Большинство из нас, пользуясь услугами городского, пригородного или междугородного общественного автотранспорта, абсолютно
не задумывается о том, что, кроме водителей и кондукторов,
на автотранспортном пассажирском предприятии есть ещё
и такое звено, от которого зависит благополучная наша поездка в ту либо иную точку назначения.
Это диспетчерская служба. Главное для нас, чтобы перевозчик доставил нас по заданному маршруту безопасно, быстро
и с комфортом.
А между тем диспетчер выполняет очень важную и ответственную задачу. Выпуская каждый день по несколько десятков автобусов на линию, он выдаёт водителям путевые листы и карты движения, другую необходимую документацию для успешного выполнения рейса. С помощью системы ГЛОНАСС постоянно контролирует выполнение графика движения автобусов по маршрутам. По возвращении водителей из рейса закрывает путевые листы, а данные заносит в компьютер.
О любом дорожно-транспортном происшествии на дороге водитель автобуса в первую очередь докладывает диспетчеру, который ставит в известность об этом администрацию предприятия. Диспетчер вызывает группу ДПС на место ДТП, а если есть пострадавшие, то и карету скорой помощи. Ему первому сообщают водители автобусов, к примеру, об обрушении мостов, которые встречаются на маршрутах, повреждении стихией дорожного полотна на участках и о других нештатных ситуациях.
Рабочий день диспетчера обычно начинается с того, что он узнаёт погоду в других городах, особенно это важно зимой. Если на каком-то участке дороги большие перемёты, где опасно двигаться автобусу, доладывает об этом инженнеру по безопасности движения АТП, и тот уже принимает решение, выпускать машину на линию по этому междугородному маршруту или нет. Также узнаёт, расчищен ли от снега Американский перевал и другие пути следования, подсыпаны ли противогололёдной смесью крутые подъёмы и спуски дороги. Всё это его функции.
Нештатные ситуации бывают разные. Иногда случается, что вышел на линию автобус с детьми, а в дороге «вылезла» неисправность и машина встала на дороге. С помощью системы ГЛОНАСС диспетчер смотрит, кто ближе всех из водителей автобусов находится в данный момент к месту происшествия, чтобы пересадить детей на исправную машину и благополучно их доставить к месту назначения. Если такой возможности нет, снимает с линии автобус и направляет его для выполнения этой задачи.
— Обязанностей у диспетчера, как видите, предостаточно. Это только кажется на первый взгляд, что лёгкая работа. Но я за 30 лет уже привыкла к ней. Дежурим с напарницами по очереди, сутки через трое. В Находкинском пассажирском АТП в своё время работали мой отец водителем автобуса и мама контролёром. Сейчас трудовую династию продолжаю я. Сама вожу личную автомашину вот уже четверть века, поэтому не понаслышке знаю, что такое пробки на дорогах и недисциплинированные водители, которые создают аварийную обстановку. Постоянно нужно быть в напряжении, поскольку не знаешь, где они тебя «подрежут», неожиданно тормознут или сделают перед тобой манёвр с нарушением правил. А в каком напряжении приходится постоянно быть водителям автобусов, которые несут отвествнность за жизнь пассажиров? И особенно городских маршрутов, — поделилась диспетчер Находкинского пассажирского АТП Татьяна БАБЕНКО.
За три десятка лет работы в этой должности Татьяна Ивановна за добросовестный и многолетний труд неоднократно поощрялась администрацией автотранспортного предприятия благодарностями, денежными премиями, награждена Почётными грамотами думы Находки и администрации города.
— Несколько раз предлагали мне более оплачиваемую работу в других компаниях, но я за эти годы достаточно привыкла к нашему дружному коллективу диспетчеров, да и в целом к коллективу АТП. Меня вполне устраивает моя работа, стабильность на предприятии и уверенность в завтрашнем дне. А это не такое уж и малое дело, особенно в наше нестабильное время, — подчеркнула собеседница.
Владимир ФЕДОРОВ