Александр БОГДАНОВ: Это награда всему оркестру

271Его имя хорошо известно находкинцам. Талантливый музыкант, руководитель большого творческого коллектива, пропагандист русских музыкальных традиций, наставник молодых музыкантов. В январе 2015 года стало известно, что Александр Петрович БОГДАНОВ, художественный руководитель и дирижер оркестра русских народных инструментов Находки, Указом президента России награжден высокой правительственной наградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Оркестр русских народных инструментов знают и любят как в Находке, так и за ее пределами. Концерты, которые дает этот коллектив, никогда не оставляют публику равнодушной. Как правило, они проходят при аншлаге с бурными выражениями зрительского восторга, аплодисментами, выкриками «браво» и, конечно, цветами. Мне не однажды приходилось бывать на таких встречах с благодарными зрителями, и всякий раз я уходила восхищенной мастерством музыкантов, той особенной, светлой, жизнерадостной волной музыки, которую каждый зритель, как частичку света, уносил в своей душе.
Манера дирижирования Александра БОГДАНОВА совершенно оригинальна. Она легка, раскованна, искрометна, юмор и мастерство присутствуют в ней. Под энергичными жестами дирижера оркестр живет как единое целое – музыка зажигательным потоком русских мотивов накрывает зал, струясь к каждому сердцу. Глядя, как работает дирижер, создается впечатление легкости, изящества, красоты. И мало кто знает, какими титаническими усилиями это дается. Что за кажущейся зрителям легкостью стоит ежедневный пот и кровь репетиций, колоссальный труд каждого музыканта. Так рождаются исполнительские шедевры. И каждый концерт оркестра – это обновленный репертуар и событие для любителей музыки.
— Александр Петрович, чтобы дирижировать оркестром, мало природной одаренности и абсолютного слуха, нужно еще хорошее образование. Кто были вашими учителями?
— На момент поступления во Владивостокскую академию искусств у меня за плечами уже была учеба в музыкальном училище. Считаю, что огромная составляющая моего нынешнего успеха – наставники, у которых пришлось учиться. Это Владимир ПОПОВ, ставший впоследствии дирижером известного на весь мир оркестра русских народных инструментов им. Василия Андреева, история которого идет от 1888 года. Это Владимир ГУСЕВ, который дирижировал ор-кестром в Новосибирске. А также Алексей ГИРШ, который живет и работает в Америке. Это были высокообразованные, блестящие музыканты и учителя, которые вложили в меня очень многое.
В 1978 году, после окончания Академии искусств, я приехал в Находку. В течение 12 лет был директором Находкинского музыкального училища. На его базе существовал оркестр русских народных инструментов, которым я руководил, уже тогда присматривая музыкантов для своего нового коллектива. Мы много гастролировали по краю, были частыми гостями на различных концертных мероприятиях. Бывали в гастрольных поездках за рубежом – в Японии и Китае.
Тогда же произошло очень важное событие в моей жизни – я встретил Марину, одаренную студентку, которая стала моей женой. Она человек трудолюбивый и очень ответственный. Сам факт, что в 25 лет ее порт-рет висел на городской Доске почета, говорит о многом. Она высококлассный музыкант – первая домра в оркестре, исполнительница ведущих и сложных партий. Должен сказать, что многие музыканты, составляющие костяк сегодняшнего коллектива — мои бывшие студенты. Ведь это так важно — иметь единомышленников, искренне увлеченных музыкой.
— Расскажите о них подробнее.
— Это коллектив профессионалов. Практически у всех за плечами высшее музыкальное образование. Мне трудно выделить кого-то, поскольку все они асы в своем деле. Скажу о некоторых: Ангелина АНДРОНОВА прекрасно владеет домрой. Совершенно уникальный музыкант Николай ПЕРЕПЕЛКИН – контрабасист. Профессиональная балалаечница Любовь СОДОМОВА. Бесподобно звучит в руках Виктории РЫЖЕНЬКИХ альт-домра. А баянистка Наталья СМИРНОВА – единственная в городе по уровню виртуозности исполнительского мастерства. Оркестр насчитывает 18 музыкантов, состав его иногда варьируется, но костяк остается прежним. Все они глубоко преданные музыке люди.
