О профессионалах высокого класса часто говорят: «Специалист от Бога». К таким можно смело отнести слесаря-автоэлектрика ремзоны Находкинского пассажирского автотранспортного предприятия Дениса ВЯТКИНА. За какую бы работу он ни взялся, всё у него получается, всё у него ладится.
Привязанность к технике у Дениса обнаружилась с раннего возраста. Его отец служил кадровым военным. Когда их семья жила на заставе, Денису в шесть лет очень захотелось самостоятельно прокатиться на машине. Причём не на легковушке. Улучив момент, он сел за руль грузовика ГАЗ-66 и поехал. Конечно, в тот раз от отца малыш изрядно получил трёпки, но глава семейства заметил в этом проступке сынишки повышенный интерес к технике. И не просто заметил, а вскоре купил ему веломопед.
Денис часами «зависал» в отцовском гараже, перебирая по деталям веломопед, изучая его устройство. Уже тогда он стал привыкать самостоятельно ремонтировать свою технику. И это ему удавалось. Позже отец купил ему мопед, а затем и мотоцикл. Денис уже настолько подружился с техникой, что без посторонней помощи сам полностью чинил и веломопед, и мотоцикл.
Мы с детства росли технарями
— Некоторые ребята нашей заставы любили только кататься, а ремонтировать технику особо не хотелось. А зачем? Когда можно прий-ти к Денису, и тот определит поломку, а то исправит её, или, по крайней мере, даст дельный совет. Мне, в отличие от сверстников, нравилось не только кататься, но и ремонтировать. Интересно было перебирать по винтикам веломопед или мотоцикл, модернизировать, усовершенствовать… Я мог копаться в железках часами, не уставая. И мне не было скучно этим заниматься. Помню, в гараже отца стояла пустая рама от «Жигулей», все узлы с неё были сняты и лежали вдоль стены. Однажды батя спросил меня: «Хочешь покататься на машине?»
— Конечно, — не раздумывая, ответил я.
— Тогда бери книгу и по ней собирай «Жигули». С запчастями, коли чего не будет хватать, помогу, — сказал он.
И Денис смело взялся за не детскую работу. Не имея опыта в сборке машин, он стал осваивать новую науку. Через два месяца собрал «Жигули» и выехал на них из гаража.
— У нас детство было куда интересней, чем у нынешнего поколения. В отличие от нынешней молодёжи мы больше работали головой, «включали» творческую мысль: что-то мастерили, придумывали, переделывали на свой лад, да так, чтобы это устраивало нас. Многие из моих сверстников занимались в технических или кружках авиамоделирования и стали технарями. Помню, пристроили на обычный велосипед двигатель от мопеда. Всё сделали, как положено. И он поехал. Сколько было радости. Это же мы сами додумались, причём сделали своими руками. Наши глаза горели, хотелось изобретать и дальше. Доходило до того, что главное, лишь бы у нас была рама, а уж мы впихивали туда даже то, что, казалось, нельзя впихнуть. И наше изобретение работало, мы катались на самодельной технике, были довольны своей находчивостью и смекалкой, — вспоминает Денис Вяткин.
В 80-е годы такого изобилия техники для подростков, как сегодня, конечно, не было. Поэтому ребятам приходилось мудрить из того, что есть. До призыва в армию Денис открыл категорию «В», однако водителем служить не довелось, о чём позже сожалел. Демобилизовавшись, устроился мотористом в автосервис и окунулся в родную стихию. Разбирал и собирал двигатели, разные узлы автомобилей, где дал простор таланту и приумножил профессиональный опыт. И когда решил открыть категорию «Д», чтобы поработать на автобусах, страха перед техникой уже не было. Занимался перевозкой пассажиров на автобусах разных марок в Омске, Сургуте, Новосибирске, намотал по дорогам десятки тысяч километров.
Чуть более 10 лет назад волею судьбы переехал в Находку и пришёл водителем автобуса дальних рейсов в Находкинское пассажирское АТП. Отработав за рулём около шести лет, Денис только в исключительных случаях обращался за помощью к слесарям, в основном чинил свою машину сам. Заметив его технические способности, Вяткину предложили перейти слесарем в ремзону. Сначала работал по разовым заявкам, потом авторемонтом занялся основательно.
