Наша продукция имеет высокий спрос

На вопросы корреспондента «НР» отвечает заместитель генерального директора по коммерческим вопросам одной из крупнейших рыбодобывающих и перерабатывающих компаний России — ОАО «Находкинская БАМР» Владимир КОВАЛЬСКИЙ.

— Владимир Александрович, известно, что мало произвести ту либо иную продукцию, её надо ещё и выгодно продать. С какими странами у БАМРа сегодня налажены торговые отношения?

-Наше предприятие является крупнейшим в России производителем свежемороженых минтая, кальмара, лемонемы и тихоокеанской сельди. Вся продукция отличается высоким качеством. Прямо или косвенно она сегодня реализуется по всему миру: в Германию, Францию, Англию, Италию, США, Бразилию, Южную Корею, Японию, Китай, Южную Африку, Намибию, Новую Зеландию, Египет… Это как раз те страны, с которыми работаем напрямую или чётко знаем, что туда продаётся наша продукция крупными оптовиками. Не исключено, что партнёры уже готовую продукцию из бамровского сырья поставляют и во многие другие страны.

— Минувшая Охотоморская экспедиция оказалась весьма урожайной для бамровцев в изготовлении минтаевой икры. Как завершился для предприятия аукцион по продаже этой валютоёмкой продукции на крупнейшем в АТР международном рынке в Пусане?

— На минувшем аукционе в Республике Корее Находкинская БАМР продала 2 420 тонн минтаевой икры. Благодаря постоянной работе по улучшению качества продукции и обучению производственного персонала на рыбоперерабатывающих заводах Японии и Южной Кореи, в последнее время нам удалось достигнуть высоких показателей. В частности, минтаевая икра хорошо покупалась как в прошлом году, так и в нынешнем. Да, собственно, она всегда покупалась неплохо. Но следует отметить, что в нынешнем году предприятие получило за неё самую высокую среднюю цену по сравнению с другими российскими производителями. Если в среднем общий уровень рыночной цены в отличие от прошлого года вырос на 25-30 процентов, то у нашего предприятия этот показатель достиг 38 процентов. Это серьёзный рывок.

— Какая доля от объёмов вылова Находкинской БАМР сегодня уходит на экспорт и сколько морепродукции отправляется на внутренний рынок?

— Перечень продукции, выпускаемой любой рыбопромышленной компанией, ограничен, прежде всего, выделяемыми квотами на вылов биологических ресурсов и тем ассортиментом продукции, который производится из добытого сырья. Основными объектами промысла являются минтай, кальмар, лемонема и сельдь. Наши возможности позволяют производить из них филе, фарш и минтай обезглавленный, тушку и щупальца кальмара, тушку лемонемы, сельдь неразделанную. Российский рынок сегодня в таком состоянии, что не в силах «съесть» 1,5 млн тонн минтая в живом весе, который добывается в дальневосточных морях. Поэтому львиная доля этой рыбы в разных видах по-прежнему продаётся за границу.

Если же говорить о других объектах промысла, то 99 процентов кальмара и примерно 70-80 % щупальцев из года в год уходит на потребительский рынок россиян. Также на внутренний рынок отправляем всю лемонему и примерно половину сельди. В основном это европейская часть России, западная Сибирь и Дальний Восток. НБАМР является старейшим и самым крупным производителем блочного филе и фарша минтая морской заморозки. Работая напрямую с крупными компаниями-переработчиками, этот продукт поставляем сугубо на рынок Евросоюза.

Если помните, Россия всегда искала дешёвые полуфабрикаты, поэтому отечественные трейдеры покупали, в частности, рыбное филе в Китае, даже несмотря на то, что оно было накачано водой. За последнее время произошла явная переоценка ценностей. В частности, по итогам прошлого года и первого полугодия нынешнего заметно вырос спрос на отечественное рыбное филе. С одной стороны, это результат большого внимания со стороны наших потребителей к качеству продукции, с другой — ужесточение контроля государства за качеством импортируемой рыбной продукции, в первую очередь — из Китая.

— Владимир Александрович, какие современные технологии переработки внедряются на добывающем флоте вашего предприятия для выпуска валютоёмкой продукции нового поколения? Есть ли у БАМРа стратегия по развитию внешнеторгового направления?

— Внедрили технологию и уже начали выпускать прямо в море филе кальмара в розничной упаковке. Кстати, северокурильский кальмар в отличие от добываемого промышленниками в юго-западной Атлантике и Индийском океане не подвергается дополнительной обработке, не насыщается водой, как это делают многие иностранные переработчики, и является экологически чистым продуктом. Параллельно закупаем технологическое оборудование для расширения наших возможностей по выпуску рыбного филе. Фарш минтая и филе первичной заморозки в море является более качественным, нежели продукт вторичной заморозки, произведённый на берегу. Несмотря на высокую цену, эти продукты пользуются повышенным спросом у европейского и американского потребителя. Также и рыбная мука, выпускаемая на бамровских судах из свежего, а не перемороженного сырца, имеет ряд преимуществ, скажем, в сравнении с аналогичной продукцией Перу или некоторых других стран. Поэтому наш рыбный тук продаётся значительно дороже, чем латиноамериканские и европейские аналоги.

Одна из особенностей новой команды менеджеров компании заключается в том, что мы постепенно отходим от посредников и уже начали напрямую работать с некоторыми партнёрами на европейском рынке. К сожалению, рыбный бизнес устроен таким образом, что быстро избавиться от всех посредников довольно-таки сложно. И в основном это связано с тем, что такая компания, как Находкинская БАМР, предлагает на рынке крупные партии продукции от одной до пяти тысяч тонн единовременно. А покупателей, способных приобрести и заплатить за такие объёмы, сегодня — единицы. Поэтому всё ещё существуют посредники, выступающие в качестве банкира и склада, работающие для бесчисленного множества мелких покупателей.

— Участвует ли Находкинская БАМР со своей продукцией в выставках, в том числе и международных? Если да, то какие занимала места и получала награды?

— Предприятие регулярно участвует в самых больших европейских выставках рыбной продукции, которые проводятся в Брюсселе и Бостоне. Здесь мы преследуем цель представления своей компании не образцами продукции, а широкоформатным стендом с большим информационным полем в виде CD-дисков, флеш-карт, рекламных буклетов, блокнотов, пишущих ручек и прочей рекламной атрибутики.

Но самое главное достижение таких выставок — новые встречи и личные контакты. Это как раз та самая огромная площадка, где за три-четыре дня можно встретиться и провести ряд деловых переговоров практически со всеми нашими постоянными партнёрами и новыми покупателями со всего мира, в том числе России и стран СНГ. Это очень ценные для предприятия встречи, и они всегда расписываются заранее.

Также регулярно участвуем в международной специализированной выставке рыбной продукции и морепродуктов, которая проводится в Китае, некоторых других выставках большого уровня. Поскольку участники представляют здесь свои компании в основном рекламной продукцией, то здесь никому не присваивается ни призовых мест, ни наград. Это презентации компании и ее возможностей.

Беседовал Владимир ПАНТЮХОВ

 

Запись опубликована в рубрике События, факты. Добавьте в закладки постоянную ссылку.