Банк России: Основной способ борьбы с мошенниками — знания и бдительность

Телефонные мошенничества — одни из самых распространенных у аферистов. Человека, как правило, застают врасплох и, оказывая психологическое воздействие, выманивают личные и финансовые данные, заставляют перевести деньги и даже оформить кредит.

Главный способ борьбы с мошенническими схемами — знания и бдительность, считают в Банке России. О чем нужно знать приморцам, чтобы не стать жертвой телефонных мошенников, рассказал начальник отдела информационной безопасности Дальневосточного
ГУ Банка России Алексей Каракиян.
3 Алексей Анатольевич, многие жители края сталкивались с ситуацией, когда им звонят якобы из банка и сообщают, что с деньгами на их счете что-то происходит. Не каждый способен правильно отреагировать в такой ситуации…
— Да, в случае телефонного мошенничества мы имеем дело с так называемой социальной инженерией. Злоумышленники всячески пытаются вывести человека из спокойного состояния и отключить у него логическое мышление. Для этого они могут запугивать, торопить и оказывать давление или, напротив, стараться заинтересовать и обрадовать внезапной выгодой. Схема со звонком якобы из банка — одна из самых популярных у аферистов. Злоумышленники часто звонят человеку с сообщением о том, что неизвестные лица пытаются похитить деньги с его счета и для сохранности средства нужно перевести на «специальный» или «бе-зопасный» счет, например, в Центробанке. На самом деле Банк России не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета и не совершает звонков гражданам. А счет, реквизиты которого называют злоумышленники, принадлежит им. Мошенники используют в схеме упоминание регулятора, чтобы усыпить бдительность потенциальной жертвы. Иногда, чтобы войти в доверие к человеку, звонящие могут даже сами напоминать о правилах безопасности — например, рекомендовать никогда не раскрывать финансовые данные.
3 А бывают случаи, когда действительно звонят из банка?
— Да, бывает, что банки звонят, чтобы предложить новые услуги, провести опрос на тему удовлетворенности их обслуживанием. Вам могут перезвонить, если вы сами подавали заявку на кредит и ждете звонка от банка. Также банк может позвонить, если операция по вашей карте показалась подозрительной и вашу карту временно заблокировали — эту ситуацию часто используют мошенники в своей схеме. Чтобы убедиться, что звонят именно из вашего банка, необходимо положить трубку и самому перезвонить в банк по официальному номеру. Его можно найти на обратной стороне карты или на сайте банка.
3 Если звонок настоящий, о чем сотрудник банка никогда не спросит? Что должно насторожить в диалоге?
— Сотрудник банка никогда не спросит полные паспортные данные и конфиденциальные финансовые сведения: данные карты и ее владельца, трехзначный код с обратной стороны карты или СМС-код. Если вас просят сообщить что-то из перечисленного, это однозначно мошенники.
3 А можете вкратце описать, какие еще бывают схемы мошенничеств?
— Есть схемы, связанные с оформлением кредита. Человеку звонит якобы сотрудник бюро кредитных историй и утверждает, что на него или его близких родственников мошенники пытаются оформить кредит. Через короткое время ему снова звонят и уже могут представляться сотрудниками службы безопасности банка, правоохранительных органов или Банка России с подтверждением, что кредит якобы есть и нужно оформить «встречный». Для убедительности злоумышленники просят гражданина действовать оперативно и ни в коем случае не рассказывать про оформление кредита и его целях кому-либо, так как проводится секретная операция по вычислению преступника из числа сотрудников банка. Жертву убеждают, что ее действия позволят его раскрыть, а кредитная история останется чистой. На самом деле ни сотрудники банков, ни бюро кредитных историй не информируют граждан об изменениях в кредитной истории по телефону. Сообщить по телефону или каким-либо другим способом о попытке оформления кредита могут, как правило, только мошенники. Иногда аферисты представляются сотрудниками правоохранительных органов или других организаций, которым люди склонны доверять.
На самом деле схем обмана очень много, они постоянно обновляются и дополняются актуальными деталями. Чтобы предупредить людей, Банк России начал публиковать наиболее распространенные схемы, которые используют кибермошенники. На официальном сайте регулятора www.cbr.ru в разделе «Информационная безопасность» появился специальный подраздел «Противодействие мошенническим практикам». Там можно узнать не только о том, как чаще всего злоумышленники обманывают граждан, но и как противостоять преступным схемам и что делать, если вы все-таки попались на удочку аферистов.
