Владимир Стюпан: Транзитные грузы идут по расписанию

Среди дальневосточных таможен Находкинская таможня является одним из лидеров по объему оформляемого транзитного груза. Каждый третий контейнер, прибывший в таможню, – транзитный. Откуда и куда идут транзитные грузы, о новых маршрутах доставки транзитных товаров рассказал в интервью «НР» исполняющий обязанности первого заместителя начальника Находкинской таможни Владимир Стюпан.
— Владимир Григорьевич, по каким маршрутам идут транзитные грузы, оформляемые Находкинской таможней?
— 97 % транзитных товаров, оформляемых Находкинской таможней, идут через порт Восточный. Транзит прибывает морем преимущественно из Китая, Японии, Южной Кореи. После прохождения таможенных формальностей транзитные контейнера «собирают» по общим маршрутам доставки, грузят на железнодорожные платформы ООО «Восточная стивидорная компания»» и отправляют в пункты назначения. Основные транзитные направления –регионы Российской Федерации, страны ЕАЭС, страны СНГ и Европы (Польша, Чехия, Словакия, Финляндия и другие). В российские регионы направляется 46% транзитных товаров, в страны СНГ — 26%, остальные — в страны Европы (Польша, Чехия, Словакия, Финляндия и др.) и ЕАЭС.
— Какой ассортимент товаров везут транзитом?
— В российские регионы через таможню ввозятся товары практически всей номенклатуры, в страны СНГ – оборудование для сельского хозяйства (Таджикистан), автозапчасти, автомобили, бумага, картон, электробытовая техника (Узбекистан). Из Узбекистана вывозятся: переработанная сельхозпродукция (изюм, урюк, сок, консервы), ткань, полиэтилен. В страны ЕАЭС и Европу везутся запчасти для автомобилей, электробытовая техника, из Европы — автомобильные шины, бумага, фанера и другие товары.
— В 2021 году какова динамика транзита?
— Объем оформленных Находкинской таможней за шесть месяцев 2021 года транзитных товаров по сравнению с аналогичным периодом 2020 года существенно вырос. За шесть месяцев 2021 года оформлено 507 тысяч тонн транзитных грузов, что на 58% больше аналогичного периода 2020 года. В страны ЕАЭС транзит увеличился на 42%, в регионы РФ — на 39%. Транзит в страны СНГ практически не изменился, рост — 2%. В 11 раз увеличился за этот период объём транзитных грузов, следующих из стран Азии в Европу (и обратно).
— Владимир Григорьевич, что способствует такой положительной динамике?
— Упростить и ускорить прохождение груза в порту нам помогают инновационные технологии. Ускорению грузопотока способствует электронное декларирование, в том числе предварительная подача электронных транзитных деклараций. Если таможенники не выявили нарушений, то такие грузы оформляются еще до разгрузки судна, что ускоряет их вывоз из порта. Предварительная подача удобна для участников ВЭД, экономит их затраты на хранение грузов в порту.
С 2020 года таможня успешно реализовывает технологию автоматической регистрации транзитных деклараций, поданных участниками ВЭД в электронном виде, в том числе предварительно. Технология сокращает срок регистрации транзитных деклараций, а также время нахождения грузов в пункте пропуска.
Если несколько лет назад транзит в порту Восточный находился восемь дней, сегодня — четверо суток и менее. Таможня проверяет документы и выпускает товар за 20-25 минут, а несколько лет назад на это уходило более часа.
На увеличение грузопотока повлиял рост популярности транзитного маршрута через порты Восточный и Санкт-Петербург. Новый трансконтинентальный сервис через территорию России запустила датская компания Maersk, крупнейшая компания, специализирующаяся на международных контейнерных перевозках, логистике и обслуживании портовых терминалов.
Транзитное время доставки грузов по маршруту Азия — Европа — Азия — 25-30 суток. Традиционный путь доставки грузов из Азии в порты Евросоюза через Суэцкий канал занимает 42-45 суток. С начала 2021 года по этому маршруту проследовало 7926 контейнеров.
В 2021 году расширилась география стран — получателей транзита. Появился новый маршрут — из стран Юго-Восточной Азии в Турцию через порты Восточный и Новороссийск, который сокращает срок доставки грузов в два раза. C начала года в Турцию проследовало 382 контейнера. Планируется, что перевозки по маршруту станут еженедельными.

Беседовала Наталья ВОТЧАЛ

Запись опубликована в рубрике Экономика. Добавьте в закладки постоянную ссылку.