Имя художника-мариниста Валерия Ивановича ШИЛЯЕВА известно в Находке многим. Художник, чьи картины выставлялись на главных выставочных площадках Москвы, дважды представлявший отечественную маринистику на родине жанра, в Испании, практически ежегодно в течение многих лет делал персональные выставки на всем пространстве Дальнего Востока.
В Находке они проходили с неизменным успехом и, как правило, были приурочены к Дню города. Марины ШИЛЯЕВА резко выделялись на фоне всего выставочного процесса, поскольку художник никогда не брал незначительных, проходных тем. Его картины – гимн, запечатленный в красках, морякам, осваивающим берега Тихоокеанского побережья. Героям-первопроходцам, закладывавшим новые города, военным морякам, мужественно защищавшим Россию на ее дальневосточных рубежах.
Его творчество многогранно и насчитывает порядка тысячи картин, пополнивших галерею отечественной маринистики. К сожалению, в творческий распорядок мастера внесла существенные коррективы тяжелая болезнь. Но, несмотря ни на что, Валерий Иванович продолжает работать и согласился дать интервью.
Мы встретились в доме художника, расположенном в бухте Соколовка поселка Преображение. За окнами мастерской шел снег, чуть вдалеке на ослепительном берегу виднелась свинцовая полоска моря, а на мольберте стояла еще неоконченная работа.
— Валерий Иванович, 2014 год был очень напряженным для вас в плане выставочной деятельности. Какие события были самыми важными?
— Главным событием года была выставка марин, посвященная юбилею героической обороны Камчатки. Подвиг русских моряков и адмирала Василия Степановича Завойко. К ней я написал целую серию картин и масштабное полотно, которое было центральным — «Во славу русского флага». Выставка была представлена в Петропавловске-Камчатском, в мае ее смогли увидеть жители Находки, в июле она открылась в Доме офицеров флота во Владивостоке. Параллельно некоторые мои картины выставлялись на вернисаже в Америке, штате Канзас.
Вся эта колоссальная работа требовала большой отдачи от меня, как от художника, и легла организационным бременем на мою жену Светлану. Было много моментов, тяжелых в эмоциональном плане, поскольку это была наша личная инициатива и никакой финансовой поддержки от государства мы не получали. Несмотря на то, что на всех уровнях власти много говорится о воспитании патриотизма. Но это, к сожалению, остается исключительно прерогативой художника и его личным делом. Подобное перенапряжение не могло не сказаться на здоровье.
— Что произошло?
— В августе прошлого года, как обычно, поехал с друзьями на cевер Приморья, чтобы отдохнуть на природе и спокойно порисовать на пленэре. Но моим планам не суждено было осуществиться. Стало плохо с сердцем. Всю ночь мои друзья гнали автомобиль во Владивосток. Когда очнулся в больничной палате, весь опутанный медицинскими проводами, на мглистом стекле окна мне привиделся силуэт парусного корабля. Стало веселей на душе, а увиденный образ воплотился позднее в картину «Корабль спасения».
Дальнейшие события развивались стремительно: здоровье резко ухудшалось, и врачи поставили еще один неутешительный диагноз — онкология. Отечественные клиники в Новосибирске и Хабаровске отказали, и Светлана вышла на Национальный госпиталь Янсана, международный медицинский центр в Южной Корее. Вскоре мы вылетели в Пусан.
— Несмотря на проблемы со здоровьем, вы продолжали работать и там.
— Все, что произошло, явилось для меня очень большим испытанием и, соответственно, сложилась серия картин, связанная с этими событиями. Их названия говорят сами за себя: «Во имя жизни», «Луч надежды», «Молитва», «Возвращение домой». Еще три работы я подарил хирургу, делавшему операцию, русскому центру при больнице в Корее и руководителю группы Благотворительного фонда Владивостока «Выбери жизнь».
Они помогают адаптироваться пациентам из России в незнакомой стране. Берут на себя сопровождение, работают как переводчики и психологи, всячески поддерживают соотечественников. Основные средства для дорогостоящей операции внесло руководство Базы тралового флота поселка Преображение, были и другие поступления, помогали друзья.
— Валерий Иванович, что поддерживало вас в те трудные дни?
— Самый тяжелый момент был тогда, когда после операции в мою палату вошел хирург и сказал, что все мои мучения напрасны и тяжелая операция не принесет ожидаемых результатов. Это звучало как приговор, с которым я не захотел смириться. Всю ночь я молился, а под утро пришло откровение, что это еще не конец. Все это время меня поддерживала и была рядом со мной моя жена. Вскоре меня выписали, и некоторое время мы жили в гостинице, наблюдаясь у врачей.
