В конце октября на торжественном мероприятии, посвященном Дню работников автомобильного транспорта, коллектив Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия (НПАТП) будет отмечать полувековой юбилей со дня его создания.
Это событие, безусловно, затрагивает не только ветеранов и работников НПАТП, но и всех горожан, потому что за эти 50 лет автобус в Находке стал привычным каждодневным явлением, самым народным средством передвижения. И если полвека назад у только что образованного самостоятельного предприятия было 18 автобусов, перевозивших в год миллион человек, то ныне автотранспортное хозяйство насчитывает до ста машин, в последние годы обслуживающих более 14 миллионов пассажиров. За десятилетия менялись марки и количество автобусов, по мере строительства новых микрорайонов разрасталась маршрутная сеть, и ныне НПАТП по праву считается одним из важнейших предприятий жизнеобеспечения города.
А начиналось все задолго до 1961 года. 9 сентября 1944 года Находка стала самостоятельной административной единицей, получила статус рабочего поселка. Строились торговый порт и другие объекты, уже проложили дорогу до мыса Астафьева. Однако пассажирского движения для гражданского населения как такового не существовало: город возводили в основном политические заключенные. Они жили в лагерях, ходили на работу под конвоем, а вольнонаемные и военные пользовались служебным транспортом.
Автотранспортную контору, созданную в 1945 году, в послевоенные годы возглавляли офицеры, предприятие состояло из американских грузовых «Студебеккеров». Но по мере прибавления гражданского населения возникла потребность и в его перевозках.
В 1949 году в Находке проживало 28 200 человек. С начала этого года появился первый пассажирский транспорт: так называемые грузотакси с «шашечками» на боку. Это были переоборудованные грузовики: на каждом установили будку, в кузове – лавочки, а с заднего борта крепилась металлическая трехступенчатая лесенка.
Районный исполнительный комитет утвердил два маршрута: «РИК – Рыбстрой» и «РИК – Автобаза ДС». Для нынешних горожан их названия ни о чем не говорят, и лишь старожилы знают, что РИК — районный исполнительный комитет Совета народных депутатов, нынешняя остановка «Центральная площадь». Трест «Рыбстрой» – подразделение народного комиссариата пищевой промышленности (куда входила рыбная отрасль). Его контора и поселок Рыбак располагались в нынешнем втором Южном микрорайоне. «Автобаза ДС» –автобаза Дальстроя НКВД, который силами политзаключенных с 1939 года строил торговый порт и другие предприятия Находки.
На маршруте «РИК – Рыбстрой» проезд до «Пятачка» (ул. Ленинская) в те времена стоил 70 копеек; до 44-го участка (ул. Заводская) – рубль; до второго участка (ул. Гагарина) – два рубля и на «Рыбстрой» («Рыбак») — два рубля 30 копеек. На маршруте «РИК – Автобаза ДС» до железнодорожной станции Каменка (ныне Бархатная) можно было доехать за 50 копеек (по советским меркам пятак, до автобазы (станция Находка) – за рубль.
Эти интересные сведения о стоимости проезда – из информации, собранной научным сотрудником музейно-выставочного центра Раисой Паутовой. Она сообщила еще одну интересную деталь, свидетельствующую о воплощении в жизнь лозунга «Все лучшее – детям»: в сентябре 1949 г. было принято решение РИК «О подвозе учащихся в школу № 8 (Падь Ободная) и в школу № 4 (административный городок) на специально оборудованных машинах с опытными шоферами».
В 1953 году директор автотранспортной конторы Алексей Михайлович Клюев самолично принял во Владивостоке два автобуса ЗИС-155 и перегнал один из них в Находку, настолько значимым было событие. С тех пор в молодом городе появился первый пассажирский массовый транспорт, поскольку грузотакси многим было не по карману.
Согласитесь, два автобуса – маловато для города, который был образован тремя годами раньше. Мест не хватало, и большинство желающих добраться до нужного места по-прежнему шли по обочине, в пыли. Ловили попутку, молодые заскакивали в кузов на ходу, и уже с трудом взбирались в него по одному из колес женщины и пожилые люди. Комфортабельная по тем временам машина стала первой ласточкой пассажирских перевозок. Жить стало легче и веселее, хотя на остановках в часы пик средство передвижения штурмовали с боем и втискивались в него до отказа.
Достижение отечественного автомобилестроения пассажиров впечатляло: салон номинально вмещал 52 пассажира, из которых 28 человек могли ехать сидя. И 1 Мая, в день Международной солидарности трудящихся, началось регулярное автобусное движение от поселка моряков до Пади Ободной, поскольку к этому моменту там сдали в эксплуатацию 16 двухэтажных жилых домов, расположенных вдоль дороги.
