Свои вкуснее заморских

У Находки нет собственных пахотных земель, но за многие годы сложились надёжные партнёрские отношения с сельхозпредприятиями Партизанского и Ольгинского районов. У покупателей неизменным спросом пользуется натуральная молочная продукция, парное мясо, овощи, фрукты и мёд. Продукцию СХПК «Новолитовский» по себестоимости можно приобрести в любой день в двух фирменных магазинах кооператива. Но при этом у сельхозпредприятия есть определённые сложности со сбытом.

Это проблема не только новолитовцев, но практически всех местных производителей. В сезон урожая в крупные хозяйства, где собирается по 200-300 тонн картофеля, приезжают перекупщики и диктуют свои условия, сбивая закупочные цены до минимума. Потом свозят овощи на оптовые базы Находки, накручивают свой процент и торгуют ими всю зиму. Об этом и шёл разговор накануне начала весенних полевых работ в администрации НГО, в котором приняли участие представители сельхозпредприятий.

— Примерно так работает весь мир. Но Находкинский округ не такой уж и большой, его население составляет около 170 тысяч человек. И нам хотелось выстроить здесь схему прямых поставок «производитель — розничная сеть», минуя посредника, и дать жителям возможность приобретать всю местную сельхозпродукцию по низким ценам, — размышляет первый заместитель главы города Борис Гладких. — На днях по этому вопросу состоялась встреча и с руководителем крупного приморского свиноводческого комплекса, который имеет опыт прямых поставок парного мяса на рынок Владивостока.

Без плана и дефицита

В рыночных условиях многие руководители начинают осознавать, что без плановой системы выстраивать экономику очень сложно. Неся большие затраты на выращивание овощей и производство продукции животноводства, фермерские и более крупные хозяйства не могут выгодно сбыть свою продукцию. Атакуя фермеров, перекупщики вынуждают их отдавать, в частности, картофель по разорительной цене — пять-семь рублей за килограмм.

Горожане об этом порой не знают. Ситуация на потребительском рынке округа продолжает оставаться удовлетворительной. В магазинах представлен широкий ассортимент свежих и солёных овощей, картофеля, фруктов. Ими регулярно торгует семь крупных супермаркетов, восемь торговых центров, универсамы, торговые комплексы, более 100 магазинов шаговой доступности, 30 специализированных киосков и павильонов, два розничных рынка. В восьми микрорайонах города круглогодично работают сельскохозяйственные ярмарки, где представлена продукция личных подсобных хозяйств, дачных участков, крестьянско-фермерских предприятий и производителей пищевой продукции округа и края. В городе работает восемь оптово-розничных баз, где предлагаются китайские и приморские свежие овощи.

— Реализация продукции КНР активизируется зимой и весной. Летом и осенью, наоборот, возрастает сбыт местной продукции, доля которой в рознице достигает 80 процентов. Осень — время ещё и массовых заготовок на зиму. Анализ ценовой политики показывает: продавцы оптово-розничных складов Североторга наценяют на местные овощи примерно 10-25 процентов, магазины — от 20 до 40. К примеру, картофель предлагается по 12-15 рублей за кг, морковь — от 18 руб., свекла — 13-15 руб. Значительно дороже реализуются китайские овощи: картофель — 23-26 рублей, морковь — 35-39, свекла — 19-30. Дело даже не в их качестве, а в том, что у импортных лучший товарный вид, и поэтому они и пользуются определённым спросом, — рассказывает начальник управления потребительского рынка и предпринимательства администрации округа Галина Корейкина.

По биологическим нормам среднегодовое потребление картофеля на душу населения составляет 118 кг, 139 кг мы должны съедать других овощей. В среднем в год Находка может потреблять до 22 тысяч тонн картофеля и 18 тысяч тонн других овощей. Более половины из этого количества население выращивает на своих подсобных участках. Остальную половину могли бы поставлять местные фермеры.

— В прежние годы программа продовольственной безопасности России, поддерживающая местных товаропроизводителей, принималась на четыре года, теперь на восемь лет, финансирование осуществлялось из федерального и краевого бюджетов. Но по сравнению с другими государствами наше в этом плане выглядит скупо. К примеру, в Европе на один гектар земли госбюджет дотирует 300 долларов, в Беларуси — 120, в России эта цифра сводится к 9-12 долларам, — уточнил начальник отдела сельскохозяйственного производства администрации Партизанского района Александр Шпелевский.

