В 2013 году исполняется 20 лет деятельности независимого нотариата в Приморском крае. В наше время рыночной экономики заметно возросла роль нотариусов. Без их участия не обходятся многие сделки, совершаемые, к примеру, с недвижимостью, оформлением наследственных дел и т.д. Принятый федеральный закон РФ о нотариате разрешил нотариусам вести электронные базы данных и работать с электронными документами.
Рассказать о структуре нотариата, нововведениях в его работе и ответить на интересующие читателей «НР» вопросы мы попросили нотариуса Находкинского нотариального округа, члена правления Приморской нотариальной палаты
Ольгу Борисовскую.
-
Ольга Владиславовна, какие изменения произошли за эти годы в деятельности нотариусов?
— За 20 лет произошло много изменений. Если до 1993 года в Находке существовала только одна нотариальная контора, куда приходили в основном для того, чтобы заверить копии документов, оформить доверенности, то теперь их в нашем округе 10, и круг задач значительно расширился. Здесь работают грамотные квалифицированные специалисты, используется современная техника, которая подключена к необходимым программам, в том числе и федеральным. Информатизирован процесс удостоверения документов, имеется возможность посредством электронных ключей взаимодействовать с регистрирующими органами и получать необходимую информацию. Например, в Сбербанке — о вкладах наследодателя, в Едином государственном реестре — сведения по объектам недвижимого имущества, юридическим лицам и т.п. С учётом таких возможностей ускоряется процесс нотариального оформления документов.
-
Почему публикаций о деятельности нотариусов не так много?
— Наша деятельность касается деликатных вопросов, когда реклама недопустима. Кроме того, совершение любого нотариального действия всегда индивидуально, поэтому одинаковых рекомендаций для разных людей быть не может. К тому же мы гарантируем тайну. Тем не менее хочу сказать, что нотариусы никогда не отказывают в предоставлении общей информации или разъяснений по конкретным вопросам.
-
В каких случаях обращение в нотариальную контору необходимо?
— Случаи, когда к нотариусу обращаться нужно обязательно, перечислены в различных нормативных актах российского законодательства. Не избежать похода к нему: при составлении завещания, для открытия наследственного дела и получения свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию, удостоверения договора ренты, согласия одного из супругов на покупку недвижимости другим супругом (а также — на продажу, если эта недвижимость была совместно нажита в браке), оформления брачного контракта, согласий родителей для выезда детей на отдых за границу, отчуждения доли в уставном капитале в обществах с ограниченной ответственностью и т.д.
-
Какие ещё действия совершают нотариусы?
— Их очень много, поскольку в жизни человека возникает масса ситуаций, в которых без какой-либо справки, документа, заверенного нотариусом, не обойтись. Среди часто встречающихся нотариальных действий можно отметить традиционное удостоверение различных доверенностей, верности копий документов и выписок из них, подлинности подписи на документах и т.п. Люди обращаются к нам, чтобы юридически защитить (обезопасить) себя при совершении определённых сделок. Например, по отчуждению недвижимого имущества, в том числе земельных участков, жилых домов, квартир и долей в праве собственности на это имущество, которые сейчас не требуют обязательного нотариального удостоверения. Тем не менее многие граждане хотят его получить.
-
Существует мнение, что работа ваша достаточно однообразна.
— Нет. Возможно, такое мнение может складываться из-за того, что люди, не посвящённые в тонкости профессии, очень многого не знают. Каждая сделка, что называется, штучна, индивидуальна, не похожа на другую. Человек приходит удостоверить свою волю, имея определённые обстоятельства. И наша задача — правильно сформулировать заверяемый нами документ, с учётом той или иной ситуации. Взять те же наследственные дела. Они настолько не похожи друг на друга, что ни о каком однообразии речи быть не может. Даже доверенности, скажем, на оформление квартиры, удостоверенные от пяти разных граждан, могут иметь разное содержание, так как у каждого доверителя ситуация индивидуальна.
-
Существует ли деление нотариусов на государственных и частных?
— В городе Находке все нотариусы с 1998 года частнопрактикующие, но полномочия у них такие же, как и были у государственных. А вот ответственность возросла, поскольку они имущественно отвечают перед законом за правомерность своих действий.
-
Ольга Владиславовна, какой контроль предусмотрен за нотариусом?
— Деятельность нотариуса строго регламентирована законом, контролируется органами Министерства юстиции РФ и Нотариальной палатой, подчинена профессиональному кодексу.
Граждане должны знать, что он строго соблюдает нотариальную тайну: информация, которая стала ему известна, разглашению не подлежит под угрозой юридических санкций.
