Находкинское пассажирское АТП — предприятие стратегического назначения. Прекрасно понимаем, что если хоть часть автобусов однажды не выйдет на линию, во многих компаниях и организациях города сразу же почувствуется сбой.
Львиная доля горожан по-прежнему добираются до работы, учебы, спортивных учреждений и по другим делам на общественном транспорте. Накануне профессионального праздника автомобилистов мы встретились с генеральным директором Находкинского автотранспортного предприятия Алексеем ГАШЕВЫМ и попросили его рассказать о текущем положении в автобусном парке, поделиться планами на ближайшее будущее.
3 Алексей Александрович, обновление парка машин — одна из насущных задач сегодняшнего дня. Что сделано в этом плане?
— За последние полтора года группа компаний Находкинского АТП приобрела более двух десятков, подчеркиваю, новых автобусов большой и малой вместимости. Впервые наш парк пополнили четыре китайских большеместных автобуса. Несколько месяцев их работы на городских маршрутах показали, что техника эта выносливая, хорошо преодолевает наши рельефные перепады, удобна в эксплуатации, комфортна. Пока ни от пассажиров, ни от водителей жалоб на эти машины не поступало. Недостаток один — большой расход топлива.
Также купили пять южнокорейских автобусов «Хендай Лестер» среднего класса для работы на городских маршрутах № 4 и № 6, десять 19-местных микроавтобусов марки «Газель» для межгорода и один ПАЗик, который пустили по маршруту № 610 Находка-Сергеевка. Кстати, наш холдинг недавно выкупил ООО «Ориент Авто Люкс», где парк не обновлялся много лет, и основная часть машин — очень старые. Пришлось прилично вложить средств. В целом удалось обновить подвижной состав на 12,5 процента. Всё это сделано с одной целью: чтобы комфортно было работать водителям и кондукторам, с удовольствием пользовались услугами общественного транспорта наши пассажиры. Сегодня в общей сложности автопарк группы компаний насчитывает 160 машин. Примерно 80 процентов новой техники приобретено за счет кредитных средств.
В прошлом году два наших предприятия — ООО «Находкинский Автотранспортный Альянс» и ООО «Ориент Авто Люкс» — выиграли конкурс для работы на междугородных перевозках, что и подтолкнуло нас взять банковский кредит, существенно обновив подвижной состав. Думали, быстро вернем долги, но пандемия коронавируса внесла свои коррективы. Большую часть заемных средств всё же удалось вернуть, а 56 млн рублей так и лежат на наших плечах непосильным бременем.
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко еще в декабре 2018 года заверил всех перевозчиков, что 25 процентов суммы, потраченной на кредиты для обновления автопарка, администрация края компенсирует. Мы технику закупили и все необходимые документы на компенсацию давно отправили министру транспорта Приморского края Виктору Свяченовскому. Прошло уже больше года, а денег всё нет. Никакой помощи не ожидаем и от администрации Находки. А ведь предприятию нужно как-то жить, покупать топливо, запчасти, платить людям зарплату… Выход один — переложить долги на плечи пассажиров. С нового года стоимость проезда в городском общественном транспорте поднимется на пять рублей и составит 35 рублей за одну поездку. Другого пути просто нет.
3 В числе новых машин большую часть составляют маломестные автобусы. Это не случайно?
— За последнее время, если обратили внимание, в обществе произошло явное расслоение, многие горожане пересели на личные авто. Часть пассажиропотока потеряли по причине пандемии коронавируса. В первые месяцы, когда многие компании и учебные заведения находились на удаленке, порой доходило до того, что хоть вообще закрывай маршрут.
Правительство России в этой ситуации нас не оставило на произвол судьбы: полностью отменило федеральные налоги за второй квартал, мы получили небольшие субсидии на зарплату. Тем не менее в первом полугодии было очень трудно. При этом не сократили ни одного сотрудника, если не считать, что некоторые, причем хорошие водители уволились сами. С началом зимы обещают вторую волну пандемии. Не знаю, как переживем. Сегодня по утрам еще более-менее наполняемость, а с 17 до 19 часов в автобусах практически пусто.
И вот в этой ситуации нас как раз спасают маломестные автобусы, которые составляют примерно 35 процентов подвижного состава автопарка. Они обслуживают «шестерку», «четверку» и почти 100 процентов маршрута № 207 Находка-Партизанск. В прошлом году мы выиграли краевой конкурс по перевозке пассажиров только благодаря тому, что заявили автобусы разной вместимости. А тем, кто не позаботился о том, чтобы в его автопарке были разные машины, пришлось возить 45-местными автобусами по 7-10 человек. В результате, к примеру, партизанская автоколонна № 1512, которая обслуживала Партизанский район, а также маршрут № 207 Партизанск-Находка, показала свою несостоятельность.
