18 марта в день выборов президента России на всех избирательных участках страны пройдут два референдума: «Комфортная среда обитания» и «Школьный референдум», в которых могут принять участие все желающие старше 18 лет, обладающие правом голоса.
Высказав свое мнение по двум важнейшим социальным темам, вы внесете свой вклад в развитие демократических принципов и решение актуальных вопросов местного значения. Принять участие в таком голосовании просто. На избирательных участках, где позволяют условия для размещения дополнительного оборудования, проголосовать на референдумах можно возле избирательной урны. На отдельных избирательных участках у входа в здание будут установлены палатки, где будет организовано рейтинговое голосование.
«Комфортная городская среда»
Сейчас в Российской Федерации реализуется программа «Формирование комфортной городской среды» (название, понятно, очень упрощенное). Благодаря участию в ней многие города и поселки страны получают дополнительное финансирование проектов по благоустройству придомовых дворовых территорий и территорий общественного назначения — парков, скверов, набережных и т. п. Проекты реализуются на условиях софинансирования — из федерального, регионального и местного бюджетов. Причем первые два обеспечивают львиную долю финансирования.
Стартовала программа в 2017 году и продлится до 2022 включительно. В прошлом году ее, можно сказать, обкатали на пилотных проектах. Находка по этой программе получила более 10 млн рублей, благодаря которым были обустроены четыре придомовых территории и начато благоустройство сквера «В честь 100-летия пограничных войск России». С 2018 года идет уже полномасштабная реализация программы и объемы финансирования увеличиваются в несколько раз.
Одно из обязательных условий включения городов в программу — активное участие жителей населенных пунктов в выборе объектов — общественных территорий, которые будут обустроены в первую очередь, а также в обсуждении проектов их реконструкции. Но если обсуждение происходит традиционно — в формате общественных слушаний, то выбор объектов населением осуществляется в формате рейтингового голосования, которое должен организовать и провести муниципалитет.
На 2018 год Общественная палата Находки выбрала в качестве претендентов шесть общественных территорий — скверы на улице Спортивной, 25, в Южном микрорайоне; аллею на улице Ленинской — историческом центре Находки; скверы на улице Свердлова в Северном микрорайоне; в районе улицы Лермонтова «В честь 100-летия образования пограничных войск России», начатый в 2017-м, и сквер «Радуга» в поселке Южно-Морской, а также городской парк культуры и отдыха «Центральный».
Эти шесть объектов внесены в бюллетень для голосования. Голосование рейтинговое, поэтому в бюллетенях можно отметить не один объект, а несколько (но не более трех) объектов. Можно поддержать не только объект, находящийся поблизости, но и помочь жителям других микрорайонов города. Три объекта, набравшие наибольшее количество голосов, будут благоустроены в 2018 году (если в их числе будет парк, то работы только начнутся, т. к. проект дорогостоящий, и его реализация — задача не одного года). Три оставшихся объекта будут благоустроены в 2019 году.
Школьный референдум
На голосование родителей выносятся три вопроса:
— Считаете ли вы, что в школе должна быть единая школьная форма?
— Согласны ли с тем, чтобы учебная неделя была шестидневной?
— В какое время, по вашему мнению, должны начинаться занятия?
Участвующим в голосовании родителям на бюллетене нужно будет указать номер школы, в которой учится ребенок, либо в которую его планируют отдать. Это позволит не только узнать общее настроение родителей в городе в целом, но и в каждом общеобразовательном учреждении.
Сейчас в городе три школы, где в том или ином виде есть шестидневка. В гимназии № 1, например, со второго класса, в школе № 10 — с пятого класса, № 9 — профильные 10-11-й классы. Возможно, родители учеников в этих школах резко против, и тогда руководству придется прислушаться. Или обратная ситуация: в школе с пятидневкой большинство родителей считает, что нужна шестидневка.
То же самое касается и вопроса школьной формы. Федеральное законодательство несколько лет назад закрепило, что в школах должна быть единая форма. Но какая именно, насколько строгая или вольная, должны определять сами школы. Мнение родителей позволит более гибко решать вопрос введения формы в каждой конкретной школе.
Важные моменты, о которых следует знать администрации школ:
1. Цель референдума — выяснить мнение родителей учеников каждой школы и в целом по городу.
2. В референдуме участвуют взрослые.
Почему вопросы референдума так или иначе касаются процесса обучения и воспитания, в т. ч. и формы как дисциплинирующего элемента? Школьник как субъект процесса не может объективно и адекватно определять, как его обучать и воспитывать. Просто в силу возраста.