— Александр Петрович, вы не боитесь экспериментировать. Мне приходилось слышать в исполнении оркестра произведения, в которых были задействованы инструменты, не характерные для народного оркестра, например, саксофон. И это воспринималось органично.
— Некоторое время в оркестре играл Геннадий ХАМОВ, к сожалению, безвременно ушедший из жизни. С ним в 2008 году на всероссийском конкурсе муниципальных оркестров мы получили Гран-при. Геннадий исполнял соло для саксофона с оркестром. Это был настоящий профессионал. Помню, насколько был потрясен нашим исполнением столичный профессор Анатолий ЦЕП, бывший в составе жюри. И в настоящее время, помимо традиционного состава, в оркестре есть гитарист Алексей ШАЦКОВ. Помимо народного репертуара я включил в программу произведения всемирно известного эстрадного композитора Эннио Морриконе. Это прочтение придало музыке особенное звучание, обогатив ее новыми красками.
— Что в вашем нынешнем репертуаре?
— У меня обширная коллекция партитур, которую я собираю еще со студенческой скамьи. Это нотные партии, расписанные мною от руки для каждого музыканта оркестра. Собрание сочинений, которое есть у меня сейчас, без преувеличения, уникальное. Музыку, которая мне не нравится, я никогда не играл, это все любимые оригинальные произведения. Инструментальная база, как и партитуры, накапливалась годами.
Практически все инструменты в оркестре сделаны по индивидуальному заказу у лучших мастеров. Ведь хороший звук – это половина успеха в нашем деле. Я всегда ясно осознавал, что именно хорошее качественное звучание вкупе с мастерством музыкантов – вернейший залог успеха. Наш ближайший концерт пройдет в Доме молодежи 6 марта в 18.00. Он будет посвящен Международному женскому дню. И уже сейчас мы готовимся к юбилейному концерту, который состоится в ноябре 2015 года и будет посвящен 20-летию коллектива.
— Какие музыкальные сюрпризы вы готовите для публики?
— Не хочу раскрывать все карты, но некоторые произведения обозначу. Это будет сюита Юрия Зарецкого «Ивановские ситцы», состоящая из 4-х частей, «По Ивановскому тракту», «Палехские картинки», «Суздаль». Это оркестровая классика Василия Калинникова – симфония №1, часть вторая, Александр Пребылов – «Праздник в Улусе» и многое другое.
— Александр Петрович, вы дважды награждались Почетной грамотой Министерства культуры России и дважды становились лауреатами в самом престижном всероссийском конкурсе муниципальных оркестров, который проходил в Хабаровске. Оркестр из Находки был признан одним из самых лучших народных оркестров страны. Это давало вам право на поездку и выступление в Москве. Что помешало этому?
— Финансовый вопрос. Отправить оркестр в Москву – дело дорогостоящее. Несмотря на наш высокий уровень, нам сложно организовывать гастроли не только в Москве, но и по краю. Не хватает хорошей качественной рекламы, собственного автобуса для выездов.
— Александр Петрович, что вы почувствовали в тот момент, когда узнали о награде?
— Это заслуженная многолетним трудом награда. Я рассматриваю её не как личную награду, а как заслугу всего оркестра, каждого музыканта в отдельности.
Что еще добавить к сказанному музыкантом? Многое. Например, что такой коллектив в культурной составляющей города, безусловно, повод для гордости. Ведь не секрет, что с наступлением эпохи эстрады и электронной музыки, стали существенно сдавать свои позиции народные оркестры, бывшие когда-то повсеместным явлением. Многое, увы, безвозвратно утрачено, не сохранилось. А ведь это не просто музыка, как часть наших национальных традиций. Это истинная душа русского народа, отображенная в ней. Прекрасная и величественная, щедро напоённая неповторимым славянским колоритом. Остается пожелать всем музыкантам во главе с дирижером новых достижений и творческих удач.

Анна ТАРАБРИНА
Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.