Василий ТАРАСЕНКО: Художник не должен быть голодным

Более двух лет в Находке существует клуб «Литера-Н», задача которого — объединить людей всех возрастов, неравнодушных к слову и перу. Начинающие поэты и прозаики, взрослые члены клуба «Элегия» пробуют свои силы в написании рассказов и стихотворений, делятся опытом, выполняют домашнюю работу, комментируют произведения других литературных клубов.
О писательском опыте — интервью с Василием ТАРАСЕНКО, писателем и журналистом, организатором и руководителем «Литеры-Н».
— Василий, расскажите о том, как у вас появилась идея организовать литературный клуб?
— Давным-давно, в начале 2000-х, на базе клуба «Элегия» я вел молодежное ЛитО «Темный филин». Тогда была куча молодого пишущего народа. Работали, занимались два года. Потом всё закончилось. В 2018 году решил возобновить клуб.
— Чем «Литера-Н» отличается от «Темного филина»?
— Да ничем. Формат такой же, участникам дается задание, все пишут, а затем читаем и обсуждаем. Но сейчас, поскольку реже собираемся в связи с пандемией 2020 года, параллельно ведем работу в Сети. Каждую субботу в нашей онлайн-группе я даю новое задание, и все желающие выполняют его.
— Расскажите немного о членах клуба?
— У нас дружный коллектив, все пишут в той или иной степени, стараются. Есть люди с опытом, отлично пишущие. И есть те, которые только начинают. Повод к чему-то стремиться имеется у каждого.
— Карантин 2020 года сильно повлиял на количество участников?
— Нет. Он повлиял на количество наших встреч, мы сократили их в два раза. В 2021 году также будем встречаться один раз в месяц.
В плане общения и творчества Интернет сейчас дает много свободы. Встречаться чаще, хотелось бы, конечно. Личное общение имеет намного больший вес. Писатель, прежде всего, человек социума. Чтобы писать нормально, он должен общаться с людьми. И не по Сети, а лично.
— Безусловно, но в настоящий момент тяжелее собираться большой компанией.
— Многие люди сейчас к контактным сборищам относятся очень осторожно. Имеют на это полное право.
— К какому идеалу вы, как руководитель ЛитО, стремитесь?
— Я прихожу сюда, общаюсь с ребятами, даю им возможность что-то сделать. Для того чтобы они не закисали, не сидели без дела. В идеале — чтобы каждый из них выпустил свою книгу. По-хорошему, в нормальном большом издательстве за гонорар. Если это произойдет, буду считать свой долг выполненным.
— У вас в писательском багаже есть опыт самостоятельного издания своих трудов, а также выпуск фэнтези-романа одним из крупных московских издательств. Как планируете работать дальше?
— Тешу себя надеждой, что в этом году у меня получится подтвердить статус «издаваемого» автора. В «издающиеся» возвращаться больше не буду. Для этого есть электронные площадки.
— Один знаменитый автор сказал, что написать книгу несложно, тяжело оставаться писателем на протяжении длительного времени. На вашем примере, насколько это тяжело? Имею в виду совмещение писательской деятельности с основной работой.
— На моем примере это очень тяжело (смеется). У меня семья, а работа у меня творческая — встречи с людьми, интервью, статьи, сценарии. Зачастую домой приходишь выжатым, голова не способна родить никакой текст. Поэтому, когда заболел осенью, несмотря на то, что было очень нехорошо, я писал. Болезнь позволила мне закончить книгу, скажем так.
— Вы писали с удовольствием?
— Конечно. Заставлять себя надо, писательство — такое же ремесло, как ежедневная физическая зарядка. И это опыт. Даже если ты сел и написал за день полстраницы бреда, всё равно идет в «зачет». Потом пересмотришь, поймаешь мысль, переделаешь…
— У писателей с мировыми именами есть свои ежедневные ритуалы — утренняя пробежка, чашка кофе, запереться ото всех на полдня и так далее…
— Они могут себе это позволить. Там действует система гонораров. Когда у нас за писательский труд платят копейки, у них ты можешь продать готовую работу за существенные деньги. Конечно, если твой текст хоть что-то реально из себя представляет. Гонорары позволят тебе жить и писать дальше. У нас гонорары мизерные. Хорошо если ты плодовитый автор и можешь выдавать две-три книги в год, но, извините меня, для этого надо писать по восемь часов в день.
— Как вам удается продолжать писать дальше, в какие часы продолжаете работу над книгами?
— Тяжело, но пишется. Приходишь с работы, сделаешь домашние дела, пообщаешься с родными. Только после этого я могу себе позволить что-то пописать. До полуночи, до часу ночи, то есть два-три часа. Если не сильно устал. Хорошо, когда в неделю можно часов шесть-семь уделить писательству. В таком режиме на роман объемом в 300-400 страниц у меня может уйти два-три года.
— Есть такая избитая фраза «Художник должен быть голодным». Вы согласны с этим?
— Конечно, нет. Художник не должен быть голодным. Это придумали те, кто хотят получить интеллектуальную собственность за гроши. Начиналось всё с музыкантов и художников, продававших свои великие работы за бесценок. Художнику деваться некуда, ему есть хочется.
— Опыт научил вас не ждать вдохновения, а просто приниматься за работу, как только выдастся время?
— А по-другому как? Известное правило бизнеса — 20 процентов вдохновения и 80 процентов пота, действует и в литературе. Это и есть профессионализм.
— Год назад у вас была идея выпустить печатный альманах клуба «Литера-Н»?
— Была и есть. Планирую подготовить макет, сделать электронную версию. С готовым макетом буду искать спонсоров для выпуска книги. Мой курс рассчитан на два года. Первый год работали с теорией литературного мастерства, а теперь народ работает над своими большими произведениями. Я надеюсь собрать материал. Если получится найти деньги, то книжка выйдет. Также в этом году хочу выпустить свою книгу.
