Вокзалы Находки

Вокзалы… Так уж сложилось, что вокзалы любого поселения, где только они были возведены, становились неотъемлемой частью истории  данной местности.

На железнодорожном транспорте они встречают и провожают поезда, ведут работу с грузополучателями и отправителями, о которой многие из нас даже не догадываются. И расстояние между населёнными пунктами во все времена исчисляется длиною между железнодорожными вокзалами, а не какими-то другими, пусть даже самыми знаковыми и величественными сооружениями.

Морские вокзалы во многих случаях становятся главной связующей существования той или иной территории. И не случайно песня «Как провожают пароходы» является одной из культовых во многих прибрежных городах. На территориях, где существует железнодорожный и морской транспорт, их тесное сотрудничество и взаимоотношения являются гарантом устойчивого развития региона. К тому же вокзалы издавна являются визитной карточкой любого населённого пункта. Они встречают и провожают, память продолжает хранить первую встречу и последние минуты расставания, их нередко стараются запечатлеть в рекламных буклетах и на открытках. Мы привыкли к ним и зачастую общаемся как со старыми желанными гостями. И в то же время не всегда знаем и помним историю, которая есть у каждого из них. Находка — один из немногих городов, которые в отличие от мегаполисов имеют разветвлённую сеть вокзалов, и цифра семь является для города своего рода культовой. Может быть, стоит хоть изредка обращаться и к этой странице нашей истории.
В 1880 году купец I гильдии, коммерческий советник, член Общества изучения Амурского края М.Г. ШЕВЕЛЁВ основал первое русское морское пароходство на Дальнем Востоке. К середине 80-х годов судоходная компания «Шевелёв М.Г. и Ко» становится крупнейшим морским пароходчиком на российском Дальнем Востоке. В 1896 году судоходной компанией на побережье, с левой стороны от главного фарватера реки Сучан, возводится первое в гавани Находка здание морского вокзала, начинают устойчиво работать не только внутренние, но и международные линии, связывая проживающих там людей с остальными территориями. Но вслед за резким подъёмом предпринимательской деятельности начинается чёрная полоса. Сначала у м. Гамова потерпел кораблекрушение и затонул пароход «Владимир», следом у берегов Сахалина – пароход «Стрелок». Потеря флота не позволила М. ШЕВЕЛЁВУ своевременно выполнять договорные обязательства, и царское правительство разорвало выгодные контракты. В 1902 г. было объявлено о ликвидации пароходной компании «Шевелёв М.Г. и Ко».
Спустя четыре года открывается морская грузопассажирская линия Владивосток – Находка общества Генриха КЕЙЗЕРЛИНГА. На линии по расписанию два раза в неделю ходит пароход «Сибирь». Учитывая опыт своего предшественника, Г. КЕЙЗЕРЛИНГ возводит здание морского вокзала и склады по перевалке и хранению грузов, уйдя несколько вглубь устья реки Сучан, чтобы меньше быть зависимым от штормов, приносящих ежегодно большие разрушения. Вокзал Г. КЕЙЗЕРЛИНГА вошёл в историю ещё и тем, что это было первое частное предприятие, в котором установили телефон, связывающий через Владимиро-Александровское гавань Находку. После Русско-японской войны 1904-1905 гг., когда товарищество графа Г. КЕЙЗЕРЛИНГА потеряло весь промысловый китобойный флот, он сосредоточил свою деятельность только на грузо-пассажирских морских перевозках по дальневосточному побережью. В 1924 году завершил свои дела и навсегда расстался с Приморьем и Дальним Востоком.
В начале 30-х годов, когда было принято решение о развитии гавани Находка, в существующий портпункт направляются изыскательские партии и проектировщики, изучающие возможности развития морского торгового порта и даже переноса из Владивостока морских торгового и рыбных портов. К этому времени население поселка Находка после передислокации военного поста на мыс Астафьева почти полностью перебралось в район будущей Центральной площади. В этот район приходили и становились на рейд суда, с которых перегружались на плашкоуты и баржи грузы, на лодках доставлялись люди. В центре Находки образовалась улица Деловая, которая переходила в колёсный тракт, соединяющий с Владимиро-Александровским. Невдалеке от нынешнего здания управления морского торгового порта располагалось деревянное здание ожидальни, где пассажиры могли спрятаться от непогоды, передохнуть, выпить в буфете кружку горячего чая.
Следующим морским вокзалом могло стать здание, построенное на побережье в районе угольбазы. В максимально короткие сроки было построено здание, украшенное лепниной, на берегу сооружён пассажирский причал. Однако первый же разразившийся тайфун привёл в негодность портовое сооружение и от этой идеи пришлось отказаться. А здание было передано городским властям под магазин.
Теперь уже невозможно объяснить, к чему была подобная спешка без достаточного изучения природных катаклизмов. Как писала газета «Прибой», следующим местом строительства морского вокзала был выбран остров Новицкого. Это и решило его судьбу. Начались взрывные и земляные работы, решено было остров соединить с мысом Шефнера. Но вовремя одумались, перенесли место возведения нового здания в глубь мыса, а на береговой черте стали возводить пассажирский причал, остатки которого можно увидеть и сегодня. Здание недолго работало по прямому назначению и вскоре было передано под морскую школу ДОССАФ. В социальных сетях в Интернете есть его фотографии, где и указан на карнизе год сдачи в эксплуатацию.
