Оставить свой след на земле

Профессия строителя — одна из самых древних и мирных на земле. И в нынешнее нелегкое время она востребована как никогда!

— В последние годы внешний облик нашего города стал значительно краше. Появились современные жилые дома, офисы и торговые центры, реконструируются старые здания. Короновал Находку великолепный Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери. Мне интересен каждый новый и строящийся объект, люблю смотреть, как трудятся рабочие, с удовольствием читаю репортажи о строителях в газете «НР», которую выписываю больше полувека, — говорит один из первостроителей Находки Виктор Поляков.

С 1958 года Виктор Константинович участвовал в строительстве различных объектов Находкинского округа: жилых домов, гостиниц, детсадов, школ, оздоровительных лагерей, заводов ЖБК и КПД. С 2004 года в должности прораба возводил Кафедральный собор Казанской иконы Божьей Матери. И только в нынешнем сентябре в возрасте 75 лет ушел на заслуженный отдых, оставив память о себе практически в каждом городском квартале.

Семья Поляковых приехала в Находку из Астраханской области в 1937 году, Виктор тогда был младенцем. Отец работал на военном катере, мама – прачкой в воинской части. Растили четверых детей. В 1946 году решили вернуться на малую родину, но она «не приняла», Виктор заболел малярией, и отец, спасая сына от смерти, поскорее увез его в далекие края. Жили в Пемзе, в Грозном, затем — на лесоповале в Чугуевском районе, второй раз в Находку семья вернулась в конце сороковых.

Виктор рос одаренным ребенком. Увлекался рисованием – сделал немало копий полотен великих мастеров, например, «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Его зацепила эта грандиозная картина яркой эмоциональностью: гибнущий в море огня город, статуи, здания — все низвергается на обезумевшую толпу. Сколько разнообразных лиц и положений, сколько красок в этих лицах! Копию писал при свече в восьмом классе. Долгое время работа украшала одну из стен его дома, затем он подарил её племяннику.

— Особенно любил копировать с открыток и картин батальные сюжеты. Срисовал работу Ивана Айвазовского «Синопский бой» и другие сражения эскадры адмирала Нахимова. Большинство рисунков дарил друзьям и знакомым. Может, некоторые из них и сегодня кто-то хранит, — вспоминает мой собеседник.

В старших классах Виктор «заболел» музыкой. На последние деньги отец купил ему баян, который он буквально не выпускал из рук. Весь путь от музыкальной школы на улице Владивостокской до родительского дома, находившегося на улице Шевченко, он вышагивал, играя ноктюрны и сонеты. Больше всего любил полонез «Прощание с Родиной», более известный как «Полонез Огинского».

После школы поступил в музыкальное училище Владивостока, но оказалось, у учебного заведения не было общежития, и он вынужден был вернуться домой.

— В те годы в нашей семье не было средств снимать квартиру, старшие братья получали образование, работал только отец. Вынужденно поступил в техническое училище на специальность «мастер-десятник общестроительных работ», которое окончил с отличием. Так и стал строителем. Но с музыкой не расставался, в училище играл на вечерах, дружеских посиделках, выступал на городских концертах, — рассказывает Виктор Константинович.

Трудовую деятельность он начал в строительном управлении № 267 разнорабочим. Трудился и каменщиком, и плотником, и отделочником. Был лучшим стекольщиком Находки по резке толстого, гидроидного стекла. Вырезал большие витрины магазинов. Вскоре стал мастером, затем — прорабом. Заочно окончил Дальневосточный политехнический институт по специальности «инженер-строитель».

Во время строительства гостиницы «Восток» на Центральной площади Находки встретил свою судьбу.

— Впервые увидел Александру, когда она пришла ко мне на инструктаж. И сразу понял – это моя будущая жена. Мы начали встречаться. Она трудилась штукатуром-маляром. В те годы это была очень тяжелая работа, раствор носили вручную ведрами. Затем вместе возводили здание ЗАГСа и, сдав объект, в 1960 году поженились. В день свадьбы даже мысли не возникло уйти домой, после регистрации вернулись на стройку и трудились до конца рабочего дня. Такое было время свершений и трудовых подвигов, — продолжает Виктор Константинович.

Он работал на крупных стройках и прорабом, и главным инженером, и начальником управления строительных работ. Когда строили завод КПД, одновременно изучали внедрение зубчатых шпал. Испытания вели совместно с компанией «Наконс-центр ДальНИИС», там он и познакомился с директором этой организации — кандидатом технических наук Любовью Черепановой, которая через несколько лет пригласила его прорабом строительства Кафедрального собора Казанской иконы Божьей Матери.

— Когда я пришел на строительство собора, часть фундамента была заложена, но проект здания, долговечность которого должна быть не менее 300 лет, не соответствовал техническим нормам. Пришлось всё сломать и начать с нуля. На этом объекте все для меня было новым: совершенно иные конструкции — сплошные несущие арки, на которых мостятся башни. Проект инженерно сложный. Для его выполнения не было строительных лесов, я их сконструировал, за что меня очень благодарила Любовь Черепанова. Думаю, они еще послужат отделочникам и художникам, — рассказывает мой собеседник.

Во время возведения собора Виктор Константинович пришел к вере.

— Нельзя сказать, что, будучи коммунистом, был ярым безбожником. Бога в душе всегда держал. Но глубоко проник в суть православия, только тесно общаясь со священнослужителями, читая православную литературу. Многие строители, трудившиеся бок о бок со мной, приняли крещение. Отрадно, что мне посчастливилось возводить духовный объект, — считает Виктор Поляков.

Подготовила Лолита МУЗЫКА
 

 

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.