— Среди материала, уже собранного для альманаха, есть стоящие работы?
— Есть. Народ писал и пишет. Все, кто приходят в клуб, что-то пишут. Стихи либо прозу. Альманах планируется небольшой, поэтому считаю, что могу побороться за его качество. Я отредактирую работы, и будет как надо.
— Сколько книг в вашем писательском багаже, изданных и еще неопубликованных?
— Изданных у меня пять книг. Но того, что можно было еще вдогонку издать… Надо подсчитать. Я ведь больше «интернетный» писатель сейчас. Не так давно закончил роман на острую тематику, которую не любят в нашей стране.
— Возвращаясь к работе клуба «Литера-Н», каковы ваши ближайшие планы, связанные с его деятельностью?
— Работать дальше. Сейчас один курс закончится, мы летом подведем итоги, разошлем готовые работы по издательствам. Посмотрим, что, к чему и как. А с сентября снова начну теорию литературы и литературного мастерства. Возможно, появятся новые участники.
— Чего клубу не хватает на сегодняшний день?
— На самом деле, всего хватает, лишь бы люди были. Мы теперь собираемся в помещении клуба «Элегия».
— Помещение клуба «Элегия» будет постоянным пристанищем для поэтов и писателей?
— Еще неизвестно, что и как повернется. Потеплеет, возможно, вообще выйдем на улицу. А может, вернемся в библиотеку. Всё может быть. Я, например, очень хочу сподвигнуть наших поучаствовать в Библионочи.
— Как продвигается работа над романом «Черная пыль», три главы которого опубликованы в Сети?
— Твердо намерен к нему вернуться после того, как разберусь с альманахом. Написано уже с десяток глав первой части, запланировано еще много. Книга большая, всё как положено. Действие романа происходит в Находке, в нем поднимается несколько очень неприятных для нашего города тем. Все события и люди в книге вымышленные.
— Книга будет широко доступна только в онлайн-версии?
— Попробую сначала выпустить в бумажном формате, готовый вариант рукописи я отправлю в нормальное издательство.
— Насколько шансы велики, что возьмут?
— Я знаю издательства, которые такого рода литературу с большой вероятностью берут. Фантастику, фэнтези и беллетристику.
— Раскройте же тайну сию, что за издательство?
— Это издательство — «Альфа-Книга». Они как раз сторонники того, что хорошая книга сама себя продвинет, печатают большую часть того, что им присылают. Главное, чтобы была грамотным языком написана, закончена и интересна.
— Тиражи, наверное, очень маленькие?
— У меня было четыре тысячи экземпляров. Это супер, для первой книги неизвестного автора. Тираж большой по нашим временам.
— Есть ли у отечественного писателя хотя бы малейшая возможность прокормиться своим, чисто писательским, трудом?
— Только в двух случаях. Первое, если его начнут издавать на Западе, то есть переводить и издавать на разных языках. Другой вариант, если тебя заметят здесь и попробуют сделать экранизацию твоего произведения.
— Какая из ваших работ является самой любимой?
— Сложно выбрать. Когда ты пишешь книгу, она в любом случае для тебя является главной. После того как ты ее выпустил, у тебя в голове уже с десяток таких же, не менее важных проектов. Поэтому самая любимая книга для писателя — та, над которой он трудится в настоящий момент. Сейчас для меня это «Черная пыль».
— Когда впервые попробовали себя в качестве писателя?
— В 11 лет, когда учился в пятом классе. У меня до сих пор хранится тетрадка, это просто ужас… Если говорить о первом опубликованном рассказе, то это случилось в 11 классе. Он был напечатан в газете.
— Каких ошибок следует избегать как начинающему писателю, так и состоявшемуся?
— Зазнаваться нельзя. Нельзя считать себя состоявшимся автором, даже если у тебя уже целая полка собственных книг. Писатель всю жизнь учится. Если ты научишься принимать критику, ты научишься всему остальному. Главные критики — не твоя семья и друзья. Это, во-первых, ты сам, а во-вторых, люди, которые тебя будут читать. Если ты пишешь для людей и выносишь это куда-то в Интернет, будь готов, что тебя будут критиковать.
— Что дает возможность начинающему автору объективно оценить свое мастерство, почувствовать некую награду за свои труды?
— Сообщество единомышленников. Это общение на литературных форумах, с такими же «повернутыми», как и ты. Здесь надо быть готовым к обсуждению. Уже на более серьезном уровне автор дорастает до сайтов, объединяющих писателей и читателей: «Литнет», «Целлюлоза», «Автор Тудэй», «Самиздат».
Очень важна регулярность выкладки своих работ. Кроме этого, надо отвечать на комментарии. Если есть время, читать чужие произведения. Участие в различных конкурсах научит тебя многому. В наше время российский писатель должен быть сам себе литературный агент. Коммунизм кончился, государство не обязано тебе помогать, но всё в твоих руках.
— Произведения каких авторов сформировали ваше мировоззрение в юные годы?
— Как личность я вырос на советской фантастике и детской литературе. Например, Кир Булычев. Я читал Стругацких, а также Ефремова, Казанцева, Биленкина, Крапивина… Много писателей, произведения которых печатало издательство «Молодая гвардия». Маленькие такие карманные книжки, я их просто обожал. Благодаря этим авторам пришла мысль, что и я могу писать не хуже, чем они.
— Ваши пожелания читателям?
— Берегите себя, всё остальное будет. Всё в наших силах! И больше читайте!
Беседовал Сергей Плясов

Запись опубликована в рубрике Культура. Добавьте в закладки постоянную ссылку.