ОАО «Восточный Порт» в конце августа принял у себя членов совета директоров Ассоциации морских торговых портов (АСОП), которые провели на его территории выездное заседание. К участию в разговоре были приглашены представители Министерства транспорта Российской Федерации, Федерального агентства морского и речного транспорта, администрации Приморского края, ОАО «Российские железные дороги» и ФГУП «Росморпорт».
В ходе региональной части совещания, посвященной перспективам развития портов Приморского края, обсуждались вопросы увеличения пропускной способности железной дороги в связи с реализацией инвестпрограмм, заявленных морскими портами.
Участвующий в совещании врио первого вице-губернатора Приморского края Сергей Сидоров отметил, что ближайшие годы руководство региона намерено посвятить вопросам развития портовой системы края. «Мы всецело будем способствовать поиску компромиссных решений между всеми участниками инвестиционного процесса – стивидорами, железной дорогой и государством». Кроме того, он поддержал предложение исполнительного директора АСОП Серика Жусупова рассмотреть возможность поддержки новых портовых проектов из бюджета Приморского края.
Начальник Дальневосточной железной дороги (ДВЖД) Михаил Заиченко заявил о высокой заинтересованности железной дороги в развитии новых портовых проектов. Только в нынешнем году инвестиции ДВЖД в инфраструктурные проекты превысили 32 млрд рублей. Вместе с тем он подчеркнул, что не все проекты смогут быть реализованы за счет инвестиционного бюджета ДВЖД. Поэтому важно своевременно согласовывать планы частных инвесторов и ОАО «РЖД». Подвела итог дискуссии заместитель директора департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса России Надежда Жихарева.
Представители стивидорных компаний, в свою очередь, рассказали о собственных планах по развитию бизнеса, о модернизации перегрузочного оборудования и совершенствовании обработки железнодорожных составов.
ОАО «Восточный Порт» два года подряд демонстрирует серьёзные темпы роста производственных показателей. В прошлом году стивидоры увеличили объёмы перевалки к предыдущему году на 12,2 %. Эта тенденция сохранилась и в первом полугодии нынешнего года. Объёмы переработки угля, который здесь является основным видом груза, выросли на 10 процентов и составили почти девять миллионов тонн. А в целом в текущем году крупнейшая стивидорная компания Дальнего Востока намерена перевалить через свои мощности почти 18 млн тонн каменного угля.
Выход предприятия на такие рубежи стал возможен благодаря успешной реализации пятилетней программы по совершенствованию технологии работ, модернизации перегрузочного оборудования, рассчитанной включительно до 2015 года. Только за два последних года компания в рамках программы инвестировала в развитие предприятия более одного миллиарда рублей собственных средств.
Глубины порта позволяют принимать суда дедвейтом 150 тысяч тонн. На Угольном производственно-перегрузочном комплексе, где обрабатывается около 80% всех грузов, смонтирована и работает современная станция по разгрузке вагонов с двумя тандемными вагоноопрокидывателями, способная перерабатывать до 895 вагонов в сутки. Работают четыре вагоноразмораживающих устройства, которые вмещают одновременно 80 вагонов, система конвейерного оборудования, бурорыхлительная машина и другое современное технологическое оборудование. Портовый флот акционерного общества оснащён четырьмя мощными буксирами-кантовщиками прибрежного плавания и рейдовым катером. 4-го сентябре нынешнего года его арсенал пополнился ещё одним, более современным азимутальным буксиром «Кузбасс», который был построен на китайской судостроительной площадке голландской компании Damen.
— На достигнутом не останавливаемся. Ведётся большая и планомерная работа по развитию предприятия, чтобы Восточный Порт стал одним из крупнейших логистических центров России по работе с экспортными энергетическими грузами, — заверил управляющий директор ОАО «Восточный Порт» Анатолий Лазарев. — Только в нынешнем году внутренняя инвестиционная программа по развитию нашего стивидорного предприятия составит 920 млн рублей. Это не кредиты, а собственные средства акционерного общества.
