«Люди как люди … обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их». Михаил БУЛГАКОВ, «Мастер и Маргарита». Квартирный вопрос продолжает портить россиян.
— Жилье — основной пункт нашей жизни, маленькая вселенная, крепость, где мы должны чувствовать себя комфортно и безопасно, не всегда отвечает нашим требованиям — у кого крыша течет, у кого подвал парит, у кого дом по «швам» трещит. Сегодня изношенность жилищного фонда — ахиллесова пята нашей страны, — считает директор УО «Горжил-управление-4,8,9» Александр РОГОВ.
— В зимний период наша главная задача — безаварийно пройти отопительный сезон, а случившиеся порывы и сбои устранить в максимально короткий срок. Круглый год приходится трудиться не покладая рук, чтобы тепло бесперебойно приходило в дома. Летние месяцы — самое ответственное время. Чем интенсивней поработаем, тем легче проходит зима, — уверен Александр Борисович. — В этом году запустились вовремя.
Территория обслуживания трех управляющих организаций 390 тысяч кв. метров жилья — 159 домов, расположенных в микрорайоне Южный, на Центральной площади, улицах: Береговая, Угольная, Шоссейная, Почтовая, Комсомольская, Малиновского.
— Александр Борисович, с какими трудностями сегодня приходится сталкиваться коммунальщикам?
— Многие дома Находки нуждаются в масштабном ремонте, а мы можем выполнить лишь первоочередные работы, и те зачастую не в полном объеме, потому что ограничены в средствах, поступающих от жильцов на текущий ремонт. Например, на замену крыши дома по ул. Бокситогорской, 4, необходимо свыше миллиона рублей, а на его счету всего 50 тысяч. Вынуждены заниматься частичным ремонтом — над одной квартирой течь устранили, над второй вскоре потечет. И так продолжается в течение трех лет. Средств на ремонт в полном объеме нет, закон запрещает для оплаты работ на одном доме использовать средства другого.
Самое сложное сегодня – проблема выбора. Каждый день решаем, что сделать в первую очередь из расчета средств дома, а что оставить на потом. Естественно, частично выполненная работа не всегда устраивает собственников, да и толку порой от неё немного. Ведь сколько машину ни вытирай, ни полируй, она лучше ездить не станет. Так и косметический ремонт кардинально не влияет на состояние дома, которому давно требуется капитальный.
— В скольких домах в этом году провели капитальный ремонт и сколько планируете отремонтировать в следующем? Какой процент от общей суммы капремонта должны оплачивать жильцы?
— Ни в нынешнем, ни на будущий год заявок на капитальный ремонт от жильцов с обслуживаемой нами территории не поступало. В прошлом году привели в порядок дом на ул. Ленинградской, 14, на условиях 20% участия собственников. К сожалению, жильцы обновленного дома остались должны управляющей организации 180 тысяч рублей. Сегодня мы вынуждены взимать эти деньги через суд.
У жителей Находки и в дальнейшем будет возможность участвовать в программах капитального ремонта при условии оплаты не менее 20% его стоимости. Возможно, через год-два этот процент будет выше — 30%-40%. Прежним остался и перечень работ, которые можно выполнить с использованием федеральных и краевых средств в рамках гос-программ.
В России около 62% жилых домов построено больше 30 лет назад, 50% — в малых городах не имеет инженерного обеспечения, в половине регионов более 60% водопроводных, канализационных, тепловых, электрических сетей и подстанций требуют замены.
На 2014 год администрация округа уже сформировала заявку для включения ряда домов в краевую программу для проведения капитального ремонта многоквартирных домов. Во втором квартале 2014 года специалисты приступят к сбору документов на формирование заявки на 2015 год.