3 Какие самые основные рекомендации? Не отвечать на незнакомые номера?
— Проблема в том, что мошенники могут и номера подделывать, используя современные технологии. Основной совет: если вам звонит якобы сотрудник банка, правоохранительных органов или государственной организации с сомнительным предложением (например, сообщением о попытке оформления кредита или подозрительной операции от вашего имени, обещанием высокого дохода по вкладу или компенсации за ранее совершенную покупку и тому подобное) или по телефону вас запугивают и требуют быстрых действий с финансами, положите трубку. Самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на обратной стороне вашей платежной карты или на его сайте, либо в контакт-центр ведомства, сотрудником которого представлялся звонящий. Никому не сообщайте паспортные данные и финансовые сведения и никогда не совершайте действий по банковскому счету по чьей-то просьбе.
3 А если все-таки попались на удочку мошенников, что делать?
— Во-первых, немедленно заблокировать карту через мобильное приложение или сайт банка. Затем в течение суток после получения сообщения о списании средств надо подать в банк заявление о несогласии с операцией и обратиться с заявлением о хищении денег в любое отделение полиции. Однако надо помнить, что если человек самостоятельно перевел деньги мошенникам или предоставил им секретные данные, то банк не обязан возвращать похищенную сумму.
3 Но если человек был под психологическим воздействием, не по своему желанию деньги перевел, неужели нет шансов их вернуть? Чаще всего жертвами мошенников становятся пожилые люди, для которых это порою все накопленные сбережения…
— Это действительно проблема, и Банк России уже предложил ряд мер, направленных на защиту интересов граждан. Первое — изменить механизм возврата похищенных злоумышленниками средств. Второе — усовершенствовать меры противодействия мошенническим переводам.
Что касается мер противодействия мошенникам, то предполагается, что не только банк плательщика, как это происходит сейчас, но и банк получателя платежа будет проверять операцию на признаки мошенничества. Банк России ведет базу о случаях и попытках перевода денежных средств без согласия клиента и предоставляет банкам данные из этой базы. Банк получателя платежа сможет ограничивать дистанционный доступ к счету, если информация о таком счете есть в этой базе. Доступ к счету получателя будет ограничиваться с соблюдением гражданских прав его владельца. Это означает, что он сможет распорядиться деньгами, но для этого нужно будет прийти в офис банка с паспортом. Однако зачастую за счетом получателя, на который в результате мошеннической операции поступают деньги, стоят дропперы — лица, использующие специальные счета для вывода и снятия похищенных денег. Очевидно, что обращаться в банк по счету другого лица, карту которого злоумышленники эксплуатируют в противоправных целях, они не станут.
3 А как поменяется механизм возврата похищенных денег?
— Сейчас обсуждается следующий механизм возмещения гражданам похищенных злоумышленниками средств: если банк — отправитель платежа получил от Банка России информацию из базы, но не учел ее в своих бизнес-процессах и провел перевод на такой счет, то он будет обязан вернуть клиенту все похищенные средства. Даже если мошенническая операция произошла с использованием методов так называемой социальной инженерии. Человек осознает, что стал жертвой спустя время, когда отменить перевод и вернуть деньги уже невозможно, потому что самостоятельно провел операцию и нарушил условия договора. Поэтому для защиты интересов граждан мы хотим обязать банк-плательщик на два дня приостанавливать зачисление денег на подозрительные счета, информация о которых содержится в нашей базе. Другими словами, внедрить так называемый период охлаждения, когда у гражданина будет время обдумать и оценить совершаемые действия. По закону перевод совершается в срок до трех рабочих дней, таким образом, банк не нарушит права добросовестных граждан и законодательство. Сейчас ведется активное обсуждение этого предложения с рынком.
Спасибо за беседу!

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.