Находке — 67 лет, а Анатолий Алексеевич ЧЕРНОВОЛ в апреле отметил юбилей, свое 70-летие. И в город, ставший ему родным, родители привезли его из Октябрьского района Приморья за три года до присвоения нового статуса маленькому поселку в бухте Находка. Здесь он вырос, получил образование, нашел свое счастье, выросли дети, отсюда уезжал и снова возвращался, хотя мог легко обосноваться в других городах куда крупнее и лучше, работая на ответственных должностях.
Находка стала на всю жизнь надежным причалом выпускнику Дальневосточного мореходного училища, состоявшемуся капитану дальнего плавания, профсоюзному лидеру, успешному предпринимателю и замечательному человеку, которого знают в нашем городе очень много людей.
— Анатолий Алексеевич, в вашей трудовой книжке буквам было тесно еще лет 40 назад. И новые назначения, и десятки записей о поощрениях и наградах. Вы все время искали свое?
— Я все время хотел увидеть и понять что-то новое, освоить то, что не знал. В далеком 1968 году с дипломом штурмана ДВМУ я был направлен во Владивосток в управление «Крабофлот», реорганизованное позднее в управление «Дальморепродукт». Довелось работать на всех типах судов добывающего, перерабатывающего и транспортного флота. Первым судном стал средний рыболовный траулер, а завершал свою большую рыбалку на плавзаводе.
В 27 лет стал капитаном дальнего плавания. За ударную работу и перевыполнение планового задания в одном из больших рейсов мне дали трехкомнатную квартиру во Владивостоке. Тогда за преданность морю и делу поощряли сполна. Экипажи получали премии, награды. Поэтому в следующие рейсы работали все с максимальной нагрузкой от матроса до капитана. Хорошее было время. И рыбы много, и люди были честнее, и ответственность за свой участок была гораздо выше нынешнего уровня.
В те далекие годы становления рыбодобывающего и перерабатывающего флота в Приморье расти профессионально было легко. Было бы, как говорится, желание, а партия всегда поддержит. Мне было все интересно. Каждый год флот пополнялся новыми судами, и я был тот первый, кто не отказывался от предложений войти в новый экипаж с учетом наработанного опыта. Но и ответственности прибавлялось. До сих пор помню советы своих старших товарищей — взялся за дело — доведи его до конца, чтобы стыдно за тебя никому не было. А говорили это рыбаки с богатейшим опытом. Вот я и старался их не подвести.
В карьере капитана был двухлетний перерыв – меня как молодого специалиста отправляли в Народную Республику Бангладеш для оказания технической помощи в становлении рыбодобывающей промышленности. Интересное было время — начало 70-х годов. Советский Союз был мощнейшим государством, у которого искали защиту и помощь маленькие развивающиеся страны и с которым считались мировые державы.
Далеко от родины каждый из нас, кого отправляли в страны по всему свету, гордился паспортом СССР. И работали в чужих краях на совесть. Я вспоминаю те два года командировки как период своего взросления и осознания степени ответственности за любое свое решение и подписи на бумаге. Её можно было продлить – рай на земле в шаговой доступности еще как манил. Но не меня. И я вернулся в Приморье.
— И снова в море?
— Да, но уже в составе Находкинского нефтепорта. Мое заявление об увольнении по собственному желанию начальник «Дальморепродукта» Юрий Григорьевич ДИДЕНКО первый раз порвал, второе положил в стол и только третье подписал со словами, что я всю жизнь буду жалеть о том, что не остался рыбаком. Я ни о чем не жалею. А то время вспоминаю добрым словом, со многими капитанами, начинавшими вместе со мной свой нелегкий путь, дружу и общаюсь по-прежнему.
Но Находка была тогда и остается сегодня главной точкой моей жизни. Здесь моя семья, росли дочери, были живы-здоровы родители – Алексей Павлович и Юлия Ивановна. Отец — фронтовик. Курсанта морского техникума из Ростова-на-Дону вместе с товарищами летом 1941 года бросили в степи Придонья защищать город. Он всю жизнь вспоминал войну. Выжил, вернулся домой и уехал в далекое Приморье. Много лет работал начальником радиостанции. Всегда был человеком неугомонным и неравнодушным, у него было много друзей. Я, очевидно, в него и пошел.
В нефтепорту работал капитаном на разных судах, а в 1984 году на Пленуме ЦК профсоюза работников морского и речного флота был утвержден главным техническим инспектором по Приморскому краю, заочно закончил ДВВИМУ по специальности управление морским транспортом. Очень интересная была работа – живая, всегда в гуще событий и людей.
— Анатолий Алексеевич, а как вы с моря пришли в бизнес?
— Все началось с нового назначения – заместителем начальника Приморского территориального управления по контролю качества экспортных грузов Министерства внешних экономических связей СССР. В те далекие годы Находка была открытыми воротами России в большой мир. Владивосток был закрыт. И через порты Находки шел весь экспортный груз — от игрушек до леса. Ответственность на этой должности колоссальная. Грузы на экспорт шли потоком через все порты, номенклатура товаров была разной, все надо было знать и успевать контролировать грузопоток. Та работа многому научила.
