Самая интересная часть трудовой книжки докера-механизатора Восточной стивидорной компании Газнави КАСИМОВА – раздел сведений о поощрениях и награждениях. Здесь 49 записей – впечатляющая цифра для одного человека. Многократные поощрения и премирования, награждения грамотами и благодарственными письмами, присуждения званий победителя соцсоревнований, почетного работника Восточного порта, ВСК, почетная грамота от Министерства транспорта РФ… И это не удивительно, ведь стаж работы Газнави Анваровича на контейнерном терминале составляет 45 лет, и это – абсолютный рекорд предприятия.
А началось всё в далеком 1975 году, когда 25-летний Газнави Касимов решил устроиться работать в Восточный порт докером-механизатором.
— Я тогда жил в Находке, ходил в море. Соседями по дому были докеры из Восточного порта. Они и посоветовали мне сменить профессию. Это были первые годы работы Восточного порта, время становления. В работе в порту мы видели большие перспективы на будущее, поэтому я согласился, – рассказывает Газнави Анварович.
Согласился и не пожалел. Контейнерный терминал в тот год еще только строился, и к его открытию нужны были квалифицированные кадры. За зиму, вместе с другими докерами, Газнави прошел обучение и приобрел новую специальность – водитель автоконтейнеровоза. И в мае 1976 года, когда третий по счету комплекс Восточного порта — контейнерный терминал — вступил в строй, и у его причала пришвартовался первый теплоход с контейнерами «Александр Твардовский», Газнави Анварович, управляя АКВ, участвовал в его выгрузке и погрузке.
— Волнения не было никакого — нас все-таки очень хорошо подготовили и обучили, — вспоминает собеседник.
— Хорошо помню, что я был самым молодым докером среди тех, кто учился управлять автоконтейнеровозами. Остальные уже имели опыт работы в порту по нескольку десятков лет и очень удивлялись – откуда взялся этот молодой паренек?
Миллионный контейнер
Став участником обработки первого судна с контейнерами, Газнави Анварович также помнит, как в июле 1982 года в Восточный порт на судне «Новиков-Прибой» из Иокогамы был доставлен миллионный контейнер. Это событие стало настоящим праздником для молодого порта. Но и сложностей в то время было много. Одна из самых главных – не было ремонтной базы для новой техники, механикам приходилось создавать ее буквально с нуля.
— Как преодолевали производственные трудности? Очень просто, мы все были одной большой, дружной семьей. Для нас не существовало чужих проблем или нерешаемых задач – и горести и радости делили поровну. Хотя условия работы были, конечно, не чета нынешним. Зданий не было, работали в вагончиках, никакого компьютерного учета и упрощения процессов. Однажды бухта замерзла, и суда вместо буксиров швартовал ледокол… А еще, помню, в одну из зим выпал очень сильный снег, всё завалило. И на очистку снега вышли буквально все сотрудники, включая управленцев. Было очень много энтузиазма, мы болели своим делом, — говорит Газнави Касимов.
Когда на пенсию?
Преданность коллективу и предприятию он пронес через четыре десятилетия. Признается, ни разу не возникало желания уйти в другое место. За годы работы был бригадиром, непрерывно делился опытом с молодыми коллегами, всегда пользовался уважением. Отмечает, что и сегодня на терминале много толковых ребят среди новичков. Были бы желание и стремление – вырастут в профессионалов.
Сейчас 70-летний Газнави Касимов работает на тягаче. На частый вопрос: «Когда на пенсию?» — отвечает с улыбкой:
— Я об этом даже не думаю, не хочется. Мне интересно работать, быть в коллективе, решать производственные задачи. Конечно, приятно быть первым работников ВСК со стажем работы 45 лет. Думаю, за все эти годы мой труд принес терминалу немало пользы.
Ольга ФИЛЯКИНА