В наше время не часто встречаются люди, самоотверженно отдающие себя служению общественному движению. Одна из них – Валентина Ивановна ЛАКТИОНОВА, член совета ветеранов Находки, председатель совета «Дети войны», ведущая уроков истории Отечества.
Недавно ей исполнилось 85 лет, но она по-прежнему активна, полна творческих замыслов и планов. Валентина Ивановна – ветеран труда, награждена памятным знаком «Дети войны», юбилейными медалями «100 лет ВЛКСМ» и «100 лет Октябрьской революции». Редакция газеты «НР» попросила ветерана поделиться воспоминаниями из личной жизни и рассказать о работе по патриотическому воспитанию молодежи, которую проводит она со своим активом в течение десяти лет.
— Валентина Ивановна, на вашу долю выпало нелегкое военное и послевоенное детство. Каким оно запомнилось?
— Родилась 21 ноября 1934 года в селе Трудовое Шкотовского района Приморья. Через несколько лет наша семья переехала в Артем, а осенью 1942 года папа, работник треста «Артемуголь», был призван в действующую армию. За боевой подвиг в январе 1944 года награжден орденом Красной Звезды, а в ноябре того же года погиб.
В Артеме и прошло мое детство вплоть до окончания средней школы в 1952 году. Оно выпало на годы Великой Отечественной войны. Нам, пятерым детям, нелегко было выжить без отца. Мы все трудились на земле, чтобы не умереть от голода, но собственных овощей всё равно не хватало.
Нашу жизнь, учебу и труд организовывала мама. Она распределяла продукты питания, шила одежду и даже обувь, чтобы мы могли ходить в школу. Каждый из нас имел свою трудовую ответственность. Благодаря подвигу мамы мы все выжили в то необычайно трудное время, выучились и получили специальности. Не у всех детей были такие мамы. Откликалась она и на призывы и всегда принимала участие в общетрудовых днях, объявленных в помощь шахте по ускорению сдачи угля, сдала в фонд обороны ценные бумаги семьи по довоенным государственным займам. Наверное, тогда-то и родился во мне трудоголик. Я многое умела делать уже тогда. И в школе училась прилежно, с интересом. Оценивая условия нашего детства спустя много лет, считаю, дети всех времен и поколений должны иметь свои ответственные обязанности, интерес к избранному делу.
Часто в доме не оставалось продуктов и не было денег, чтобы выкупить хлеб по карточкам. А если и выкупали, то его было так мало на всех! В один из таких дней мы с братом Юрой пошли за несколько километров на большое озеро, чтобы поймать рыбы. Мне — 11, ему — восемь лет. Ловить рыбу, как это делали взрослые, он мечтал давно и собственноручно в то лето сделал бредень. Такой маленький, можно сказать, игрушечный, метра полтора, не более. Сильный ветер гнал на нас волну, вода была мутная. Но мы, растянув между собою невод, шли и шли по дну озера вперед. Ходили долго. Но ни одна рыбка в нашу сеть так и не попалась. Домой вернулись голодными и уставшими. Нигде не стоя-ли мисочки с оставленной нам едой, как это бывало раньше. Кастрюли пустые, а мама сидела поодаль от дома на глинистом холме и смотрела вдаль, как мне показалось, ничего не видящим взглядом. Я поняла ее чувства, и до сих пор не знаю, как тогда не произошло с ней непоправимое…
Самой трудной моей обязанностью было получение хлеба по карточкам в послевоенный период. Очередь приходилось занимать очень рано. Но когда магазин открывался, начинался беспорядочный штурм прилавка, который устраивали репатриированные военнопленные, оттесняя всех нас. Они жили «в зоне», но работали в шахте и передвигались свободно. Когда я выходила из «битвы за хлеб», мои косички и ленты были распущены, а хлеб судорожно и крепко прижат к груди. Я так и шла домой, ощущая дрожь во всем теле и слабость. А хлеб издавал такой убийственный аромат, и это поистине было пыткой. Годы войны и особенно послевоенный период — время жестокой инфляции, нищеты, детского бродяжничества и сиротства, голода и болезней — были не детством, а борьбой за выживание.
— Как потом сложилась ваша жизнь?
— В возрасте 17 лет, пройдя конкурс, поступила на исторический факультет Владивостокского государственного педагогического института и в 1956 г. успешно окончила его. Уже перед выпуском на одном из молодежных вечеров познакомилась с Анатолием ЛАКТИОНОВЫМ, машинистом парохода «Сибирь». Это была его производственная практика, после которой Анатолий поступил в Сахалинское мореходное училище. А я в том же августе по направлению отправилась работать в районную среднюю школу села Хороль. Разъехались, но вскоре встретились, и с февраля 1957 года вместе идем по жизни.
А после окончания им училища мы вместе с дочерью Светланой приехали в Находку. Трудились в учебных заведениях. Муж — много лет в мореходной школе технического флота, я — в профтехучилище № 14 Находкинского судоремонтного завода преподавателем общественных дисциплин в течение шести лет.
Это был интересный период моей трудовой биографии. Я видела интерес ребят к моему предмету, чувствовала их признание и уважение. Могу сказать – была счастлива этим, ведь оно дорогого стоит и рождается не само собою, а настойчивым трудом. А идти к этому мне было нелегко. Двое малых детей, проблемы с жильем, автобусами, водой и отоплением, постоянные очереди везде и за всем. Не было даже детских колясок. И сумка, и лялька – всё на руках… А выходной день всего один! Готовиться к урокам приходилось по ночам.
