Влюбленные в небо

Аэродром «Золотая Долина» ­ — место с героической историей. Здесь, в гарнизоне, до сих пор живут люди, влюбленные в небо и горящие желанием летать.

Убедиться в этом членам клуба «Находкинский родовед» помогла экскурсия на территорию аэродрома, организовал которую представитель этой общественной организации майор ВВС в отставке Андрей Иванович ВЕПРЕНЦЕВ.
Поездку приурочили ко Дню авиации России.
Путешествие наше началось с крылатого мемориала истребителя Су­-15, установленного в центре с. Золотая Долина, мимо которого не проезжает без любопытного взгляда ни один турист. Величественный шпиль его, устремленный в голубую даль неба, молчаливо свидетельствует о славном прошлом 47­-го истребительного авиаполка, на вооружении которого с 1969 года стояла эта техника. Как нам объяснили, не зря чудо военной авиации оказалось на постаменте! Су­-15, названный так в честь авиационного инженера и конструктора Павла СУХОГО, – советский истребитель­-перехватчик, который был разработан в начале 1960­-х гг. и долгое время составлял основу ПВО СССР.
Машина участвовала во множестве происшествий, связанных с полетами иностранных самолетов на территории Советского Союза. В состав его оборудования входил радиолокационный прицел, который имел большую дальность обнаружения и захвата целей в воздухе. Прочность конструкции позволяла развивать сверхзвуковую скорость даже у земли. В 1960­-е гг. мировая авиация не знала аналогов этому самолету. Серийное изготовление Су­-15 началось с 1966 г. на Новосибирском авиазаводе им.В. П. Чкалова.
Как же действовали военные летчики на защите наших воздушных рубежей? Об этом тоже поведал Андрей Иванович: «Су­-15 мог перехватывать цели в обширном диапазоне скоростей и высот. Обычно он работал совместно с наземным комплексом наведения «Воздух­1М». Нарушителя засекали на большом расстоянии с помощью стационарного радара, после этого на перехват поднимались истребители, их наводили на цель по командам с земли. На определенной дистанции в работу включался бортовой радиолокатор перехватчика. Пилот проводил поиск цели, обнаружив которую, отправлял запрос по системе распознавания «свой-­чужой». Этой системой были оборудованы все самолеты СССР: военные и гражданские. Когда радиолокатор истребителя фиксировал цель, от нее должен был последовать ответ: «Свой! Атаковать нельзя!». Если ответа не было, пилот принимал решение о ракетной атаке».
Память ветеранов гарнизона «Золотая Долина» хранит множество интересных историй, в том числе и военных секретов. С одним из таких старожилов – подполковником ПВО­ ВВС в отставке Юрием Васильевичем ГОРЕГЛЯДОМ – любителям истории и родословия посчастливилось пообщаться лично. О том, что бывших летчиков не бывает, убеждаемся на примере этого увлеченного отставника – он своими руками построил ангар, в котором собираются все, кто влюблен в небо и высоту. Сейчас любимое увлечение Юрия Васильевича – собирать самолеты, он член военно-­спортивного клуба «Авиатор», в основном составе которого ­ ветераны ПВО­ ВВС. Самолетный ангар Васильича, как его уважительно называют коллеги, — ­ настоящий музей: по стенам развешаны карты с маршрутами полетов, чертежи «вражеской» авиационной техники, схема катапультирования.
Самый важный экспонат – самолет, ранее обслуживающий лесное хозяйство, который своими руками собирает и совершенствует летчик. Еще одна интереснейшая машина, с которой познакомил нас Юрий ГОРЕГЛЯД, – катапультируемое кресло­-тренажер, предназначенное для тренировки пилотов в целях спасения летчиков в аварийных ситуациях. Самому Юрию Васильевичу удалось избежать катапультирования, но на его памяти эта система спасла не одну жизнь защитникам российских рубежей. Уникальность экспоната в том, что такое кресло работало в условиях «00», на «ноль» высоты и «ноль» скорости, тогда как предыдущие машины работали только на определенной высоте и скорости.
Что еще продемонстрировал Юрий Васильевич и даже дал померить всем желающим? Настоящий защитный шлем пилотов ЗШ­-7 ПС, который модернизировал известный русский ученый Гай Ильич СЕВЕРИН и который является одним из самых современных элементов снаряжения авиаторов! Стоит подчеркнуть, что проект нового шлема – полностью российский, выполненный по программе импортозамещения, созданный на НПП «Звезда». Защитный шлем прочный, легкий, надежный, с длительным – до 15 лет – сроком службы и дешевле существующих. Этот элемент снаряжения держит скоростной напор, который возникает при катапультировании, а также защищает летчика от вторичных осколков. ЗШ-­7 оборудован как настоящий шлем космонавта – в нем есть различное легкосъемное оборудование: системы целеуказания и индикации, очки ночного видения, кислородная маска, а также различные светофильтры.
Расставаться с Юрием Васильевичем нам не хотелось, ведь он сам уже является ценным экспонатом своего ангара-­музея. Биография подполковника ГОРЕГЛЯДА насыщена и интересна: «Перед тем как обосноваться в Золотой Долине, довелось послужить во всех уголках нашей бескрайней Родины: в Чечне, Узбекистане, Латвии. В гарнизон «Золотая Долина» я был переведен в начале 1980­-х гг. С 1987 г. по 1996 г. занимал должность заместителя командира полка. Будучи слушателем Академии им. Ю. Гагарина довелось присутствовать на похоронах Леонида Ильича БРЕЖНЕВА».
Юрий ГОРЕГЛЯД до сих пор хранит память об авиационной истории гарнизона «Золотая Долина», и он, как многие другие патриоты­-авиаторы, не понимает, как можно было уничтожить полк, история которого хранит имена восьми героев Советского Союза: Н. А. БОКИЙ, В. В. КЛИМОВА, К. П. КОМАРДИНКИНА, Н. В. МАРКИНА, В. И. МАКСИМЕНКО, П.П. ПЕРЕСУМКИНА, И. М. ПИЛИПЕНКО, А. Г. ПАВЛОВА; пятерых летчиков, награжденных орденом Ленина, свыше 2400 человек, отмеченных другими орденами и медалями.
47 авиационный полк нес боевую службу в с.Унаши (Золотая Долина) с июня 1951 года по май 1998 года. Весной 2018 года исполнится 20 лет с того момента, как полк был расформирован, – печальный юбилей для местных авиаторов!
Но летчики-­истребители не унывают, продолжают увлекаться авиационной техникой и стараются увлечь подрастающее поколение. Клуб «Авиатор» работает уже более трех лет, с легкой руки Васильича объединение нашло свой новый дом – в одном из самолетных ангаров, в котором ранее базировались истребители Су­-15. Продолжая экскурсию, родоведы познакомились с техниками-­любителями военно­-спортивного клуба и машинами, которые они собирают своими руками. Узнали и о традиционных осенних слетах радиоуправляемых моделей. Каждый сентябрь на территории аэродрома «Золотая Долина» собираются любители малой авиации – на дельталетах, парапланах, вертолетах, автожирах, ­ все те, кто хочет поделиться своими достижениями в области авиаконструирования. Так что аэродром живет, а пилоты продолжают летать, бороздя воздушные просторы нашей малой родины!


Ольга ГОРЕЛОВА,
председатель клуба «Находкинский родовед»

Запись опубликована в рубрике Мир путешествий. Добавьте в закладки постоянную ссылку.