Наталья БОНДАРЕНКО: В образовании надо не латать, а менять. Комплексно

Чтобы задать вопрос — получить ответ, высказать свое мнение, критику, пожелание начальнику управления образования администрации округа, записываться на прием к Наталье Бондаренко необходимости нет. Можно зайти на сайт этого структурного подразделения администрации НГО, задать вопрос, посоветоваться, поблагодарить. К тому же поводы для неформального общения Наталья Валерьевна дает и сама, комментируя, разъясняя любые нововведения и события в образовательной сфере и ведя активную переписку со всеми, кому есть дело до этих тем.

Известный в городе юрист, пятый год возглавляющая образовательную систему, не считает пустой тратой времени на переписку в Интернете по проблемам образования. Отрадно, что добрые строки пишутся нередко. И перерыва в этом диалоге не бывает. Тем более что школьная тема в последние годы приоритетна и широко обсуждаема. Очередной повод – новый Закон об образовании, который вступит в силу с 1 сентября 2013 года. С его обсуждения началась наша беседа с Натальей Валерьевной.

  • Как вы считаете, насколько серьезно повлияет закон в новой редакции на процесс развития школы как очага образования и воспитания подрастающего поколения?

— Он касается не только школьного образования, но и всей образовательной системы – от детского сада до вуза. Документ очень большой, в нем появилось много определений и норм, которые диктуют правила работы в сфере образования. Однако нормы очень часто имеют отсылочный характер. Именно поэтому профильное министерство уже объявило, что планируется принятие около 100 подзаконных актов по реализации закона. В период его обсуждения было много ненужной шумихи, домыслов, слухов, порой на грани истерии. Но они не подтвердились. Прежде всего — о платности обучения в школах.

Полагаю, что с принятием этого закона ни для школьников, ни для родителей ничего не изменится. По большому счету, он де-юре узаконил то, что существует последние три года де-факто. И это важно. Например, дистанционное обучение. В Находке нет малокомплектных и удаленных школ, а в районах края их немало, и такой вариант обучения давно применяется и востребован.

Закон установил право использовать в образовании модульные и дистанционные технологии, электронное обучение, а также сетевое взаимодействие образовательных организаций. Таким образом, все то, чем уже благополучно пользуются находкинские школьники, получило свое законодательное закрепление.

Появился новый термин — образовательная организация. Это правильно. Ведь с 1992 года вокруг произошло много перемен — образовательные услуги стали оказывать и негосударственные организации, и индивидуальные предприниматели. Но школы так и остались образовательными учреждениями, в нашем случае — муниципальными, в стенах которых обучение остается бесплатным. Это правильно. Государство не сняло с себя обязанности гаранта того, что записано в Конституции, — права на бесплатное обучение.

Как факт отрадный отмечаю введение статьи о приравнивании заработной платы педагогов к средней по субъекту Федерации. Это значит, что заработная плата педагогов будет продолжать расти. Существенно повышена с января нынешнего года и заработная плата работников дошкольного образования. Из городского бюджета на эти цели дополнительно выделено 46 млн рублей. Хорошие новости.

  •  Грядут ли глобальные изменения в образовании в связи с принятием нового закона?

— Не знаю. Перемены, уверена, в большей степени зависят не от документа, а от людей, которые работают.

  •  Как вы считаете, решит ли повышение заработной платы одну из главных проблем в образовании — кадровую?

— Думаю, что нет. Известно, что в системе приоритетов при выборе работы уровень заработной платы стоит на третьем месте. Первые две строчки занимают имидж работодателя и комфортность работы. Так вот комфорт работы в школе включает в себя много позиций. И прежде всего — насколько легко или тяжело работать педагогам с детьми и родителями. С родителями — очень тяжело, отмечают все. Плюс огромная ответственность за детей. В благополучной семье порой с одним — двумя не могут справиться, а в классе минимум 25 человек. Далеко не всем эта ноша по силам. Отсюда и вечный кадровый дефицит.