Находка стремительно развивалась. Уже в следующем году построены Дом культуры рыбников и детская музыкальная школа №1. Открылась первая городская библиотека. Началось строительство Дворца культуры моряков и кинотеатра “Строитель” (“Буревестник”). Город стал расширять свою территорию на юго-запад. Пассажиропоток увеличивался, и на линии вышли еще пять автобусов и шесть грузотакси.
Все дороги в Находке в те времена были грунтовыми. Строительство автомагистрали трест ДМС начал только в 1958 году, пришлось разрабатывать сотни тысяч кубометров грунта, взрывать скальные породы. Первое дорожное полотно прокладывалось от станции Бархатная до центральной площади. Потом – до Тихоокеанской. Был всего один асфальтоукладчик, и работали строители в три смены.
15 января 1959 года на заседании исполнительного комитета Находкинского городского Совета депутатов трудящихся решили создать «автотранспортную контору грузового автомобильного транспорта с количеством 162 автомобиля с подчинением Приморскому автотресту». Понадобилось еще два года, чтобы пассажирские перевозки отделились от грузового транспорта.
Между тем уже до этого они вышли на междугородний уровень. 4 февраля 1961 г. «Находкинский рабочий» сообщил: «1 февраля вступила в строй новая автобусная линия между Находкой и Владивостоком. Теперь находкинцы могут выехать в краевой центр поездом, морским трамваем и автобусом, а скоро вступит в строй и вертолетная линия». Первым водителем на этом маршруте был Виктор Павлович Кураков. Не правда ли, с тех пор разные способы сообщений между двумя городами пробовались, но самым постоянным, регулярным и доступным по времени в течение дня по-прежнему остается автобус.
В начале 1961 года готовится создание нового предприятия, о чем свидетельствует много раз повторяющееся объявление в городской газете: «Находкинской автотранспортной конторе на постоянную работу требуются шоферы I и II классов для работы на автобусах, автослесари 4-7 разрядов. Об условиях справляться по адресу: г. Находка, Транзитка, городская автотранспортная контора, с 9 до 13 часов ежедневно». Кадры набрали, и на основании приказа по Приморскому автотранспортному тресту № 97 от 08.04.1961 г. организовано Находкинское пассажирское автотранспортное хозяйство, в которое перешли 15 такси и 30 автобусов. Персонал насчитывал 150 человек, а первым директором стал Борис Иванович Хавронин.
Это был героический год для всей страны, отмеченный событием мирового значения. Полет Гагарина в космос окрылил тогда всех советских людей. В том году, кстати, в Находке насчитывалось три кинотеатра, 115 магазинов, 113 точек общественного питания (буфетов, кафе и ресторанов) – было куда ездить. Во второй половине 60-х годов Находка расширяет свои границы в сторону юга. В 1965 г. СМУ ПСРЗ уже построило семь жилых домов. Строительство рассчитано на две очереди, предполагается, это будет самый красивый микрорайон. На улицах Гагарина и Верхне-Морской также стоят уже 11 домов, справляют новоселье и на улице Горького. Автобусов по-прежнему не хватает, тем не менее их количество за пять лет увеличилось более чем в три раза.
15 сентября 1966 г. на базе существовавшего было создано самостоятельное хозрасчетное предприятие – Находкинский автобусный парк с количеством машин около 100 единиц и коллективом в 400 человек. Ремонтно-профилактическое обслуживание техники ведется в небольших помещениях под открытым небом. Служба эксплуатации ютилась в деревянной диспетчерской. Вокруг и внутри предприятия, как и на дорогах Находки, в теплое время царила распутица.
С 21 ноября 1967 г. с целью создания специализированного предприятия, улучшения качества обслуживания населения города и его пригорода в маршрутных и заказных перевозках предприятие было реорганизовано в Находкинское пассажирское автотранспортное предприятие № 1. Это наименование, но без нумерации, сохраняется по сей день. С 1976 по 1994 годы сданы в эксплуатацию два жилых дома, детский комбинат. На территории предприятия появились производственные здания для ремонта техники, открыты столовая, медицинский пункт, профилакторий и спортзал.
До 1993 г. АТП-1 находилось в ведении Дальневосточного транспортного управления, затем управления «Приморавтотранс». Распоряжением главы администрации г. Находки № 39 от 22.01.93 г. предприятие перешло в муниципальную собственность и стало именоваться муниципальным пассажирским АТП-1. За 1994-1995 годы администрация города закупила для предприятия 13 автобусов из Венгрии и 30 – из Южной Кореи. В 2002 году предприятие стало коммерческим. Но это уже страницы другой, самостоятельной истории.
Подготовил Валерий БЕЛЬЦОВ На снимках: вот оно какое, грузотакси! Фото из архива МВЦ «Находка» (фото сверху), директор автотранспортной конторы Алексей Клюев (слева) участвует в перегоне первых пассажирских автобусов. Фото из архива семьи Клюевых.