Глобальные задачи президента страны по повышению качества жизни в Приморье требуют иного подхода к работе власти на каждом уровне. Масштаб изменений главы районов и городов края смогли в полной мере ощутить за последние полгода: новые принципы финансирования муниципалитетов, введение рейтингов по каждой из сфер жизни, максимум внимания к инвестиционной активности. «Деньги не должны лежать на счетах мертвым грузом», — неоднократно за все время нашей беседы повторила первый вице-губернатор края Вера ЩЕРБИНА.
Именно умение глав вкладывать немалые средства, выделяемые краем на развитие муниципалитетов, и будет влиять на то, каким будет финансирование населенных пунктов в следующем году: лидеры получат больше, а аутсайдерам останется только, образно говоря, кусать локти. О задачах, стоящих перед каждым городом и поселком края, о том, что такое муниципальные округа и для чего проводится новая муниципальная реформа, в интервью «Приморской газете» рассказала Вера Щербина.
— Вера Георгиевна, недавно завершился двухдневный семинар с главами муниципалитетов — своего рода обучающий интенсив. Какие были ключевые темы разговора?
— Действительно, событие было далеко не рядовое, и, более того, мы вводим практику проведения ежеквартальных встреч с главами муниципальных образований. Здесь подводятся итоги работы и ставятся основные задачи на ближайшее время. Отмечу, что основное внимание уделялось социально-экономическому развитию. В том числе и эффективности освоения средств, как выделенных из федерального бюджета, так и краевых.
— Если не секрет, какое финансирование в этом году получили муниципалитеты? Всегда же говорят о том, что денег не хватает…
— Их всегда не хватает, сколько работаю, столько и возникают подобные жалобы. Я даже как-то эксперимент провела: попросила глав написать, какой суммы им будет достаточно. Точные суммы сейчас не помню, но получилось что-то порядка 53 млрд при общем бюджете области в 18 млрд рублей. Понимаете?
А ведь вопрос не в том, чтобы постоянно просить деньги, выбивать из центра какое-то дополнительное финансирование, а в том, чтобы научиться эффективно расходовать то, что есть сейчас. Выстроить параллели — расходные потребности и доходные обязательства. И вот эти два критерия должны совпадать. По поводу того, сколько было выделено средств на муниципалитеты, — 63,1 млрд рублей.
— Звучит внушительно.
— Для сравнения: бюджет края — 85 млрд рублей. Причем если проанализировать расходную часть главного финансового документа Приморья, то окажется, что администрация поддерживает районы не только прямыми перечислениями средств. Вот смотрите, порядка 18 млрд уходит на социальные пособия, мы платим за неработающее население почти 12 млрд рублей, берем на себя отопительный сезон, то есть финансируем «Примтеплоэнерго», а это почти 8 млрд рублей, то есть так или иначе эти деньги все равно попадают в муниципалитеты. На реконструкцию и строительство дорог края выделяется 15 млрд, на сельское хозяйство уходит 3 млрд рублей. Очевидно, что те 63,1 млрд рублей, которые получают муниципалитеты, это крайне весомая помощь. Мы не можем и не будем оставлять без контроля выделенные средства. Понятно, что никто не будет бегать и проверять, куда там ушла каждая копейка, для нас самое главное — это какая отдача идет от вложенных средств. Получили ли люди новые школы, стали ли комфортнее улицы, появилась ли новая инфраструктура в городах и так далее. Речь исключительно о практических результатах, которые каждый из нас может видеть.
— Можно сейчас оценить, как муниципалитеты справились с освоением выделенных средств?
— Инвестиционные расходы составили 3,3%. Получается, что за второе полугодие надо выполнить объем на 97%. Конечно, нас настораживает такое соотношение. Хотя многие, особенно крупные муниципалитеты, нас уверяют, что все сделают, и основные итоги будут позже: завершение ремонта дорог, школ, клубов и так далее. Тем не менее риски мы видим уже сегодня.
— Есть ли общие проблемы у муниципалитетов, решив которые, можно эти риски минимизировать?