Сегодня в школах показатель средней заработной платы перешагнул порог в 22 тысячи рублей. И он продолжает расти. Другое дело, что ожидаемого и желаемого повышения качества работы, отдачи пока не произошло. Да, мы стараемся привлечь молодежь в школы. В прошлом году город выделил для молодых специалистов жилье, отремонтировав и обустроив его. В школы пришла группа выпускников вузов, из которых трое уже уволились и уехали из города. Причина одна — молодые специалисты оказались не готовы к нагрузкам и ответственности. Так что ни зарплата, ни жилье кадровую проблему пока не решают.

  • Тогда что должно измениться? И что сделано за последние годы в школах для создания ожидаемой и желаемой атмосферы комфорта?

— Мы со своей стороны сделали за последние годы очень много, начиная, как говорится, с вешалки. Еще четыре года назад стартовали с малого — покупали столы — стулья, выборочно ремонтировали по школам кровли, столовые, спортзалы и т. д. Сегодня эта часть работ практически полностью завершена. И размах иной. У главы города правильная позиция, чтобы в школах и садах делать все комплексно. И мы отказались от прежнего подхода — пусть бедненько, но чистенько, по чуть-чуть, но всем. Там, где растут и учатся дети, не должно быть убого. И латать, условно, дыры в полу и на кровлях тоже не надо. Убеждена, в образовании не надо латать. Надо все делать по-новому и комплексно.

Если решили менять окна в школах, а «возраст» у большинства за 30, то не по одному — два окна во всех, а в нескольких ежегодно, но все окна сразу. Если мебель — то комплект-классами, если столовые и буфеты, то не только хороший ремонт помещений, но и комплектация новой удобной мебелью и современным оборудованием. Тот же принцип по ремонту и оснащению спортивных залов — практически все восстановлены и оборудованы всем необходимым. Если профильные классы, то не только новые парты, но и лаборатории, ноутбуки на каждом столе, а не один на всех. Интерактивными досками и программными продуктами, проекторами — то, о чем раньше только мечтали и имели в единичных экземплярах, — в наших школах уже никого не удивишь. Вот так, поэтапно школы на самом деле станут не казенными учреждениями, а очагами тепла, добра и знаний.

Это зависит от нас. А что зависит от тех, ради кого вкладываются очень серьезные бюджетные деньги? Чтобы поддерживались чистота и уют, чтобы оборудование, приобретенное школами и для школ, использовалось на уроках, а не стояло в коробках. Оказывается, это проблема. Например, все учителя получили ноутбуки, пусть небольшие, но новые, и с их помощью можно готовиться к урокам дома. Созданы хорошие условия для работы. Сохранены льготы — сокращенная продолжительность рабочего времени, отпуск в летний период. Но утверждать, что происходит большой качественный скачок, не могу. Так хотелось бы, чтобы дети ценили и берегли то, что имеется в школе, и, в первую очередь, педагогов. Меня беспокоит, что со стороны семьи уважения к учительству не прибавляется.

  •  А как вы видите совместную работу родителей и педагогов?

— Я думаю, что родители должны стать полноценными участниками образовательного процесса. Они не должны быть группой активистов по сбору денег. В школах должны работать органы общественного управления. И только совместно принимать решения по каким-то значимым вопросам. Например, по вопросу профилизации школы. В Находке много профильных классов. Но, как правило, они создаются без учета мнения родителей. Серьезный вопрос — школьное питание. Разве не их эта тема? А много ли родителей входят в состав бракеражной комиссии, которая ежедневно проверяет качество приготовленной пищи?

А ремонт в школе? Директора чаще всего самостоятельно определяют, что важнее. А почему бы не обсудить этот вопрос с родителями и детьми. В бытность мою руководителем совета школы № 24 провели эксперимент — спросили детей. Знаете, что они предложили привести в порядок? Не туалет, спортзал или класс, а библиотеку. Вот уж чему взрослые очень удивились. А школьная форма? Исключительно семейный, я бы сказала, вопрос. В чем ходить детям? Нужна ли единая для всех форма? Педагоги считают, что да, нужна. Хорошая школьная форма — красиво и стильно. Родители вроде тоже согласны. Тогда почему нет инициативы?

  • А как, с точки зрения учителей, можно изменить ситуацию?