В 1967 году меня пригласили в отдел пропаганды городского комитета КПСС организатором политической учебы коммунистов. Под непосредственным руководством третьего секретаря Валентины Никитичны ЖУРАВЛЕВОЙ я этим важным делом занималась около 12 лет. Политическая учеба в партийных, да и беспартийных организациях Находки была повсеместно признана, а постановка дела оценивалась как одна из лучших в Приморском крае. Мне эта работа нравилась.
— Каким образом пришли в журналистику?
— Находкинская городская радиоредакция проводного радио была создана в 1954 году. С тех пор в течение многих лет мы входили в каждый дом, в каждую квартиру со словами «Говорит Находка. Доброе утро (Добрый вечер!), уважаемые радиослушатели! С вами городское радио». Ветеранами редакции являются Раиса Захаровна ИВАНОВА и Леонид Николаевич ТРЕМБОВЛЕВ. Большим признанием населения пользовались «Прямые линии». Ответственные работники администрации отвечали на вопросы жителей. Команду неизменно возглавлял мэр Виктор Семенович ГНЕЗДИЛОВ. Передача выходила по средам еженедельно.
— Такие люди, как вы, без дела себя не мыслят. 12 лет ведете общественную работу при совете ветеранов Находкинского городского округа, возглавляя совет ветеранской категории «Дети войны». Расскажите об этом.
— Совет ветеранской категории «Дети войны» избран общеветеранским собранием городского округа 5 декабря 2007 года. Уже на первом этапе мы внесли свой вклад во всероссийское движение за признание детей войны категорией, пострадавшей в военные годы, и присвоение ей ветеранского статуса. Рабочая встреча руководителей и активистов ветеранских организаций юга Приморья прошла в Находке в июле 2008 года. В жилых районах города, где не было, создали ветеранские клубы общения и довели их число до 17.
Клубы получили признание и стали востребованными. Здесь довольно активно представлены литературный, поэтический опыт, искусство, вокал, разного рода изобразительное искусство. Вошли в практику встречи с интересными людьми, экскурсии, совместные выходы в театр, концерты, общение со школами. На благодатной почве клуба «Серебряный возраст» родился наш знаменитый ветеранский хор «Малиновый звон». А создала его руководитель клуба Людмила ГАТИНА вместе с уже ушедшей из жизни заслуженным работником культуры РФ Натальей СИРОЖЕНКО.
Впервые хор выступил 1 сентября 2012 года в лицее ВГУЭС на уроке мужества, посвященном 200-летию Бородинского сражения, исполнив знаменитое «Славься!» Михаила ГЛИНКИ. В течение пяти лет под руководством уже Елены КРИВОЛУТСКОЙ музыкальные произведения героической тематики придавали нашим урокам необычайную силу воздействия.
— Какую роль играют уроки истории Отечества?
— За эти годы они действительно стали уроками мужества в школах и учебных заведениях городского округа. С 2010 года, отработав эту форму, успешно осуществляем ее и считаем главной в своей деятельности. К сожалению, в школьных учебниках истории уже отсутствует тема Великой Отечественной войны советского народа против фашистской Германии 1941-1945 гг. А мы, последние свидетели этого страшного события, считаем своим долгом рассказывать новым людям России о великом героическом подвиге своего народа.
Выражаю благодарность руководителям школ и учебных заведений городского округа, организаторам этой работы за сотрудничество с нами. Нас приглашают на встречи более 20 раз в учебном году. Это признание. Спасибо. И дальше продолжим эту работу, а тематика уроков будет посвящена 75-й годовщине Великой Победы.
— Валентина Ивановна, расскажите о своей семье.
— В этом году нашему браку с Анатолием Ивановичем исполнилось 63 года. По приезде в Находку он поступил преподавателем в мореходную школу Дальтехфлота и вскоре возглавил ее. Это была лучшая школа в Минтрансе СССР. Награжден медалями СССР «За трудовое отличие», «100-летию рождения В. И. Ленина», знаком Минтранса «Почетный транспортный строитель». Является заслуженным работником системы профтехобразования. Дети Светлана и Дмитрий получили высшее образование, но перестройка внесла в профессиональную деятельность свои коррективы. Внуки Иван и Роман – индивидуальные предприниматели. Внучка Екатерина – исполнительный директор авторитетной компании «Находка-Оптик». Словом, все имеют хорошее образование. Ирина в нынешнем году окончила Институт искусств г. Владивостока и прошла по конкурсу в вокальный коллектив Мариинской сцены. На днях она счастливая вернулась с гастролей в Улан-Удэ. Правнук Андрей БОЛЬ, автор вопроса президенту России по угольной пыли в Находке, учится в седьмом классе. Правнучка Алина посещает сад-школу по программе Монтессори. Вот пока таков состав нашей семьи. И он мне нравится.
Оглядываясь на пройденный путь, всё больше убеждаюсь: каждый отрезок моей жизни дорог по-своему. Чем бы ни занималась, делала это с любовью, вкладывая душу и силы. Счастлива ли я в жизни? Да, счастлива. Потому что всегда жила с любовью к делу и людям.
Записал Владимир ПАНТЮХОВ