Эти годы работы пробудили во мне интерес к международным связям, совместной работе с иностранными бизнесменами. Да и время этому движению пришло. В Находке я оказался в числе первопроходцев по созданию совместного с японцами предприятия — Находкинской индустриальной корпорации. В городе она была известна как «НИКО» (по-японски «улыбка»). Мы многие направления хотели охватить и добивались поставленной цели. Одни из первых наладили поставку автомашин и запчастей из Японии в Находку, обучали там своих специалистов по ремонту техники, отправляли продукты питания, сувениры. Сегодня это дело обычное, а тогда рассматривалось как прорыв. Судоходная компания «Скона», которую мы создали с друзьями, тоже была первой частной в Находке и располагала пятью теплоходами. Номенклатура грузов не менялась: в Россию — автомашины и запчасти, в Японию — лес и пиломатериалы.
В те времена на оформление нового дела нужно было три дня. Сегодня об этом даже не мечтают. А мы, получив документы в налоговой службе, в первый день работы на законных основаниях отправили первый платеж за своих работников. И объемы прибыли специально не уменьшали. Законодательство гарантировало минимальные налоги и взносы. Сегодня бизнесом заниматься очень тяжело. Знаю по собственному опыту, я ведь дома не сижу.
— Вы много лет занимались общественной деятельностью, избирались депутатом городской думы. Что в ней считали вчера и считаете сегодня важным?
— В 90-е годы мне было интересно участвовать, например, в создании Приморского краевого отделения политической партии «Единство», ставшей позднее прообразом нынешней «Единой России». Был делегатом первого и второго съездов «Единства» и рад, что ряд инициатив тех лет был закреплен в партийном уставе. В 2003-2007 годах работал в городской думе в должности заместителя председателя. Много было сделано в пользу горожан. В те годы берет свое начало активная работа народных избранников на своих округах по приведению в порядок придомовых территорий, детских и спортивных площадок. Депутатские решения тех лет стали основой современных муниципальных подпрограмм по благоустройству дворов и улиц.
С удовольствием председательствовал на общественных началах в правлении координационного совета общественных организаций, партий и движений в Находке. Позднее был избран генеральным директором Находкинской транспортной ассоциации, объединившей более 40 предприятий от города Николаевска-на-Амуре до порта Посьет. Мы тогда вели активную работу по созданию экономически выгодных условий для предприятий всех форм собственности, сокращению административных барьеров, развитию гражданских инициатив. И нас тогда слушали и СЛЫШАЛИ, что очень и очень важно. И первая волна предпринимательства ступила на благодатную почву.
Общественная работа должна быть полезной во всех смыслах. В первую очередь, для самого города и горожан. Другое дело, какие приоритеты обозначены для себя. Если раньше мы стремились, например, продвигать Находку как самый зеленый и чистый город Дальнего Востока и гордились дипломами и грамотами за победы в соревнованиях всех уровней, то сегодня общественность борется с угольной пылью в жилых районах. И раньше в городе пыли было много. Но её поднимали грузовые такси на грунтовых дорогах, которыми пользовались жители Находки в далеких 50-х. В то время на мысе Астафьева не было ни терминалов, ни жилого микрорайона. Были узкая дорога и валуны на морском побережье, куда мы мальчишками ездили купаться и загорать. Сегодня об экологической ситуации в Находке знает и переживает вся страна.
— Анатолий Алексеевич, что из планов на жизнь вам не удалось реализовать?
— Не успел стать председателем колхоза. Вы не думайте, я не шучу. На самом деле в молодости, мечтая о самостоятельности, хотел после моря проявить себя в сельском хозяйстве. Хорошо, что не подал заявку в крайком партии, объявивший набор в партшколу.
— В рабочем кабинете вашего дома много фотографий. Как правило, коллективных. Чем они вам дороги?
— Это мои однокурсники по училищу, коллеги — рыбаки и моряки, единомышленники по бизнесу, друзья, с которыми идем рядом всю жизнь. Они живут в разных городах на Черном море, Москве, Питере, Сибири, Владивостоке. Мне интересно всех объединять, приглашать к себе в гости. С этой целью создал клуб «Торнадо», разработав и учредив специальную форму и фирменный значок.
Встречаясь, много говорим о жизни, времени и себе. Заметил для себя, что с возрастом у нашего поколения меняется понимание главной своей миссии на земле. Я вообще живу с ощущением, что главное у меня еще впереди. Шучу, конечно. Но абсолютно точно верю, что в жизни много радости вокруг. Надо успеть разглядеть, оценить и радоваться любым открытиям.
— Что цените в людях?
— Порядочность. Надо быть честным по отношению к себе и людям вокруг. Не надо врать, придумывать и строить воздушные замки.
— В наше время многие состоявшиеся уезжают жить в теплые края или в развитые страны. Вам не приходила в голову такая мысль?
— Меня по свету поносило и заграницей давно не удивить. Много раз бывал в командировках и на отдыхе. И каждый раз наступал на те же грабли — через несколько дней мечтал о возвращении домой. Я два раза горел, три раза тонул, пережил дефолт, несколько раз начинал всё с нуля, но ни разу не сказал себе — надоело. Нет, не надоело, все интересно и все моё.
— Какой наградой дорожите больше всего?
— Медалью «300 лет Российскому флоту». Море всегда было и есть в моей жизни. Мечтал, что нашу морскую династию продолжит внук. Но он мечтает стать строителем. Созидать — тоже прекрасно.