сильна сфера бытового обслуживания горожан
Сегодня в городе зарегистрировано 7,7 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Их доля в экономическом секторе составляет не менее 40%, и тенденция роста сохраняется. Какие перемены происходят в предпринимательском движении? Что определяет приоритетность развития тех или иных направлений? Что в планах следующего года? Об этом – наша беседа с начальником управления потребительского рынка и предпринимательства администрации округа Галиной КОРЕЙКИНОЙ.
-
Галина Васильевна, насколько повлияли на предпринимательский рынок новые крупные объекты на территории округа – спецморнефтепорт «Козьмино», сухой док, возможность строительства нефтеперерабатывающего завода?
— Такие масштабы потребовали нового подхода к организации и управлению предпринимательским движением и дали старт количественным и качественным переменам. На первый план вышел не только рост числа малых и средних предприятий всех форм собственности, но и качественные характеристики – расширение спектра услуг, современные тенденции и технологии, высокий уровень сервиса. И прежде всего — в такой востребованной отрасли, как бытовое обслуживание. В этой сфере сейчас насчитывается 682 предприятия – и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. В службе быта занято 2799 человек. В городе осуществляют деятельность 103 парикмахерские, где трудятся 519 человек, 32 ателье с численностью 115 работающих. Еще два года назад их было на порядок меньше.
Развитие бытового обслуживания идет в различных направлениях, приоритетными являются ремонт и обслуживание автотранспорта, ремонт и строительство жилья, парикмахерские и косметические услуги, пошив и ремонт одежды. На смену небольшим парикмахерским, косметическим кабинетам, ателье и мастерским приходят современные предприятия салонного уровня, сервисные центры, где можно получить весь комплекс услуг.
Важнейшая примета нынешнего времени — бытовики шагают навстречу потребителям, открывая их не только на центральных улицах, но в жилых микрорайонах. Взаимный интерес и доверие не только гарантируют хорошие экономические показатели, но и обязывают повышать профессиональное мастерство. Такими площадками становятся для наших мастеров различные конкурсы, включая международные, откуда они привозят заслуженные награды и дипломы победителей. Находкинские парикмахеры не раз становились лауреатами различных конкурсов.
С 2005 года в городе ежегодно проводится фестиваль парикмахерского и швейного искусства «Виват, Мода!», объединяющий мастеров своего дела. Это всегда настоящий праздник красоты, костюмов, причесок, собирающий огромное число участников и зрителей. Мастера швейного дела Находки славятся в Приморье оригинальными, свежими идеями, стильным дизайном изделий.
Последние 15 лет Находка является крупнейшим поставщиком подержанных японских машин для российских автолюбителей далеко за пределами края. На наших улицах отечественные авто – большая редкость. Как правило, это японская техника. Это обстоятельство стало важнейшим условием открытия предприятий по ее продаже и обслуживанию. В 2010 году техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств занимается 191 предприятие, где работают 775 специалистов. Одним из лидеров на этом рынке является автоцентр «Фортуна», открывшийся 10 лет назад. С 2006 года компания – лауреат смотра-конкурса «Лучший товар Приморья», победитель Всероссийского конкурса «100 лучших товаров России».
Новым перспективным направлением развития малого и среднего бизнеса в Находке стали туризм и организация массового отдыха горожан и гостей. Находка всегда славилась своим морским побережьем и чистыми пляжами. Ежегодно с наступлением лета к нам едут со всего края и других регионов Дальнего Востока, чтобы отлично отдохнуть и набраться здоровья и бодрости. Полный спектр услуг предлагают 44 базы отдыха, открытые на территории округа за последние несколько лет.
-
В чем видит свою задачу администрация округа?
— Развитие этой части экономики требует с нашей стороны внимания и поддержки. В 2008 году был создан координационный совет по малому и среднему предпринимательству. Его актив на 70% состоит из представителей бизнеса. Главные его задачи – за одним столом обсуждать актуальное и наболевшее, вырабатывать единую позицию, информировать о переменах в политике государства по отношению к бизнесу, способствовать продвижению новых идей.
Члены совета первыми обсуждали и вносили свои предложения в муниципальную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа на 2009 – 2011 годы». Она была утверждена в мае 2009 года и предусматривает целый комплекс мероприятий в поддержку предпринимателей, в том числе содействие в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, оказание имущественной поддержки, формирование и обеспечение деятельности инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, оказание информационной поддержки и т.д. Очень полезными оказались семинары, проведенные в Находке для предпринимателей Японским центром с последующей стажировкой в Японии. Семинар по теме «Современные тенденции моды в 2010 – 2011 годах» для мастеров швейного дела собрал более 20 мастеров ведущих ателье города. Часть предпринимателей, открывших за последние два года свое дело при поддержке федерального центра, тоже пришли в сферу бытового обслуживания. И мы надеемся, что их деятельность тоже будет успешной. Ведем активную работу по привлечению предпринимателей в конкурсы муниципального заказа на поставку продукции, товаров и услуг на муниципальные нужды. Более половины участвующих в конкурсах — предприятия малого и среднего бизнеса.
-
Каким представляется будущее предпринимательства в городе?
— Мы связываем его с привлечением молодежи. Студенты находкинских высших учебных заведений — постоянные участники городских конференций, семинаров, деловых встреч, связанных с развитием экономического сектора. На их вопросы отвечают, информируют о переменах в законодательстве представители федеральных, региональных служб. Массу положительных отзывов мы получили, например, по итогам проведенного семинара «Права потребителей – соблюдение и защита».
Рассматривая перспективы социально-экономического развития городского округа, мы не меняем приоритеты важнейших составляющих успешного продвижения вперед. Развитие малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности местных производителей занимают в этом ряду одну из основных позиций. По прогнозным оценкам, к концу 2012 года число малых предприятий увеличится более чем на 12,3% к уровню 2008 года. Их суммарный оборот достигнет 16 млрд рублей при 11,7 млрд в 2008 году. Этот рост будет обеспечиваться преимущественно за счет торговли, ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, предоставления различных бытовых услуг. В прогнозах на 2011 – 2012 годы ежегодные темпы роста оборота малых предприятий составят в среднем 106,9%.
Беседовала Наталья ВОТЧАЛ