По мнению участников совещания, такие встречи транспортников для обсуждения злободневных вопросов очень ценны. Ведь с увеличением объёмов грузооборота прибавляются и проблемы, которые требуют неотложного решения. Так, на ДВЖД прирост грузопотока по отношению к 2008 году составил уже 58%. Тенденции роста сохраняются и сегодня. За последние семь месяцев этот показатель вырос ещё на 13%.
— Добившись высоких темпов роста объёмов производства, надо приложить немало усилий, чтобы не только сохранить их, но и наращивать. Транспортный бизнес сродни капризной невесте. Было время, когда немалая часть грузов из центральных районов России уходила на Черноморское побережье, сегодня грузопоток увеличивается в сторону дальневосточных портов. Важно не допустить перекосов в загрузке железной дороги. А они возможны, например, с завершением строительства второй очереди спецморнефтепорта Козьмино. Тогда почти 15 миллионов тонн нефти уйдут с железной дороги в трубопроводный транспорт. Этот пробел необходимо будет восполнить другими грузами, чтобы не потерять кадры. В этом есть обоюдная заинтересованность ДВЖД, портов и администрации края. Не менее важная задача — сохранить наши доходы, от которых зависит в том числе и пополнение бюджетов. В среднем в год управление ДВЖД перечисляет около 10 млрд рублей в виде налогов, — сообщил начальник управления дальневосточной железной дороги Михаил Заиченко.
Позитивно результаты прошедшего совещания оценил и исполнительный директор Ассоциации морских торговых портов России Серик Жусупов.
На совещании было рассмотрено немало злободневных вопросов в отношениях портовиков, железнодорожников и пограничников, — сказал он. — В числе неотложных, например, простои больших складских площадей и железнодорожных линий.
По его мнению, обсуждение нормативно-правовых вопросов развития транспортного узла, конкретных фактов, от которых напрямую зависит реализация перспективных проектов государственного масштаба, получилось результативным. Транспортная инфраструктура региона в последние годы стремительно развивается. За семь месяцев текущего года морские порты Дальнего Востока перегрузили через свои мощности более 25 % грузов, или 80 млн тонн из 320 млн общероссийского грузооборота морских портов. Это весомый вклад в экономику страны.
— Приятно, что не только на этом совещании, но и на практике между смежниками присутствует взаимопонимание. Считаю, немалая роль в создании благоприятного климата для плодотворной работы транспортников Приморья принадлежит администрации края, — заключил Серик Даирович.
-Действительно, те тренды и та политика, которую ведёт администрация края, направлены на развитие транспортной инфраструктуры Приморья, — включился в беседу врио первого вице-губернатора Приморского края Сергей Сидоров. — Проекты, представленные нами на саммит, также связаны с развитием транспортных логистических схем на территории края. И это не первое рабочее совещание в Приморье, где обсуждаются транспортные проблемы. Экономика края развивается динамично и имеет позитивные результаты. Назревшие проблемы будем решать сообща.
Участники встречи пришли к мнению, что для нашего региона наиболее уместной является сингапурская модель развития логистики. По своей задумке она интересна и менее затратна, чем другие. Пока же российская экономика ещё существенно отстаёт от экономики наших восточных соседей. Но время показывает, что и Россия не стоит на месте, ищет пути для успешного выполнения нужных и интересных инвестиционных проектов.
К примеру, железнодорожная ветка Раджин-Хасан протяжённостью 52 километра обещает пропускать на первом этапе до двух миллионов тонн грузов в год с последующим увеличением до восьми миллионов. Это достаточно серьёзные объёмы. В нынешнем году заканчивается строительство ещё одного транспортного звена ДВЖД — Ванинского транспортного узла, куда было вложено 19,5 млн рублей из федерального бюджета. Этот участок вводится в эксплуатацию в ноябре нынешнего года, на год раньше запланированного. С вводом в ближайшее время в эксплуатацию нового Кузнецовского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали грузопоток ДВЖД увеличится ещё на 22 млн тонн. В целом же по нынешнему году управление ДВЖД намерено инвестировать в развитие собственных транспортных схем 32,2 млрд рублей. Таких годовых финансовых вложений у дальневосточных железнодорожников не было никогда.
Владимир ФЁДОРОВ