— Кардинальные перемены прежде всего должны произойти в отношениях главных участников образования — педагогов, родителей, учащихся. Они должны строиться на ДОВЕРИИ, которого так не хватает. Если родители привели своего ребенка в школу со сложившимся педагогическим коллективом, значит, и доверять ему нужно больше в части обучения и воспитания. На практике дефицит доверия налицо. Работать в таких условиях тяжело.

  •  Наталья Валерьевна, организовав беспрерывный процесс обучения кадров, можно ли утверждать, что эффект от этого есть и он существенный?

— Да, конечно. Поскольку все школы уже оснащены интерактивными досками и проекторами и мы стремимся к тому, чтобы они не стали просто современным интерьером классов, проводим регулярно обучающие семинары для педагогов. Освоив, они с удовольствием пользуются их возможностями, потому что видят желаемые результаты — детям это интересно, уроки становятся более яркими и запоминающимися, да и время урока используется более рационально. Ради этого, собственно, и стараемся.

В конце прошлого года в школе №9 прошел первый обучающий семинар по использованию программы «Сетевой город. Образование». Электронные журналы и дневники, домашнее задание через Интернет — это реальность нашей системы. Первыми за парты сели завучи, осваивая её в трех уровнях: с точки зрения родителей, педагогов, руководителей. Второй семинар прошел для директоров школ. Ну а сейчас работа в образовательных учреждениях по ведению электронных журналов идет уже в штатном режиме.

Возможности Интернета на пользу учительству, родителям, детям — за этим большое будущее современной школы. Педагоги ездят систематически учиться и совершенствоваться не только во Владивосток, но и в европейскую часть страны. Приезжают — глаза горят, идей в голове полно, в школе начинается кипение, обмен опытом с коллегами из других школ. Польза от этого огромная. Мы приглашаем специалистов и к себе в гости, чтобы обучить максимальное количество учителей. Частые гости у нас — представители Владивостока, в прошлом году начали работать с Хабаровском.

  •  Сообщений о победах находкинских педагогов, школьников, работников дошкольного образования на олимпиадах, конкурсах далеко за пределами города много. Что в них радует начальника управления?

— Что в этом движении вперед есть системность и непрерывность. Выходит из школы одно поколение умников, приходит другое. А это значит, что педагоги работают не с одним школьником, а со многими. Создана система, нацеленная на развитие. Отсюда и результаты, что можно только приветствовать.

  •  А вы, со своей стороны, как это стимулируете? И чем можно победителей удивить?

— Пришли времена, когда сложно стало выбирать подарок. Ксероксом в образовании уже не удивишь. Поэтому перешли на интерактивные подарки — отечественные производители предлагают отличные программные комплексы по школьным предметам. Второй вариант — подарочные сертификаты, и коллектив сам решает, что на эти деньги приобрести.

  •  Наталья Валерьевна, что приоритетно для управления в наступившем году?

— Важно сохранить сложившиеся тенденции, поэтапность и комплексность в преобразованиях. На ремонт образовательных учреждений выделено почти 100 млн рублей. Объемы будущих работ по учреждениям уже определены. В этом году продолжим работы по ремонтам столовых и кабинетов, благоустройству территорий. В плане — ограждение школьных территорий гимназии № 1, школ №№11, 14. Образовательные учреждения проходным двором быть не должны. Продолжим замену окон. Эта работа уже идет в школе № 3.

  •  Ваша главная задача как руководителя?

— Образование по традиции занимает по расходам первую строчку в местном бюджете — более миллиарда рублей. Это ко многому обязывает. Моя главная задача — заставить выделенные деньги РАБОТАТЬ на образование, обязывая руководителей всех учреждений жить в тех средствах, что есть, и тратить их с пользой и на перспективу.

  •  Первый весенний день даст старт двум кампаниям — записи дошколят в первые классы и перерегистрации малышей для предоставления мест в дошкольных учреждениях. Что вы в связи с этим хотели бы сказать родителям?

— Уважаемые родители дошкольников! Мест для первоклассников в наших школах хватит всем.

Уважаемые родители малышей, которые пойдут в детский сад в 2013 году! Ваша задача — пройти перерегистрацию. А мы постараемся, чтобы мест в садах стало как можно больше. Удачи!

Беседовала Наталья ВОТЧАЛ
Запись опубликована в рубрике Образование. Добавьте в закладки постоянную ссылку.