БАНК РОССИИ: как проще копить на пенсию

В этом году приморцев ждут новые законы и правила, в том числе и в сфере финансов. О том, какие изменения затронут кошельки жителей края, мы говорили с заместителем начальника Дальневосточного главного управления Банка России Денисом ДАВЫДОВЫМ.


— Денис Витальевич, какие новшества в сфере финансов ожидают жителей Приморья с этого года?
— Одно из важных изменений этого года касается накоплений на дополнительную пенсию — теперь они застрахованы государством. Если вы являетесь клиентом негосударственного пенсионного фонда (НПФ), и он вдруг обанкротится, вы сможете получить компенсацию. Выплатами займется государственное Агентство по страхованию вкладов (АСВ). Раньше государство защищало только накопления на обязательную пенсию. Теперь страховка покроет и взносы на дополнительную пенсию. Люди, которые пока еще только делают добровольные отчисления, получат деньги со своего пенсионного счета в пределах 1,4 млн рублей. При желании можно не забирать сбережения, а перевести их в другой НПФ по собственному выбору. Если же человек уже начал получать пенсию, то АСВ продолжит начислять ему ежемесячные выплаты, но не больше двойного размера социальной пенсии по старости.
Также с 1 января не придется платить НДФЛ на дополнительные пенсии, которые человек накопил в негосударственном пенсионном фонде не для себя, а для членов семьи и близких родственников. Раньше выплаты из НПФ освобождались от налога только в том случае, если клиент копил для себя. А когда он заключал договор в пользу любого другого человека, из этих пенсий вычитали 13%.
С этого года подоходный налог не придется платить супругам, родителям, детям, в том числе усыновленным и находящимся под опекой (попечительством), дедушкам, бабушкам и внукам.

— Еще одно из широко анонсированных нововведений этого года — слияние Пенсионного фонда и Фонда социального страхования. Что эта реформа означает для приморцев?
— Да, с 1 января 2023 года Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) и Фонд социального страхования (ФСС) объединились в один Социальный фонд России. Теперь людям станет проще получать выплаты и пособия. Раньше во многих случаях приморцам приходилось обращаться сразу в оба ведомства: например, люди с инвалидностью оформляли пенсию через ПФР, а компенсации за протезы — через ФСС. Сейчас ходить по разным инстанциям не придется. Кроме того, помимо услуг, которые раньше предоставляли ПФР и ФСС, в Социальном фонде России будут оформлять и новые, например, единое пособие для семей с низкими доходами в связи с рождением и воспитанием ребенка.

— Вы уже упомянули тему налогов, ждет ли нас еще что-то новое в этой сфере?
— Да, платить налоги теперь будет проще. С 1 января компании могут отправлять все налоги и взносы государству одним переводом. Если делать это через личный кабинет на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) или бухгалтерскую систему организации, можно сразу посмотреть, сколько налогов начислено, и ввести общую сумму. Остальные реквизиты подтянутся автоматически. В сервисе «Уплата налогов и пошлин» достаточно указать лишь ИНН компании, КПП и сумму. Деньги придут на единый счет налогоплательщика, а дальше ФНС сама распределит сумму по видам налогов. Подробнее о новых правилах оплаты можно узнать на сайте налоговой.

— С компаниями понятно, а что в сфере финансовых услуг поменяется в лучшую сторону для жителей Приморья?
— Приморцам теперь станет проще разбираться в некоторых видах финансовых продуктов. С 1 апреля страховые компании будут обязаны предоставить человеку специальную короткую и ясную памятку о страховке, прежде чем продать полис. В таком паспорте продукта должно быть четко прописано, какие риски застрахованы, а в каких случаях возмещение не предусмотрено; какие документы и в какой срок нужно предоставить страховщику, чтобы получить выплату. В памятке также должно быть напоминание, что расторгнуть договор с минимальными потерями можно в период охлаждения. В большинстве случаев он длится 14 дней с момента покупки полиса. Из суммы возврата вычтут плату только за те дни, которые страховка работала.
Если клиент обратится в офис страховой компании или ее агента, сотрудники должны выдать ему памятку на бумаге. Когда договор оформляется через сайт или приложение страховщика, паспорт продукта будет в электронном виде. Но в любом случае человек должен увидеть памятку до того, как подпишет новый договор страхования или продлит уже действующий. Если документ ему не покажут, он будет вправе отказаться от полиса и вернуть часть денег за оставшийся срок страхования и после периода охлаждения.