Решение о капитальном ремонте и перечень работ утверждаются большинством голосов на общем собрании жильцов. В этом процессе очень важна помощь актива. Практика показывает, где есть взаимопонимание старших по дому и работников ЖКХ, работа спорится. Например, на ул. Ленинградской,14, неоценимую организационную помощь оказала председатель ТСЖ Людмила ГОРОВАЯ. Хотелось бы отметить председателей советов многоквартирных домов — Михаил ПАРХОМЕНКО (Бокситогорская, 6), Галина КИСЕЛЕВА (Бокситогорская, 2), Валентина СМАГЛЮК (Спортивная, 7), Оксана БЕЗРОДНАЯ (Ленинградская, 3), Татьяна ШАПРАН (Ленинградская, 10), Наиля БОРЗЕНКОВА (Ленинградская, 18) и Инна ВОЗЖЕННИКОВА (Ленинградская, 20). Они нам очень помогают в работе.
С апреля 2014 года в квитанциях приморцев появится новый обязательный ежемесячный платеж на капитальный ремонт. Планируется, что он не будет обременительным для собственников жилья, но позволит сформировать фонд каждого многоквартирного дома на эти цели. Эта программа рассчитана на 30 лет. Как она будет действовать — покажет время.
— Одна из главных тем в уходящем году — социальная норма на электроэнергию.
— Да. Сейчас в Приморье ведется подготовка к введению социальной нормы потребления электроэнергии — идет ознакомление с методикой расчета, собираются статистические данные энергопотребления в зависимости от благоустроенности жилых помещений в различных районах края. В мае этого года краю удалось избежать участия в эксперименте по введению социальной нормы. Однако уже с 1 июля 2014 года она будет введена во всех регионах России.
Уйти от её введения мы не сможем. Но подходить к данному вопросу нужно очень взвешенно, осторожно определять её объемы исходя из реальных цифр потребления разными группами населения.
— Изменения в Жилищном кодексе обещают и другие перемены. Какие?
— Впервые будут созданы электронные паспорта для многоквартирных домов, в которых будет содержаться полная информация по каждому из них – более 600 позиций. Управляющая организация должна ежемесячно обновлять данные – более 50 листов. Чиновники считают, что при помощи этого документа любой житель сможет узнать о доме все: от кадастрового номера земельного участка до количества зеленых насаждений на придомовой территории.
Но мы сомневаемся в его целесообразности. Да и затраты на создание и ежемесячное обновление потребуются немалые. Для работы с электронным паспортом необходимо приобрести программное обеспечение, привлечь специалистов, труд которых будет оплачиваться из средств собственников дома.
— Ставят ли в известность жильцов руководители управляющих организаций, куда и как расходуются средства, собранные с каждого дома?
— С подробной информацией о работе всех подразделений компании «Горжилуправление» можно ознакомиться на сайте www.gzu-nakhodka.ru. Там размещены отчёты по каждому дому – сколько собрали денег, на что израсходовали, какой остаток. На электронных страницах размещены и обновляются сведения о тарифах, выполняемых услугах по содержанию и ремонту общего имущества, новости, телефоны аварийных служб, работающих в круглосуточном режиме. С помощью Интернета на сайте можно задавать вопросы специалистам нашей организации. Он доступен всем пользователям Интернета.
— Многие жалуются на отсутствие во дворах скамеек и урн. Почему их так мало?
— Это непростой вопрос. Многие жильцы возражают, чтобы во дворах были скамейки, потому что по вечерам собирается молодежь или асоциальные элементы — мусорят, шумят, нарушают покой. Люди приходят с жалобами и требуют, чтобы их убрали, или просто разбивают. По закону жилищники должны выполнять решение большинства собственников жилья. Поэтому, прежде чем установить скамейку, управляющая организация требует письменное согласие большинства жильцов.
Губернатор Приморья Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ подписал постановление, согласно которому жители края будут ежемесячно вносить плату за капитальный ремонт в размере 6,5 рубля за квадратный метр общей площади своих квартир, сообщаетcя на сайте региональной администрации.
«Минимальный размер взноса на капремонт общего имущества в многоквартирном доме на 2014-2016 годы составит 6,57 рубля за квадратный метр общей площади жилого помещения. Постановление вступает в силу с 1 января 2014 года», — говорится в сообщении.