Местные просят «зелёный»

В Партизанском районе только крупными хозяйствами выращивается семь тысяч тонн картофеля и почти столько же — других овощей. Но даётся это крайне тяжело. Составляя планы на предстоящий посевной год, по словам Александра Шпелевского, фермеры уже не ставят перед собой задачу по увеличению площадей и объёмов производства. Проблема сбыта по-прежнему остаётся для них одной из самых острых. Сегодня заниматься сбытом самим земледельцам не с руки. Особенно в период сбора урожая, когда на производстве дорог каждый человек и нет возможности отрывать от работы технику. Положение, конечно, не из лёгких, и куда оно в итоге приведёт? Сначала может повториться ситуация двухлетней давности, когда свекла зимой в рознице была дороже заморских фруктов, а потом и вовсе превратится в деликатес. Есть ли выход?

— Надо решать вопрос о выделении на территории города земли для фермеров под специализированные киоски и павильоны, где они могли бы продавать свою продукцию по цене изготовителя, — считает Александр Шпелевский.

— Нет проблем, пусть фермеры готовят документы, и мы найдём землю под эти цели. У сельскохозяйственного кооператива «Новолитовский», например, в городе работают уже два специализированных магазина. Давайте общими усилиями продвигать недорогую местную продукцию на потребительский рынок и создавать такие условия, чтобы находкинцы были защищены от рыночного произвола, — предложил Борис Гладких.

— Мы готовы начать работать напрямую с сельхозпроизводителями, — вступила в разговор директор супермаркета «В-Лазер Сити» Елена Медведева. — Не первый год сотрудничаем с хозяйством из Сергеевки, вполне устраивают их условия поставки, цены и качество.

— И мы открыты для всех, — сказала директор супермаркета «Фрэш-25» Дарья Илюхина. — Готовы рассмотреть любые предложения фермеров. Больших складских помещений у нас нет, но в пределах недельного запаса можем брать и продавать в месяц до полтонны местных овощей.

С Дарьей Александровной солидарна и Людмила Зуева, директор магазина «Старый центр».

— В предыдущие годы фермеры из Сергеевки завозили нам овощи два раза в неделю, — взяла слово Тамара Герасименко, директор магазина «Огни маяка», расположенного на мысе Астафьева. — Мы делали небольшие наценки, и всё расходилось быстро. Когда они перестали поставлять, пришлось брать овощи у китайских торговцев. Объёмы у нас небольшие, в среднем до полтонны в неделю. Если фермеры будут доставлять продукцию сами, то мы готовы сотрудничать и дальше.

Хорошо зная покупательский спрос, некоторые торговые учреждения готовы заняться даже засолкой капусты в небольших объёмах. Нужны разрешения санитарной службы и снижение фермерами цен на белокочанную. И тогда квашеная капуста была бы в их торговых учреждениях круглогодично и значительно дешевле, чем сегодня. А то ведь цена на неё доходит уже до 60 рублей и выше за килограмм. Почему же так дорого? Засолить капусту — дело несложное. Но, как говорится, спрос рождает предложение.

Разговор на эту тему шёл более двух часов: высказывались самые разные мнения, обсуждались предложения, выдвигались требования розничной торговли к местным поставщикам. Чего хотят от последних? Прежде всего, чтобы корнеплоды были калиброваны, то есть перебраны по сортам, не вялые, что свойственно для весенних месяцев. Ну и, конечно, пришло время организовать хозяйствам предпродажную подготовку.

Как, например, КФХ «Гришко», расположенное в Партизанском районе. Оно оборудовало цех, где овощи сортируются, очищаются от земли и моются. Второй год фермеры занимаются их консервацией. Цех предпродажной подготовки овощей работает и во Фроловке в крестьянско-фермерском хозяйстве Татьяны Морозовой. Фермер намерена организовать и производство мелкой упаковки. Интересные предложения по совершенствованию розничной торговли высказаны главой КФХ из Находки Валерием Мишкиным.

Все они будут учтены администрацией округа при выработке общей концепции партнёрских отношений. Специалисты управления потребительского рынка и предпринимательства администрации Находки сообщили фермерам адреса с телефонами торговых организаций, заинтересованных в сотрудничестве с местными сельхозпроизводителями, а руководителям магазинов вручили аналогичный список адресов фермеров. Ситуацию на рынке готовы изменить все его участники. Выгодно это всем.

Владимир ПАНТЮХОВ
Запись опубликована в рубрике Услуги. Добавьте в закладки постоянную ссылку.