— Мне казалось, что правило про паспорт продукта уже работает?
— Сейчас компании и их агенты должны предоставлять паспорта продуктов только при заключении договоров инвестиционного и накопительного страхования жизни, а также страхования жизни и здоровья заемщика при оформлении кредита. С апреля это будет обязательно для всех видов добровольных страховок. Короткая памятка поможет сразу обратить внимание на основные условия страхования и сравнить предложения разных компаний, но она не заменяет собой договор — его в любом случае тоже необходимо внимательно изучить до подписания.

— То есть, не все нововведения этого года уже начали работать? Какие-то изменения в финансовой сфере мы почувствуем позже?
— Да, например, с 1 июля этого года микрофинансовые организации (МФО) не смогут начислять по новым займам сроком до года больше 0,8% от суммы долга в день. Общая переплата, включая проценты, комиссии, штрафы и неустойки, не превысит 130% от размера займа. Сейчас ставки по краткосрочным ссудам достигают 1% в день, а максимальная переплата — 150%. Для спецзаймов размером до 10 000 рублей на срок до 15 дней лимиты тоже поменяются. Со второго полугодия 2023 года МФО смогут начислять не больше 1% от выданного спецзайма в день (сейчас 2%), а предельная сумма процентов и комиссий не будет выше 15% (пока 30%).
Еще одна хорошая новость в этом году ждет автолюбителей. С 15 июля станет необязательно ездить в офис страховой компании, чтобы получить выплату или направление на ремонт по ОСАГО. Уладить вопрос дистанционно можно будет, если участники аварии оформят ДТП по европротоколу и пострадавший подаст заявление на возмещение через портал «Госуслуги».

— Для нас в Приморье важно, чтобы дистанционные услуги были еще и физически доступны, особенно это актуально для отдаленных территорий края. Дальневосточное главное управление Банка России продолжит работу по повышению финансовой доступности?
— Вы правы, получать финансовые услуги дистанционно можно только при стабильно работающем интернете, от него зависит и возможность безналичной оплаты товаров и услуг, других операций по банковским картам. По последним данным, сейчас стабильная интернет-связь есть в 82% населенных пунктов края, более 90% охвачены мобильной интернет-связью. Конечно, мы вместе с участниками Рабочей группы по повышению финансовой доступности при Правительстве Приморского края стремимся, чтобы доступ к финансовым услугам имел каждый приморец. В дорожную карту по повышению финансовой доступности в крае на 2023 год включены мероприятия по повышению качества интернет-связи в населенных пунктах, где уровень финансовой доступности еще недостаточный.
Но замечу, что даже там, где скорость передачи данных позволяет пользоваться финансовыми услугами дистанционно, этому зачастую мешают ментальные барьеры. Мы выезжаем в отдаленные населенные пункты края, чтобы лично проверить качество интернет-связи, наличие возможности оплатить товары и услуги по карте, а при отсутствии банкомата — снять наличные на кассе магазина или на почте. Как правило, условия для этого есть, но предприниматели не спешат внедрять оплату товаров и услуг через POS-терминалы или с помощью QR-кода, а многие сельчане по-прежнему больше доверяют наличным. Очень важно, чтобы люди не боялись пользоваться доступными им финансовыми услугами и при этом делали это грамотно и безопасно. Много полезных материалов на тему финансовой грамотности есть на информационно-просветительском ресурсе Банка России Fincult.info.
Нина КОЛЬЦОВА

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.