Гвозди бы делать из этих людей…

крепче бы не было в мире гвоздей

Именно этими словами в свое время закончил «Балладу о гвоздях» советский поэт Николай ТИХОНОВ, где рассказывается о мужестве военных моряков, снявшихся с якоря в свой решительный и роковой бой.
Спустя годы это выражение приобрело более широкий смысл. Его смело стали применять к тем, кто прошел суровые испытания временем и крепкую закалку трудовыми буднями. К этой категории людей можно отнести и находкинца Виталия РОЗЕНБЕРГА, человека с несгибаемым характером и непростой судьбой. На днях он отметил свое 79-летие, но, несмотря на преклонный возраст, по-прежнему остается в трудовом строю.
Виталий Борисович родился в Якутии, а детство прошло в Магадане, куда переехал с родителями и где и окончил среднюю школу. Некоторое время поработав слесарем Магаданского механического завода, решил получить специальность гидротехника и поступил в ДВПИ на факультет промышленного и гражданского строительства. После успешного окончания первого курса был призван в армию. Полный планов, продолжить учебу в ДВПИ после службы Виталий уже не смог, потому что столкнулся с парадоксом, которых и в то время было немало. Поскольку его родители жили в Магадане, их совокупный доход в то время превышал прожиточный минимум, и только поэтому Виталию Розенбергу институт отказал в общежитии и стипендии. И он был вынужден поступить в Уссурийский сельхозинститут на факультет гидромелиорации.
Если строить, то на совесть
Успешно окончив учебу и получив диплом инженера-гидротехника, на родину возвращаться не стал, а связал свою судьбу с Приморьем, богатым разнообразием ландшафтов, флоры и фауны. С первых шагов он решил для себя: если строить, то на совесть. И всю жизнь придерживался этого принципа. Семь лет отработал прорабом в Октябрьском ПМК. К этому времени уже подросли дети, нужно было перебираться из сельской в городскую местность, чтобы дать им возможность всестороннего развития. Переехав семьей в Артем, Виталий Розенберг устроился в трест «Дальшахтстрой» старшим прорабом, а через некоторое время его направили строить угольный Павловский разрез.
В то время разрез был одним из лучших в угледобывающей отрасли Приморья. В шахтерском поселке Новошахтинске масштабно возводилось жилье, строились медучреждение, детсады и другие объекты соцкульбыта, работая на которых Виталий Розенберг приобрел достаточно опыта и быстро вырос до главного инженера. Под его началом продолжилось строительство Павловского разреза и объектов соцкульбыта. Здесь работал до тех пор, пока не переехал в Находку, где устроился главным инженером УПТК треста «Дальморгидрострой». Вместе с управляющими Леонидом Ефимиковым, а затем и Карлом ИСАКОВИЧЕМ Виталий Розенберг отработал не один десяток лет на строительстве многоэтажного жилья и соцкультбыта Находки и Приморского края.
— Это было плодотворное и поистине золотое время: новые объекты поднимались, будто грибы после дождя. До сих пор помню торжественные моменты сдачи их в эксплуатацию. Сегодня, проезжая мимо жилой многоэтажки или детсада, невольно ощущаешь сердцем, что в них есть капелька и твоей души. Позже ПСМО-31, которое возглавлял, принимало непосредственное участие в строительстве мясокомбината, городских очистных сооружений и других производственных объектов. Вопреки нормам того времени я оказался, наверное, единственным беспартийным руководителем в строительной отрасли Дальнего Востока. В коммунистическую эпоху такого принципиально не допускалось ни под каким предлогом. Но мне почему-то сделали исключение, — вспоминает ветеран.
Позднее он возглавлял СУ-454 треста «Дальморгидрострой», по возведению жилья которое из года в год имело чуть ли не самые высокие объемы в городе. И каждое подразделение, которым руководил Виталий Борисович, успешно выполняло годовые производственные задания. После треста ДМГС несколько лет трудился начальником службы развития и капитального строительства Приморского морского пароходства, у руля которого в то время стоял Павел ЧЕРНЫШ, затем возглавлял ОКС «Дальморгеологии». А в начале 90-х перешел прорабом в дорожно-строительное предприятие «Асфа» и восемь лет подряд строил дороги на территории Партизанского и Шкотовского районов. В эти годы губернатором Приморья был Евгений НАЗДРАТЕНКО, уделявший много внимания строительству и ремонту дорог общего пользования, благодаря чему пакет заказов «Асфы» никогда не был пустым.
Профессионализм и ответственность — превыше всего
