А в небе чистом круг за кругом парашютисты друг за другом

IMG_8929 У многих из нас в детстве была своя заветная мечта. Одни, повзрослев, постарались осуществить её, для других она так и осталась мечтой.


Сергей ЛАЗАРЕВ (на снимке), контролёр ОТК Находкинского АТП, с раннего возраста мечтал научиться прыгать с парашютом, воспарить в небо, и с высоты птичьего полёта осмотреть родные просторы. И чем дальше, тем эта мечта становилась всё реальнее. Наступил долгожданный день, когда он первый раз в своей жизни встал на крыло параплана.
— Как шёл к этой цели и как это произошло? — спросил корреспондент «НР» парапланериста.
— Я родился в селе Черниговке Приморского края. Там до сих пор базируется лётная часть, у которой имеется собственный аэродром. Практически каждый день на специальной площадке осуществлялись тренировочные и показательные прыжки военных и парашютистов клуба ДОСААФ. Летом, в выходные дни, на поляну высыпала вся местная детвора, и мы подолгу наблюдали, как в воздух поднимается вертолёт, а после него вся дорожка покрывается разноцветными «тюльпанами». Так мы называли парашютистов. Мне было в то время три годика, и на это зрелище мог приходить только с бабушкой.
В пять лет я уже сконструировал собственный парашют из носового платка, привязал к нему гайку и запустил в небо. Когда моя конструкция удачно повисла на электрических проводах, сильно огорчился. Однако мечта подняться над землёй с помощью парашюта не пропала. Начиная с 1994 года у меня было несколько таких попыток, но всё напрасно. В Арсеньев, где есть парашютный клуб на базе авиастроительного завода «Прогресс», так и не выбрался.
В 1997 году, спустя несколько лет после череды неудач, случайно зашёл в комитет по делам молодёжи администрации Находки и там узнал, что в спорткомплексе «Водник» в ближайшее время запланированы тренировочные сборы парашютистов-любителей, руководит которыми Олег ЩЕРБАКОВ. Познакомился с этим человеком, и он пригласил меня в группу. У меня к тому времени хоть небольшой, но уже был опыт полётов на параплане. Так, через несколько недель я сделал первый в своей жизни прыжок с парашютом с вертолёта МИ-8 на высоте 800 метров. Это случилось в Кневичах 9 мая. Из Находки нас было девять человек. Эти две девятки и подтолкнули нас к единому мнению — назвать свой клуб «Победитель».

— Какие ощущения испытал во время первого прыжка и чем он запомнился?
— Каждому нормальному человеку присуще чувство страха, которое оберегает от разных необдуманных поступков. Было страшно и мне. Но я был полностью уверен в благополучном исходе. Так оно и случилось.
Чем запомнился первый прыжок? Поначалу летишь, будто мешок с картошкой. Когда раскрывается основной парашют, такое ощущение, что ты вдруг оказался в состоянии невесомости. Видно, как в лучах солнца переливается воздух, а земля разбита на какие-то условные квадратики и треугольники. Машины на ней, как игрушечные. Горизонта не видно, от этого кажется, что ты завис в воздухе. Где голосом, где по рации перекликаешься с товарищами, делясь впечатлениями. Ощущения, конечно, непередаваемые. Паришь в воздухе, словно птица. Наверное, от радости я вовсю горланил песню: «…Лучше нет на свете войск, чем десантные…»

— Парашютный спорт — экстремальный. Что советовали родные и близкие?
— Больше всего возражали родители. Они почему-то были уверены, что я один раз прыгну, и потом желание отпадёт само собой навсегда. А оно, наоборот, с каждым разом только усиливалось. На очередные прыжки в Новонежино через полтора месяца из находкинской группы приехал только я. Это были большие сборы парашютистов-любителей. Эта поездка и прыжок стали для меня хорошей школой.

— Сергей, какой из прыжков наиболее запомнился?
— В Золотой Долине в 2004 году прыгал с парашютом «Арбалет-2» («мягкое крыло») на высоте 1100 метров. Он используется в основном подразделениями спецназначения в системе МЧС, в армии либо в лесной охране. На таких парашютах можно летать даже неподготовленным, а прыгать с вертолёта, самолёта и летательного аппарата с любой высоты. Он легко управляется. Можно выпрыгнуть где-нибудь в районе КПД и долететь до Южного микрорайона. По своим параметрам «Арбалет-2» чем-то похож на спортивный, только в последнем нет стабилизирующего парашюта. После круглого парашюта на этом испытываешь несколько другие ощущения. Помню, что я пролетал на уровне горы Чёрный Куст, успел хорошо рассмотреть её вершину и подножие. Потом по некоторым причинам у меня был десятилетний перерыв. Возобновил занятия парашютным спортом только в позапрошлом году. Но всё это время продолжал заниматься парапланами.

