борис Лавров», когда экипажам оказали всестороннюю юридическую помощь и консультировали по всем вопросам, а прокуратура в судебном порядке обязала судовладельцев погасить задолженность на общую сумму более 140 тысяч долларов.
… Через два года Россия полностью присоединится к правилам всех 65 международных морских конвенций (наша страна ратифицировала пока 14 из них – прим. автора), которые предполагают на каждом судне наличие декларации о защите прав моряков, охране и условиях их труда, международном уровне оплаты труда, коллективного договора с профсоюзом. Это как раз те основные правила, которые для наших моряков не действуют. И остается лишь надеяться, что через два года в России просто не останется недобросовестных судовладельцев, отправляющих в рейс плавучие «гробы». А пока до этого срока ДВРО РПСМ во всеоружии: накоплен большой опыт по судебной защите трудовых прав российских моряков, работающих в оффшорных организациях на судах под иностранными флагами. И он оказывается полезным не только для Дальнего Востока, но и для других регионов России.
Справка «НР». «Удобный» флаг означает, что хозяин регистрирует судно за рубежом и платит налоги государству, предоставляющему оффшорные льготы. При этом экипажи судов, которые работают под «удобными» флагами, часто не имеют даже минимальных социальных гарантий. В Охотском море 7 января 2011 года, подав сигнал бедствия, пропала рыболовная шхуна «Партнер» под «удобным» флагом Камбоджи. На борту шхуны находились предположительно от 11 до 14 членов экипажа, все россияне. Спасатели позже обнаружили тела пяти погибших моряков шхуны. По данным ДВРО РПСМ, они ушли в рейс без контракта и страховки.
ДВРО РПСМ объединяет около шести тысяч членов. В организацию входит восемь «первичек», самая большая — моряков порта Находка, состоящая из 4830 человек. В штате ДВРО РПСМ пять человек, включая главного технического инспектора по вопросам охраны труда и техники безопасности и юриста.
Валерий БЕЛЬЦОВ НА СНИМКАХ: моряк вступает в профсоюз, слева – Николай Суханов; акция у причала