Известно, что драматические театры в провинции особо не избалованы вниманием зрителей и зачастую постановки собирают ползала, а то и меньше. Актёры объясняют это тем, что большинству соотечественников сегодня не до искусства, их заботят в основном прозаические проблемы. А тут любительский театр, в котором профессионал – лишь режиссёр, артисты приходят ежедневно на репетиции после основной работы. Но что удивительно, каждая премьера – настоящее событие в нашем городе, спектакли проходят с аншлагом.
Если поначалу у некоторой части продвинутых горожан, для которых эталон сценического искусства — постановки столичных трупп, приезжающих на гастроли в Находку, и был скепсис – мол, чем может удивить «художественная самодеятельность», то сейчас по крайней мере большинство поверили в то, что народный театр «Рампа» способен заставить зрителей и плакать, и смеяться, словом, по-настоящему переживать. А в этом и есть суть настоящего искусства. Нарочитое, фальшивое эмоций не вызывает. И это не преувеличение. Доказательство – высокая оценка жюри межрегионального фестиваля любительских театров «Дальневосточный бенефис», который состоялся в Хабаровском крае в конце октября текущего года.
— Спектаклем «Очень простая история» мы открыли фестиваль, – рассказывает художественный руководитель театра Татьяна Тренькина, – и, как сказал председатель жюри – режиссёр, театровед, доцент кафедры сценической речи ГИТИСа Сергей Терехов, поставили высокую планку «Дальневосточному бенефису», в котором участвовали 13 творческих коллективов из разных уголков Дальнего Востока.
Жюри отметило довольно редкое качество, присущее находкинской труппе, – ансамблевость, когда в коллективе ощутимо проявляется такая согласованность в действиях, созвучность в манере исполнения, что трудно выделить кого-то индивидуально. И всё же оно присудило специальные дипломы: за лучшие мужские роли Александру Мураховскому, сыгравшему соседа; Василию Вощникову (сын соседа). Дипломами за роли второго плана отмечены Наталья Типсина (Пёс-крепыш) и Михаил Щербаков (Петух), за сценографию спектакля отмечены Андрей и Ирина Клюевы. Отдел театрального искусства Государственного Российского Дома народного творчества пригласил два любительских театра на Всероссийский фестиваль «Успех», который состоится в будущем году в рамках программы «Культура России». Один из них — находкинская «Рампа».
— Что вам как режиссёру дал фестиваль? – спросила Татьяну Ивановну.
— Прежде всего осознание ответственности за выбор постановки. Это очень важно. Легко увлечься суперсовременными пьесами, оригинально, в угоду моде, трактовать классику, и в итоге — потерять свое лицо, своего зрителя. И, конечно, фестиваль позволил «подпитаться» новыми идеями, пообщаться с коллегами и членами жюри. На высоком уровне прошли мастер-классы, которые вели театроведы столицы, члены жюри. Хотя, признаюсь, не многие увиденные спектакли оставили глубокое впечатление. Очень понравилась работа актёров любительского театра из Комсомольска-на-Амуре. Конечно, подобные мероприятия, встречи очень полезны. Отчасти для нас это своеобразная творческая лаборатория, где игра, пластичность действия, выбор темы обсуждаются, даётся оценка сделанному.
Жюри фестиваля «Дальневосточный бенефис» прислало благодарственное письмо за поддержку талантливого коллектива главе Находкинского городского округа Олегу Колядину.
Для актёров народного театра «Рампа» нынешний год был довольно плодотворным. Все три премьеры: «Подсолнухи», «Канарики» и «Маленький принц» – тепло приняты зрителями. Мечта художественного руководителя ставить спектакли высокого драматического уровня реализуется, а главное – они востребованы нами, зрителями.
— Мне повезло работать с людьми, для которых сцена стала образом жизни. Они всецело доверяют мне как режиссёру, они – мои единомышленники. Вот почему удаётся играть, как говорится, на одном дыхании весь спектакль, — говорит Татьяна Ивановна.