— Что такое параплан?
— Это летательный аппарат мягкой конструкции, в котором совмещены парашют и планер. Некоторые по незнанию легко путают его с парашютом — те же стропы, купол прямоугольной или овальной формы, который позволяет не только спускаться вниз, но и набирать высоту. Первый мой полёт на параплане состоялся до парашютных прыжков, в 1996 году. Стартовав с высоты примерно полтора метра, удалось пролететь над землей, наверное, метров 30. То есть взлететь взлетел, а высоту набрать не успел.
Первое время занимался на чужом, потом приобрёл собственный параплан. Проблем с его покупкой нет и сегодня. Летательный аппарат можно купить напрямую у производителя либо у дилеров. Стоит это удовольствие в пределах двух тысяч евро, бэушные — дешевле. Я брал свой по частям, потому что в то время целиком найти летательный аппарат в Приморском крае было очень сложно.
Мой первый параплан был японского производства. В каждом летательном аппарате свои прелести и преимущества. К примеру, у параплана большие возможности полёта с горы. И если позволяют метеоусловия, можно свободно планировать в воздухе 30-40 минут, чего вполне хватает, чтобы насладиться местностью с высоты птичьего полёта. Поначалу вёл учёт количеству полётов и часов, потом сбился со счёту.

— Сегодня прыжки с парашютом — дорогое удовольствие?
— Благодаря моей помощи в организации и проведении некоторых соревнований, мне посчастливилось несколько прыжков сделать бесплатно. В настоящее время один прыжок стоит три тысячи рублей, в тандеме с инструктором — семь с половиной тысяч. У меня уже 17 прыжков.

— Кто, на твой взгляд, сегодня активнее приходит в парашютный спорт — парни или девушки?
— Однозначно сказать сложно. Но девушки стараются не уступать парням. Они отважно прыгают с тарзанкой, то есть резиновой лентой, со стройобъектов, между скал, с телевизионных антенн, столбов, умудряясь за короткое время полёта и на небольшой высоте даже сделать сальто или снять себя видеокамерой. Однажды такое экстремальное желание появилось и у меня. Знакомый из Владивостока пригласил поприсутствовать на прыжках с тарзанкой. Предстояло прыгнуть вниз с крыши восьмиэтажного дома. Зима, мороз… И я отказался.

— Сергей, в каких соревнованиях по парапланерному спорту участвовал?
— В чемпионатах Приморского края. Последний раз он состоялся на минувшие первомайские праздники в селе Безверхово Хасанского района. Главное условие — точность приземления. Я тогда попал в первую десятку лучших парапланеристов. Это неплохой результат. Также принимал участие в розыгрыше Кубка Дальнего Востока. Имею уже третий разряд.

— Как развит этот спорт в Находке?
— В последнее время всё больше горожан стали отдавать предпочтение парапланам, нежели парашютам. Иные пускаются в полёт на летательном аппарате с горы, другие любят парить на мотопараплане или универсальном аппарате. Многие давно сделали свой выбор в пользу моторного параплана. Во-первых, для полётов на нём не надо ждать хорошей погоды, во-вторых, больше времени можешь находиться в воздухе.

— Как общаешься с единомышленниками?
— Два года назад в Интернете, в «Одноклассниках» и «Контакте», создал собственную страничку, где регулярно выкладываю информацию о поездках на соревнования, фотографии. Делимся впечатлениями о событиях и новостях в парашютном и парапланерном спорте мира. Интересно было узнать, что в настоящее время разработана облегчённая модель парапланов, которую предпочитают использовать альпинисты. А новое снаряжение парапланериста теперь весит всего около трёх килограммов.
В горы альпинисты предпочитают подниматься пешком, а назад спускаются уже на летательном аппарате. Также разработано несколько видов современных моделей парашютов, в том числе и для военных. Но трудностей с их запуском в серийное производство в нашей стране хоть отбавляй.
В начале 2000-х годов в течение шести лет вёл занятия технического кружка «Парамастер» в «Юном технике». С ребятами делали и запускали воздушных змеев, конструировали мини-парашюты и мини-парапланы. Но у многих из них потом не хватило терпения посещать занятия. Как это бывает нередко, им хотелось всё и сразу. А с теми, кто остался, организовывал запуски летательных аппаратов и брал их на соревнования по парапланерному и парашютному спорту. Этим увлечением буду заниматься и дальше. Для меня это хорошая отдушина в нашей непростой жизни.

IMG_8948 DSCF1453

Записал Владимир ФЁДОРОВ
Запись опубликована в рубрике Твои люди, Находка. Добавьте в закладки постоянную ссылку.