Послушай, на что жалуется машина
— Денис, мне всегда интересно, как тебе удаётся определять поломку в машине с ходу? — интересуюсь у него.
— Не всегда, конечно, с ходу, но удаётся. Если это механическое повреждение, часто ставлю «диагноз» по слуху, если связано с электроникой — подсказывает многолетний опыт и практика, где и в чём необходимо искать причину. Технику нужно уметь слышать и чувствовать. Когда пришёл работать в АТП, в ремзоне одновременно находилось по семь-восемь автобусов. Каждый день приходилось перебирать по четыре-пять генераторов, причём вытаскивали из них все внутренности, включая щётки и подшипники, независимо от того, когда они были поставлены туда. «Лечили» основательно. Кстати, с нашими генераторами автобусы ходят на линию до сих пор, а машин в ремзоне стало раза в четыре меньше, — рассказал Денис Вяткин.
В его словах нет ни хвастовства, ни зазнайства. Наоборот, пока мы беседовали с Денисом, к нему подходили то один, то другой водитель автобусов за помощью. И каждому из них он давал дельный совет. Совершенствуя ремонтную базу, в последнее время пассажирское АТП стало приобретать современные сканеры. Подключив машину к этому оборудованию, на экране можно увидеть практически все её «болячки». Но бывает, что и сканер со своими диагностическими способностями не всегда может указать точную неисправность. И снова не обойтись без человеческого фактора и помощи Дениса Вяткина.
Помимо этого у автослесаря немало других забот. Бывает, на машине компьютер «сгорит», и тогда ему приходится ломать голову, как восстановить его, чтобы не покупать новый. Или, к примеру, нет электроблока на управление кондишкой в салоне междугороднего автобуса, а её нужно срочно отремонтировать. Специальную литературу по ремонту электроники автобусов сегодня найти сложно, поэтому Денис вынужден досконально изучать каждую машину, чтобы знать все её слабые места.
Автослесарем родился
Как-то учащиеся ПТУ были на производственной практике в АТП, и один из них полюбопытствовал у Дениса Вяткина: «У вас, наверное, два специальных образования?»
— А я говорю им: «Ни одного, за спиной только 11 классов. Я самоучка». Чтобы найти поломку, нужно иметь слух, логику и большое терпение. Бывает, неделю копаешься в машине, чтобы выявить неисправность. Как-то загнали в ремзону автобус DAEWOO. Спрашиваю водителя: «С чем пожаловал?» «Машина заводится и тут же глохнет. В чем причина, не могут понять», — отвечает он. Подключили сканер, а тот показывает явно другую причину, нежели на самом деле. Помучились изрядно, но неисправность нашли. Оказалось, замыкает форсунка и даёт сбой в работе. Что-то запоминаешь из неполадок, что-то приходится записывать, чтобы на одни грабли не наступать дважды, — сказал Денис Вяткин.
В АТП он один автоэлектрик, а автобусов — 160 единиц в пяти организациях. И каждая из них время от времени нуждается в его техпомощи.
— Работа у меня интересная, нравится. Некоторые водители иногда опускают руки, если не удаётся сразу найти неисправность в машине. А я не сдаюсь, бьюсь до победного. Порой, конечно, сильно устаю, но кому об этом скажешь? На одном из автобусов как-то полностью сгнила электропроводка, пришлось собирать новую косу. Часто провода гниют. Чтобы продлить их срок службы в наших погодных условиях, вместо изоленты с клеем используем термоусадку, что даёт положительный результат, — рассказал собеседник.
Беседуя с Денисом, невольно вспомнил слова Анны АХМАТОВОЙ: «Во всём мне хочется дойти до самой сути, в работе, в поисках пути…» Таких специалистов, как он, безусловно, ценят в любом коллективе. Их не нужно контролировать, за ними не переделывают работу. Они всё делают качественно, на совесть, ответственно и с умом. Дорожат Денисом Вяткиным в автопарке. Его профессионализм и работоспособность не раз отмечалась денежными премиями, Благодарственными письмами и Почётными грамотами администрации АТП и Находки. А в прошлом году в честь юбилея предприятия слесарь-автоэлектрик был награждён Благодарственным письмом Законодательного собрания Приморского края.
Владимир ФЕДОРОВ
Фото автора