Чем больше беседуешь с этим человеком, тем больше удивляешься его практичности, работоспособности и профессионализму. На каком бы направлении экономики ни работал Виталий Борисович, всё и всегда у него получалось успешно. И не случайно, ведь ко всякому делу, малому или большому, он подходил грамотно, ответственно и профессионально. Ремонт и строительство дорог требует хорошего здоровья, а сами объекты относятся к разряду опасных, где нужна повышенная внимательность и осторожность. Поскольку возраст нашего собеседника уже подходил к 60, в 2001 году он вынужден был уйти из «Асфы». Но на заслуженный отдых не поспешил, а устроился на Приморский завод, где отработал еще несколько лет.
А когда увидел объявление, что в стивидорную компанию ООО «Порт Ливадия» срочно требуется заместитель генерального директора по капитальному строительству, перешел сюда, потому что это место работы было недалеко от его дома.
— В порту тружусь уже более десяти лет: достраи-ваю причалы, контролирую их эксплуатацию и содержание в исправном техническом состоянии. Это только кажется, что эти гидросооружения вечны. Всё с годами ветшает и требует ремонта. Причалы размывает морской водой, уносит отбивные устройства, волны разбивают спусковые лестницы… В последние годы очень много мероприятий выполняем по экологической программе компании. Так, в настоящее время бетонируем территорию под строительство новых складов временного хранения угля, — рассказал собеседник.
Парадоксы и приписки
Сравнивая с советским временем, сегодня работать, по его словам, гораздо интереснее и легче: проще система взаиморасчетов с партнерами, справедливее оплата труда, изменились взаимоотношения руководства с людьми в лучшую сторону.
— Тогда были свои правила на производствах, к примеру, система нормативов просуществовала примерно до 1968 года. Потом повсеместно начались приписки. По нормативу строитель в день должен был сложить кубометр кирпичной кладки, естественно, высокого качества. Сделать больше он физически не мог. Но иметь зарплату выше хотелось всем. Один из легких путей — увеличить ее приписками. В то время их было очень много. Кроме экономического, они несли еще и моральный ущерб, негативно отражаясь на нервной системе, прежде всего, руководителей среднего звена. Только представьте, из моих сверстников, занимавших в то время руководящие должности, по причине этих стрессов были и те, кто не дожил и до 40 лет.
Изначально люди были правильно воспитаны и прекрасно понимали, что не заработали тех денег. Но часто были вынуждены идти вразрез с совестью. Приписки практиковались на всех уровнях: особенно в преддверии советских праздников, когда рапортовали о досрочной сдаче объектов и выполнении производственных планов, за что получали ордена и медали. А в итоге не всё и всегда было так красиво, — сетует Виталий Борисович.
До сих пор не укладывается в его сознании такой парадокс: люди с высшим образованием нередко шли работать слесарями, чтобы иметь выше зарплату. Все видели этот перекос, но не исправляли его. Хотя и понимали, итээровцы стране нужны, без инженера рабочие не построят ни одного объекта.
— До сих пор добрыми словами вспоминаю советскую систему образования. Не только бесплатную, но и уровень которой был выше нынешнего. Это мое личное убеждение. Выпускники вузов приходили на производство молодыми специалистами, а мы еще три года продолжали их обучение, неся за них ответственность. Повсеместно существовал институт наставничества. Сегодня эта практика упразднена, на заводах нет наставников, молодые специалисты и рабочие в основном предоставлены сами себе. Почему это произошло? Потому что за наставничество уже никому не доплачивают. Но немало было и настоящих трудовых подвигов, — вспоминает Виталий Розенберг.
Несмотря на свои годы, ветеран старается держать себя в форме: регулярно ходит в спорткомплекс«Мастер Джим» и занимается спортом.
— На здоровье особо не жалуюсь, на больничных практически не бываю. Вы удивляетесь, что в мои годы читаю без очков. Огромная благодарность за это генеральному директору нашей компании Василию ВАСИЛЬЕВУ, выделившему мне необходимую сумму денег для проведения операции на двух глазах. Это говорит о том, что руководитель заинтересован, чтобы я и дальше работал здесь. И я буду делать всё, что в моих силах. Работа — это жизнь. Пока в работе — живу. Стоит остановиться, может закончится и жизнь. Таких примеров немало. А я еще хочу приносить пользу семье и обществу, — сказал с оптимизмом Виталий Борисович.
Владимир ФЕДОРОВ

Запись опубликована в рубрике Страницы истории. Добавьте в закладки постоянную ссылку.