Она вспоминает, как более тридцати лет назад в военном гарнизоне в Николаевке искала близких по духу людей, организовала театр «Вера» и параллельно в местной школе вела студию «Жарки». Ей, выпускнице Кемеровского института культуры, было, верно, интересно попробовать свои силы в режиссуре, а также «лепить» труппу из людей, далёких от искусства, – офицеров и их жён, учителей. И замахнулся тогда совсем ещё юный коллектив на известную пьесу, сложную в исполнении, – «Трибунал». Как показала премьера в Доме офицеров, первый блин не стал комом. Потом было немало интересных работ на сцене.
…Уезжая с мужем в 2003-м году в Оренбург, Татьяна думала, что это навсегда, но судьба распорядилась иначе. Друзья уговорили приехать в Находку. И здесь пришлось заново создавать театральную студию, благо в это время не распался окончательно костяк бывшего городского театра, который работал на базе кинотеатра «Прибой».
— На моё счастье, пришли такие творческие люди, как Марина Успенская, Михаил Щербаков, Александр Мураховский, Наталья Типсина, из Николаевки приехала Людмила Дубовая, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Этим составом в 2005 году в помещении вот этого кабинета, где сейчас проводим рабочие репетиции (он вмещает 60 человек), мы поставили спектакль «Канитель» по рассказам Антона Чехова. А через год после спектакля «Ничего смешного» уже на большой сцене Дома молодёжи с нами встретился глава Находкинского городского округа Олег Колядин, и первый вопрос, который он нам задал: «Чем вам помочь?». Помощь проявилась в ремонте зрительного зала, замене кресел, приобретении светового и музыкального оборудования… Труппе дали 15 ставок. Ощутимой стала поддержка управления культуры администрации города. Без этой материальной и моральной помощи невозможно было бы сделать скачок в плане профессионализма. Повезло нам и со зрителем, который за эти годы стал «своим», понимающим, чувствующим на тонком уровне всё то, что мы хотим до него донести. Люди посещают нередко один и тот же спектакль по нескольку раз, а в дни премьер зал всегда полон. Мы знаем, нас поймут всегда. Это, считаю, – подарок судьбы.
…Помнится, на спектакль «Инкогнито?!» шла, не особо надеясь, что показанное особо затронет: известное со школьной скамьи произведение Николая Васильевича Гоголя удалось увидеть несколько раз в телепостановках. Однако в музыкальной версии «Рампы» было столько удивительных находок, которые живо напомнили о том, что это произведение всегда будет актуальным и современным, а также комичных сцен, что спектакль по-настоящему захватил. Поразило, что главную роль мастерски сыграла актриса Наталья Типсина.
Каждый из 25 актёров обладает таким творческим потенциалом, считает художественный руководитель, что часто даже она, работая рядом с ними много лет бок о бок, открывает для себя что-то новое. И деликатно отказывается выделить кого-то в коллективе. Все обладают дарованием, все умеют работать с самоотдачей, все понимают, что в согласованности, созвучии – сила, которая приводит к успеху, заряжает особой энергетикой спектакль. А постановки совершенно разные и по теме, и по жанру. Есть в репертуаре «Рампы» и классика, есть и современные произведения, комические, серьёзные… Нет только случайных, проходных. «Очень простая история» — лирическая драма по пьесе Марины Ладо, «Поэтическая история «Форточка Бога» (Галина Якунина), «Шутки Купидона» (одноактные пьесы Антона Чехова «Медведь» и «Предложение»), трагикомедия Григория Горина «Забыть Герострата», философская сказка Экзюпери «Маленький принц»… – каждая работа актёров не оставляет безучастными зрителей: заставляет думать, сопоставлять, вспомнить, может быть, что-то своё, давно забытое.
В эти дни труппа работает над премьерой «Виват, Мольер», которая состоит из трёх одноактных пьес. Мы сможем её посмотреть в конце февраля. О подробностях режиссёр умолчала, чтобы не сглазить.
В канун Нового года хочется пожелать коллективу «Рампы» новых творческих высот, побед на предстоящем Всероссийском фестивале. А заслуженному деятелю культуры Российской Федерации Татьяне Тренькиной – оставаться такой, какая она есть – талантливой, современной, притягательной.