3 Многие пассажиры интересуются безналичным расчетом в автобусах. Как решается этот вопрос?
— Это еще одна статья расходов, которая требует немалых затрат. В конце октября-начале ноября текущего года во всех автобусах городского и пригородного маршрутов будут установлены терминалы безналичного расчета. В настоящее время наши сотрудники проходят необходимое обучение по работе с терминалами. Первыми кассовой техникой укомплектуем машины маршрута № 26 Находка-Врангель, потом и городские. Одновременно в салонах будет производиться безналичный и наличный расчеты за проезд, пассажиры будут получать на руки билет или кассовый чек.
Уже сегодня каждый проданный билет проходит через налоговую службу. С 1 октября вступило в силу постановление правительства, согласно которому на перевозчика будут налагаться штрафные санкции вплоть до приостановки деятельности, если в салоне окажется необилеченный пассажир. Кстати, общественный транспорт Владивостока уже перешел на этот способ, и доля безналичного расчета в автобусах составляет более половины выручки. Значит, людям удобен безнал.
3 Одна из значимых задач АТП — построить в Партизанске собственную автостанцию. На фоне финансовых проблем проект не «заморозили»?
— Нет. Несмотря на трудности, дело довели до конца. Осталось благоустроить территорию и сделать подъездную дорогу. С уверенностью заявляю, в крае аналогичной стройки сегодня нет ни у одного из пассажироперевозчиков. Это сделано, прежде всего, для того, чтобы снизить затраты на продажу билетов на находкинском направлении, создать благоприятные условия для посадки-высадки пассажиров и ожидания автобуса. Думаю, в следующем году собственную автостанцию построим и рядом с нынешним автовокзалом в Находке. Разрешительные документы на это готовим при непосредственном содействии главы города Тимура МАГИНСКОГО.
Думая о завтрашнем дне, наша компания ООО «Клондэйк» за минувшие несколько лет много сделала по части усовершенствования ремонтной базы, реконструкции и поддержания производственных и бытовых зданий в должном техническом состоянии, замене технологического оборудования.
3 В последнее время компания активно работает над внедрением на предприятии системы видеонаблюдения в режиме онлайн. Что это даст?
— С введением ее в действие на экране монитора будет отчетливо видна как работа автобусов на линии, так водителей и кондукторов в салоне. К примеру, можно из АТП позвонить по сотовому телефону водителю и спросить его: десять минут назад ты подобрал на большекаменском перекрестке двух пассажиров, почему они до сих пор не обилечены? Вся реальная картина наших машин и людей на всех маршрутах будет как на ладони. Случилось, к примеру, что-то с автобусом в дороге, на этом участке нет сотовой связи, и водитель не может дозвониться в компанию. А мы уже всё видим.
3 Оправдывает ли расходы система спутниковой связи «ГЛОНАСС», аппаратами которой оборудованы все автобусы городских, пригородных и междугородных маршрутов АТП?
— Вполне. Хотя затраты на нее пришлось понести немалые. Система помогает не только ясно знать обстановку на дорогах, где в настоящее время находятся наши машины, но и разрешать многие спорные вопросы. Например, нам пожаловался пассажир, что на линии в такое-то время не было автобуса. А он был. На пальцах не докажешь. Теперь мы можем предоставить ему картинку и доказать обратное. Или произошло на дороге ДТП. ГИБДД обязательно запрашивает у нас информацию, в каком положении непосредственно во время аварии находился автобус, с какой двигался скоростью и т. п. И мы предоставляем достоверные данные. К сожалению, не все находкинские перевозчики имеют «ГЛОНАСС» и контролируют движение своих машин с помощью этой системы.
Недавно с работой этой системы ознакомился Тимур Магинский, побывавший в городском центре МЧС и собственными глазами увидевший экран, на котором, как на ладони, видно движение наших автобусов по всем маршрутам. «А почему только АТП имеет ГЛОНАСС?, — поинтересовался он, — надо, чтобы и другие городские перевозчики установили такую систему на своем пассажирском транспорте. Это не столько престижно, сколько жизненно необходимо».
3 Алексей Александрович, что пожелаете сотрудникам и коллегам-перевозчикам в День автомобилиста?
— Уважаемые работники находкинского холдинга! Каждый день на линию выезжают десятки наших автобусов по разным маршрутам. Дороги соединяют не только наши села и города, они объединяют нас с родными и близкими. Прочно связав свою жизнь с дорогой и посвятив себя работе в автотранспортной сфере, вы поддерживаете трудовой ритм организаций, предприятий всех отраслей экономики, а ваши добросовестность и высокий профессионализм заслуживают самой искренней признательности. Сердечно поздравляю вас с профессиональным праздником! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, успешной работы и безопасного движения. С Днем автомобилиста и всех водителей Находки!
Записал Владимир ПАНТЮХОВ