За последствия своих действий частнопрактикующий нотариус несёт полную имущественную ответственность, а в случаях нарушения закона вообще может быть лишён лицензии, то есть права заниматься нотариальной деятельностью. Практика показывает, что он не всегда может располагать достаточными средствами для возмещения ущерба. Именно поэтому законодатель и предусмотрел обязательное страхование гражданской ответственности нотариуса, занимающегося частной практикой. Без заключения такого договора он не вправе выполнять свои обязанности. Соблюдение этого требования строго контролируется. Да и каждая конкретная сделка или документ может стать предметом рассмотрения судебных органов. Находясь под таким контролем, нотариус не может работать плохо и безответственно относиться к документам. Репутация и авторитет для нотариуса – позиция №1. Нужно обладать знаниями в различных областях права, поскольку он, осуществляя сделки, выполняя волю граждан или юридических лиц, совершая те или иные действия, должен предупредить их о последствиях.
-
Приходилось ли вам сталкиваться с тем, когда люди обманным путём пытаются заверить или засвидетельствовать недостоверные документы, ложные факты?
— Да. И довольно часто. Приходят заверять и поддельные паспорта, и требуют удостоверить завещания недееспособных родственников. Наследники нередко предпринимают самые неожиданные способы повлиять на волеизъявление завещателей. Так что нотариус должен быть очень внимателен, беспристрастен и законопослушен. В определённых законом случаях он обязан отказать в совершении нотариального действия.
-
Может ли человек самостоятельно составить тот или иной договор?
— Проект документа составить можно, но если он будет противоречить какому-либо нормативному акту, то в удостоверении его будет отказано. Нотариус не вправе заверять любую представленную ему бумагу, как бы кому-то ни хотелось «упростить» его работу. Мы выступаем гарантом законности совершенной сделки, поэтому каждый документ составляем индивидуально для каждого клиента, чётко формулируя в нём текст, выверяя (в соответствии с законом) буквально каждое слово. Ведь от того, насколько грамотно и, главное, законно составлен проект какого бы то ни было нотариального документа, зависят права и судьбы граждан.
-
К какому нотариусу нужно обращаться при оформлении наследственных дел?
— На шесть нотариусов из десяти, работающих на территории Находкинского городского округа, приказом Главного управления Министерства юстиции РФ по Приморскому краю возложены обязанности по ведению наследственных дел. Узнать, кто из них будет вести наследственное дело того или иного человека, можно в справочных службах города. Информация об этом также размещена на сайте Приморской нотариальной палаты www.prim-knp.ru
-
Ольга Владиславовна, расскажите, пожалуйста, о том, готовы ли нотариусы Находкинского городского округа работать с электронными документами и использовать в своей деятельности другие новации?
— В сентябре прошлого года парламентарии приняли закон о создании Единой информационной системы нотариата, в которой будут содержаться реестры уведомлений о залоге движимого имущества, удостоверения брачных договоров, удостоверенных завещаний, доверенностей и распоряжений об отмене доверенностей, открытых наследственных дел. На самом деле такая система в нашей стране уже создана. В Приморском крае, в том числе и в Находкинском округе, она успешно функционирует уже несколько лет. Всё это уже сейчас позволяет проверять сведения о достоверности ряда нотариально заверенных документов (завещаний, доверенностей и т.д.), исполненных на специальных высокозащищённых бланках. То есть фальсификация исключена. Упрощается и процедура поиска завещания или другого документа и определения его статуса. Например, хранящееся у наследодателя завещание может потеряться, быть похищенным или уничтоженным недоброжелателями, а наследники по такому завещанию могут не знать о его существовании или у кого из нотариусов оно было составлено. Это затруднит розыск документа и получение его дубликата. При наличии полной электронной базы завещаний граждане будут иметь возможность определить факт удостоверения завещания, а также — к кому из нотариусов стоит обратиться для получения информации о нём.
-
Сегодня всё больше говорится об электронном межведомственном обмене. Пользуются ли находкинские нотариусы им?
— Конечно. Уже сегодня нотариусы осуществляют запросы в Росреестр, налоговую службу, Сбербанк, Центральный каталог кредитных историй. Всё это помогает оперативно обмениваться информацией по защищённым каналам связи, проверять документы и получать необходимые данные для нотариального оформления сделок. Электронное взаимодействие нотариата с официальными органами постоянно расширяется. Безусловными преимуществами электронного документооборота является снижение трудоёмкости оформления запросов и сроков получения ответов и, как следствие, повышение степени удовлетворённости граждан.
Интервью провела Ирина ШУМЕЙКО