В начале 50-х годов было сооружено деревянное здание морского вокзала, которое следующие 50 лет верой и правдой служило родному городу, служило «воротами» Советского Союза для деловых людей и туристов в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Именно с его причалов начинались не только туристические, но и деловые маршруты, отбывали главным образом в Японию не только государственные, но и трудовые, и спортивные делегации. Строительство морского вокзала оказалось весьма затратным. Достаточно сказать, что только земснарядами Дальтехфлота для углубления бухты было поднято 16,0 млн кв. м песка и ила. Так что все разговоры о том, что ещё во времена финской фактории в эти места швартовались суда, не соответствуют действительности.
Загруженность морского вокзала в весенне-осенний период была столь велика, что появилась необходимость построить морской вокзал прибрежных сообщений. Такое здание и было сооружено на границе между рыбным портом и Приморским судоремонтным заводом, о чём напоминает горожанам неэксплуатируемый виадук в районе ДВМУ. Ещё в 80-е годы от него отходили пассажирские катера-трамвайчики, и даже добирались рабочие, строящие морской торговый порт — Восточный порт.
Стремясь идти в ногу со временем, в 1984 г. был разработан ленинградским архитектором НИИ морского флота Владимиром СКОРИКОМ проект нового здания морского вокзала. Со скрипом, но в 1994 году вокзал был принят в эксплуатацию. В 1998 г. вокзал принял последний раз пассажиров с т/х «Академик Ширшов», прибывшего из Пусана. В 2007 году причалы вокзала были признаны аварийными и их эксплуатация была запрещена. Вот так через 120 лет Находка осталась вообще без пассажирского морского сообщения.
Намного оптимистичней выглядит судьба железнодорожных вокзалов.
В 1933 году советским правительством принимается решение о строительстве железнодорожной ветки Сучан – Находка. По проекту конечной станцией должна была стать станция Американка. 1 мая 1935 года станция Лацис приняла первый грузовой поезд со станции Гамарник. В 1936 г. на станцию прибыл первый пассажирский поезд из Хабаровска. В 1937 году станция была переименована в ст. Находка, а ст. Гамарник – в ст. Сучан. С 1938 по 1946 г. (до закрытия навигации) станция принимала плановые маршрутные составы с заключёнными ГУЛАГа, по этапу на Магадан. В 1966 году была проведена электрификация железнодорожных путей. В 1935 г. принимается в эксплуатацию первое деревянное здание вокзала. Долгие годы ст. Находка была главенствующей в Находкинском транспортном узле.
15 июня 1951 года начинает свою историю станция Бархатная, которая до этого носила название Каменка. Однако впоследствии была закрыта для пассажиров. На станции останавливаются электропоезда, следующие на линии Угловая – Мыс Астафьева. Основное предназначение – припортовая станция для обеспечения работы Находкинского морского торгового порта.
С 1953 года исчисляется трудовая биография станции Рыбники, осуществляющей приём, расформирование, формирование и отправление грузовых поездов по обслуживанию рыбного порта и Приморского судоремонтного завода. Строительство железнодорожного вокзала началось в 1952 г., он был сдан во второй половине 1953 года.
В 1953 г. ст. Тихоокеанская создавалась как главная железнодорожная станция на линии Мыс Астафьева – Угловая с выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Открытие железнодорожного состава состоялось в 1954 г. До 1991 года ст. Тихоокеанская являлась главным связующим звеном до выхода на станцию Хабаровск, через неё проходили не только государственные делегации различного уровня, но и осуществлялся обмен спортивными, культурными делегациями.
Станция Мыс Астафьева – самая удалённая от Москвы во всей системе Министерства путей сообщения. Являлась базовой по обслуживанию морского торгового порта и лесного терминала м. Астафьева. О станции узнал весь мир, когда находкинский порт начал отгрузку леса-пиловочника на Кубу.
В связи с введением в эксплуатацию первой очереди морского торгового порта «Восточный порт» вошла в строй железнодорожная станция Находка-Восточная. В годы максимального объёма перерабатываемых грузов пропускная способность ст. Находка-Восточная вместе со ст. Находка составляла 40,0 млн тонн грузов в год.
В 80-е годы прошлого столетия по генеральному плану развития Находкинского транспортного узла начал создаваться в Северном микрорайоне промышленный узел, куда со временем из центральной части города должны были уйти не только отдельные предприятия, но и базы, обеспечивающие всем необходимым районы Крайнего Севера. В связи с этим началось строительство станции Промышленной с созданием всей транспортной инфраструктурой. Однако в силу определённых обстоятельств строительство позже было приостановлено, а затем и «заморожено» окончательно.
Такими остаются в истории вокзалы Находкинского городского округа в начале XXI века.

Юрий МЕРИНОВ

На снимке: Станция Лацис (Находка). Красногвардейцы особого корпуса железнодорожных войск на открытии железной дороги Сучан-Находка. 1935 г. 

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.