Именно в этот период я рисовал, превозмогая себя, по часу-два в день. Все эти картины, небольшие по размеру, написаны пастелью. На картине «Во имя жизни» изображена корейская сосна на синем фоне. Все ее основание у корней в бордово-черных образованиях. Это символ рака, а далее в вышину идет смолистая зелень, рвущаяся к свету. Картина очень личная, в которой я выплеснул свои эмоции о пережитом.
Не менее драматична по содержанию и марина «Луч надежды». Это черное разбушевавшееся море, мрачные, бушующие волны и прорезающий черное небо луч, падающий на волну и делающий ее изумрудно-искристой. Изумрудный и зеленый, как известно, цвета, символизирующие надежду. Бушующий океан — символ нашей жизни, те самые крутые житейские волны, которые всем нам приходится преодолевать. Позднее, когда вернулся домой, этот сюжет стал поводом для написания одноименной марины, где присутствует сюжет крушения корабля и спасающихся моряков, выправляющих лодку на гребень волны. Я долго искал ракурс ее крена, чтобы показать тот момент, когда она с невероятным трудом все-таки преодолевает морской вал.
— Валерий Иванович, для многих людей, оказавшихся в сложной ситуации, спасительной нитью становится обращение к высшему миру. Как была написана картина «Символ веры»?
— Во время молитвы в пламени свечи, фитилек которой был раздвоен, я увидел абрис человека с поднятыми к небу руками. В картине запечатлен сокровенный момент обращения к Всевышнему, когда все мы, как свечи, горим, творя молитву. Золотистые купола храма и свечей уходят в темно-синее небо, на котором проступает лик Иисуса Христа. «По вере вашей и дано будет вам». Это известное изречение из Евангелия говорит о том, что даже в самых безнадежных ситуациях не стоит падать духом. Ну а картину «Возвращение домой» я увидел во сне. Я увидел себя стоящим на берегу моря недалеко от моего дома. Именно так и случилось позднее.
— Вернувшись, вы продолжаете работать. О чем ваши картины сегодня?
— Как это ни странно, именно болезнь многое трансформировала во мне, я стал применять новые технические приемы. Мои марины обогатились новыми красками, приобрели другое звучание.
Например, картина «Транспорт «Японец». Море на фоне восходящего солнца — это десятки оттенков. Я остался верен тем темам, которые брал и ранее. Многие мои картины подпадают под определение «героический реализм» — жанр, в котором работали многие великие художники России.
В 2015 году исполняется 155 лет со дня основания поста Владивосток, 65 – городу Находке и 70 лет — Великой Победе. Я не мог остаться в стороне от этих событий и посвятил им марины, созданные мною совсем недавно. «Фрегат «Паллада», «Фрегат «Диана», «Корвет «Воевода», «Пароходо-корвет «Америка», упоминавшийся мною «Транспорт «Японец» — это все суда, участвовавшие в основании военных постов, ставших позднее населенными пунктами Приморья. А к юбилею Великой Победы я выбрал сюжет высадки Курильского десанта. Отправной точкой здесь стали события, которые происходили на Дальнем Востоке в период с августа по сентябрь 1945 года и явились победным финалом во Второй мировой войне.
— Почему именно Курильский десант?
— В Санкт-Петербурге работает целая плеяда высокооплачиваемых художников-маринистов при Музее Военно-морского флота. Но зачастую они берут сюжеты, связанные с Балтикой и Черным морем. Подвиги же моряков-тихоокеанцев остаются практически неотображенными на полотнах. Лично мне неизвестно ни об одной(!) марине на эту тему.
Единственная жанровая картина принадлежит А. Плотникову и называется «Десант на Курилах». Моя же картина получила название «Курильская десантная операция. Август 1945 года». На ней запечатлен момент подхода к островам Тихоокеанского флота. Это скоординированный мощный удар десантных войск, которые перебрасывались на баржах под прикрытием военного крейсера на берег, чтобы очистить его от японских оккупантов. Известно, что в начале сентября 1945 года освобождение Курильских островов полностью завершилось.
— Валерий Иванович, русское слово «подвиг» не переводится на другие языки. Все, что вы сделали в искусстве, и то, что продолжаете делать, подпадает под это определение.
— Для того чтобы выработать свой стиль, необходимо изучить все то, что сделано до тебя. Веками художники тяжелым трудом прокладывали ступени. Не пройдя их и не изучив то, что было до тебя, невозможно создать что-то новое. Но многие учиться не хотят, именно поэтому выросла целая плеяда художников, предпочитающих салонно-абстрактный стиль, который не является пищей для души и ничего не несет человеку в плане духовного развития. Так, каждый художник делает свой выбор и полюс, которому он служит, – свет или тьма. Я многое успел сделать за весь творческий период и считаю, что моя лучшая картина еще впереди.
Архив
Рубрики
Поиск по сайту
Календарь
г. Находка, Находкинский пр-т, 18
Приемная: 65-72-50
Реклама: 74-66-81 reklama@nr-citynews.ru