— Это тот вопрос, который мы — администрация края — задаем себе в первую очередь. После семинара, допустим, нам стало понятно, что надо проводить обучение тех структурных подразделений муниципалитетов, которые занимаются вопросами проектной деятельности. Складывается ощущение, что долгое время в некоторых районах вообще не было никакой инвестиционной активности и люди просто не готовы работать с теми ресурсами, которые пришли к ним сейчас.
— В чем это выражается?
— Например, что при составлении проектной документации она просто не проходит экспертизу в силу того, что документы некорректны, слабо составлены и так далее. Мы не собираемся бороться с муниципалитетами, не будем их как-то наказывать. Эта общая проблема, и надо совместно думать над тем, как ее решить. Но важно понимание главного: деньги не должны лежать на счетах мертвым грузом. Более того, по итогам года мы будем премировать наиболее успешные муниципалитеты, будем увеличивать им общее финансирование.
— Вера Георгиевна, сейчас введена практика составления рейтингов работы того или иного муниципалитета. Какие закономерности уже удалось выявить?
— Главы активно интересуются, на основании каких критериев формировалась та или иная таблица и почему он оказался на том или ином месте. Критерии те же самые, по которым оценивается работа губернатора. Согласно им, по экономическому развитию у нас в лидерах оказались Ханкайский и Яковлевский районы, Находка. По управлению финансами — Находкинский и Артемовский городские округа, Шкотовский район. По социальному развитию — Спасск-Дальний, Дальнереченский и Анучинский районы. По удовлетворенности — Дальнереченский и Кировский районы, Уссурийский городской округ.
И потом мы делаем средневзвешенный рейтинг по всем показателям, и вот тут у нас в лидерах по оценке деятельности глав Надеждинский и Анучинский районы, Находкинский ГО. Конечно, всем аутсайдерам объяснили, в чем именно они недорабатывают. Понятно, что есть объективные показатели, которые оказывают негативное влияние на положение того или иного муниципалитета в рейтинге, а есть и субъективные факторы, с которыми надо усиленно работать.
— Возвращаясь к вопросу о практических результатах работы. Как скоро жители районов смогут ощутить повышение качества жизни?
— Будем надеяться, что скоро. Мы уже работаем над этими задачами. Например, мы уже поставили новое оборудование 27 лечебно-профилактическим учреждениям. По сравнению с прошлым годом у нас растет уровень охвата населения диспансеризацией. Уже удалось сохранить на 232 жизни больше, чем в прошлом году. Конечно, такие результаты не на пустом месте возникли, это не чудо какое-то.
Все достижения — это итог работы и комплекса мер, которые принимаются в последнее время. Вот смотрите, в Фокино наконец-то сдали физкультурно-оздоровительный комплекс. По краю идет оснащение учреждений культуры инструментами и так далее. Движение есть по каждому направлению. То же здравоохранение: уже совсем скоро в край прибудут автопоезда, которые будут дооснащены современнейшим диагностическим оборудованием: УЗИ, маммографами, лабораториями.
Благодаря такому подходу мы сможем повысить выявляемость заболеваний на ранних стадиях, которые всегда проще вылечить. Еще одно наше достижение — программа «1 000 дворов». Мы считаем уже как достояние то, что сама программа увидела свет, и то, что она сейчас так активно реализуется. Если говорить о сфере образования, то уже в этом году завершается строительство детских садов в Хмыловке Партизанского района, в Дальнереченске, Спасске-Дальнем. Сдаются школы в Подъяпольском сельском поселении.
— Положительная динамика налицо.
— Безусловно. Но мы говорим всем главам: будем перераспределять финансирование тем муниципалитетам, которые могут их осваивать. Да, это могут быть всего пять муниципалитетов, но это вопрос уже не к нам, это будет вопрос к руководителям территорий. К третьему кварталу муниципалитеты должны показать результаты, чтобы мы видели, что движение идет: реализуются программы, строятся школы, детские сады, ремонтируются площадки, тротуары и так далее.
Ольга Ильченко