Согласно краевому закону собственники жилья в многоквартирном доме вправе выбрать один из двух способов формирования фонда капитального ремонта. Первый — перечисление взносов на капремонт на индивидуальный счет дома, второй — перечисление взносов в региональный фонд капремонта. Согласно федеральному законодательству данный вопрос должны решать собственники жилья.
Если вдоль дома есть зеленая зона, которая относится к придомовой территории, где скамейку можно поставить на некотором удалении от окон, то устанавливаем. Но опять-таки необходимо заявление жильцов. Ведь деньги на её изготовление списываются с поступающих платежей собственников жилья. Сегодня стоимость скамейки составляет более трех тысяч рублей. К этой сумме добавляется стоимость доставки и установки. Увы, чаще всего мы ставим, а через пару дней её либо разбивают, либо увозят. Мы вновь устанавливаем. И так до бесконечности. Кто назовет такое бездарное использование средств разумным?
Урны убрали от подъездов, потому некоторые жильцы бросают в них пакеты с мусором, а дворники вместо того, чтобы выполнять свои прямые обязанности – мести двор, переносят эти пакеты в мусорные контейнеры. Недавно поставили по просьбе жильцов урны возле каждого подъезда дома № 5 по ул. Ленинградской. И как результат – в две из четырех урн жильцы складывают бытовой мусор.
— Александр Борисович, оказываются ли сегодня услуги, за которые жители не платят?
— По инициативе городских депутатов в рамках программы «Наш дворик» устанавливаются малые формы на детских площадках. Также в Находке ремонт внутридворовых проездов, ливнестоков и подпорных стенок финансирует администрация городского округа. Это очень затратные статьи расходов. Работы проводятся в рамках муниципальной целевой программы по графику. В общей сложности по городу в 2013 году заасфальтировано 34 тысячи кв. метров придомовых территорий, приведены в порядок дворы по 52 адресам.
Входит в практику и такой вариант — жильцы дома, не дожидаясь, когда их дом включат в муниципальную программу, принимают решение о ремонте придомовой территории, проголосовав за финансирование этих работ из текущих платежей. Так, по заданию жильцов в этом году наша управляющая организация выполнила ямочный ремонт по ул. Ленинградской, 22. Огромная заслуга в том, что работы были выполнены, совета многоквартирного дома и его председателя Натальи ВАСИЛЕВСКОЙ. Очень активные жильцы, что можно только приветствовать.
— Если заявка на какой-нибудь вид работ длительное время не выполняется или специалисты некачественно провели работу, кому адресовать жалобу?
— Прежде всего — в администрацию управляющей организации. Каждое утро просматриваю сводку заявок минувшего дня, их выполнение, отмечаю те, которые вызывают вопросы, чтобы проконтролировать работы. В каждой из трех организаций ведется прием по личным вопросам по расписанию. Если ко мне обращаются собственники с жалобой, непременно разберусь, приму меры или разъясню, почему заявка не выполнена.
Если мое решение вопроса жильцов не устроит, они могут обратиться в управление ЖКХ администрации округа или в другие контролирующие и надзорные службы.
— Много ли злостных неплательщиков на обслуживаемой территории?
— В последние годы количество неплательщиков не меняется — ежемесячно недоимка платежей составляет до пяти процентов. Есть благополучные районы, жители которых своевременно вносят оплату, есть дома, с которых стабильно собирают не более 40%. Подаем на злостных неплательщиков в суд, но нередко приставы не могут найти у должников ликвидного имущества. Если есть в доме инициативные жители, стремящиеся навести порядок, то это наши первые помощники.
Для того, чтобы сегодня работать в коммунальном хозяйстве, нужны не только специальные знания, но и крепкие нервы, стрессоустойчивость и большое терпение. Спасибо всем, кто, несмотря на трудности, выполняет свои обязанности качественно.
Подготовила Лолита МУЗЫКА